Больше рецензий

8 августа 2021 г. 15:54

433

5 Во многом шимпанзе дают фору человеку. Они менее агресивны и у них также есть политические интриги

Человечество всегда чувствовало свое превосходство и значимость, поскольку считалось, что только мы политические существа. Политический эгоцентризм породил ужасные режимы, где существовал культ личности. Зацикленность на себе до сих пор не позволяет посмотреть на тех кто рядом, на животных.

Сюжет:

Автор этой книги, долгое время изучал шимпанзе в заповеднике Артем, где живут более десятка взрослых животных образующих общество. Франс де Вааль один из моих любимых ученых. В книге «Мораль без религии» я увидел очень взвешенную позицию без этих крайностей которые сейчас часто встречаются. Как атеист, он не видел угрозы в религии, а только в догматике и зашоренности людей, но также критиковал и воинствующий атеизм. С одной стороны он не противопоставлял религию и науку и даже заметил, что:

«Все, чего достигли люди в разных сферах - от архитектуры до музыки, от искусства к науке, развивалось в тесной связи с религией и никогда отдельно от нее»

Также я заметил его большую любовь к животным, что вызвало у меня симпатию. Если в «Мораль без религии» он критикует избитые мысли относительно науки и религии, то в этой книге присутствует критика человеческого высокомерия к миру животных.

Основные мысли

Франс де Вааль начинает книгу с коннотации, наблюдения за поведением животных требует навыка. Нужно понимать контекст, поведенческие паттерны шимпанзе которых более ста. А дальше он описывает главных героев книги.

Мне описываемая сообщество шимпанзе напомнила старшую школу, где есть лидеры, первые девушки на селе, нытики и трусы, умники и одиночки, мамины сынки и любимцы судьбы. Здесь тоже идут постоянные драки ребят, развитые объединены коалиции и дружба против кого-то. Но это лишь краткий очерк. Пойдем дальше.

Познакомимся с Йеруном, он альфа самец этого сообщества. Долгое время он был на вершине Олимпа и все девушки были его. Но мы не молодеем, и в этом обществе вырастают молодые самцы. Лейт по росту и силе не уступает Йеруну, но Йеруна поддерживали женская половина и особенно ее лидер, самка по имени Мама. Поэтому Лейту пришлось заключать союзы. Он выбрал самца Ники и появился план, пока Лейт и Йерун выясняют отношения, Ники отвлекает и нервирует самок, пока они не начнут гонять его по деревьям.

Такая коалиция помогла Лейту стать альфа самцом, казалось, что должен воцариться мир, но все только начиналось. Лейт за своей каденции был хорошим лидером, в драках и спорах он всегда защищал слабых и в зародыше гасил конфликты. В дальнейшем в этом сообществе начались резкие изменения, старые союзники становились врагами. Ники через некоторое время начал открыто выступать против Лейта. Но поскольку Мама и самки поддерживали Лейта, Ники нашел нового союзника в виде Йеруна. Вместе они как-то загнали Лейта на дерево, и только кавалерия в виде Мамы и остальных самок позволили отразить Лейта. У шимпанзе редко бывают фатальные случаи, они изредка могут кусать или что-то бросать. Агрессивными они становятся зимой, когда вынуждены сидеть в закрытых тесных помещениях.

Мои впечатления

Книга меня поразила. И особенно описан лидер Йерун. Когда он потерял лидерство то понемногу превратился в кардинала Ришелье. Ему выгодна была эта борьба, и когда побеждал кто-то один, он мог принять другую сторону. Но при лидерстве Ники он имел больше выгоды. Он становился сильным премьером слабого президента. Потому Ники не любили ни Лейт, ни большинство самок.

Больше всего поразил один момент, когда конфронтация за лидерство Лейта и Ники достигла апогея, смотрители решили изолировать Ники, чтобы не произошло трагедии. Долгое время Ники был изолирован, а Йерун с Лейтом стали лучшими друзьями. Впоследствии Ники вернули, и сразу же Лейт и его женская коалиция начали гонять и ругать Ники. А Йерун оставался в стороне и не поддерживал Лейта. Как оказалось за эти месяцы он ничего не забыл, а потом старый союз снова восстановился, как и лидерство Ники.

Критика:

У меня к де Ваалю только два критических замечания. Первое это то, что он антропоморфологизирует обезьяну, или если проще - очеловечивает, то есть осмысливает поведение и реакции через призму человека и человеческого поведения. Второе замечание, что существует факт и интерпретации, факты и фактуальные утверждения. На ютубе есть ролик, где уборщик заметает в обезьяньей клетке. Через некоторое время мы видим как обезьяна берет веник и тоже начинает заметать. И здесь мы видим факт заметания, и можем это толковать многими способами: что обезьяна хочет навести порядок, убирает, потому что любит чистоту, или она просто копирует, то есть повторяет движения уборщика. Поэтому всегда есть тонкая грань между фактом и интерпретацией. Де Вааль это понимает и постоянно вспоминает, а значит осознает будущие критические замечания.

Итоги:

Я описал это для того, чтобы понять, что у шимпанзе существует развитое политическое мышление и инстинкты. Более того, в них прекрасно работает память, а также аналитическое и каузальное мышление. Они могут анализировать наперед и предвидеть варианты развития событий. Я описал лишь малую часть. Особенно понравилось как автор изображает графиками уровень отношений у шимпанзе и их коалиции, это оригинально и интересно, можно проследить все отношения сообщества. Поэтому не стоит смотреть свысока на мир животных, приписывая им худшие человеческие инстинкты. Книга понравилась, она настолько интересна, что я ее прочитал за четыре дня. Рекомендую!