Больше рецензий

7 августа 2021 г. 21:26

838

4 "И делом своим, не чужим заниматься"

Одни и те же события воспринимаются по-разному людьми с разным уровнем сознания. Оказавшись в затруднительной жизненной ситуации кшатрий Aрджуна ведет философский диалог с божеством Кришной, который путем наставлений пытается изменить сознание человека.
Как и всякий человек, который родился во второй раз (т.е. духовно) Aрджуна неминуемо сталкивается с разрывом онтологического и этического. Кришна помогает человеку преодолеть этот мучительный разрыв, заставляя Aрджуну выйти за границы своего узкого психологизма в сферу трансцендентного. Подобно человеку взобравшегося на вершину горы, Арджуна должен увидеть мир другими глазами и в другом масштабе.

Бхагавад-гита - религиозно-философский текст, который предназначен освободить человека из плена нерефлексирующего материального существования и преодолеть страдания.

Главная проблема человека. "Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, из вожделения возникает гнев. Гнев порождает иллюзию, из иллюзии следует заблуждение памяти, заблуждение памяти приводит к потере разума, потеря разума влечет за собой падение." Именно это "падение" является главным "злом" для человека, причиной материальных страданий и перерождений душ.

Пути преодоления проблемы. Бхагавад-гита описывает не один, а целых три пути подлинного существования, ведущего к спасению.
1) Джнана-йога. Отрешенно-созерцательный путь, путь познания абсолютной духовной реальности.
2) Карма-йога. Деятельный путь. Проявляется в служении Богу путем незаинтересованной деятельности (из чувства долга). Отсутствие эгоистических мотивов и привязанности к результатам деятельности есть своеобразное служение Богу. Такая деятельность духовно возвышает человека и ведет к спасению.
3) Бхакти-йога. Путь любви к Богу. Чистая метафизическая любовь к Богу преодолевает более низменные желания, которые привязывают человека к колесу сансары и ведет, в итоге, к спасению.

Типы людей. Бхагавад-гита утверждает, что "человек, обладающий сознанием Кришны, не проводит разграничений между живыми существами, принадлежащими к разным формам жизни, равно как и между представителями разных каст. Человек, развивший в себе сознание Кришны, ясно понимает это, поэтому он обладает истинным знанием и одинаково относится ко всем живым существам". Такое отношение высшего сознание объясняется наличием во всем божественного начала (пантеизм). Будучи частью Абсолюта, индивидуальная душа попадает в двойственность нашего мира, но имеет шанс выйти из под власти зла и материи и вернутся в духовный мир.
Кришна описывает несколько онтологических (не социально-кастовых) разновидностей человеческой натуры (природы) душ.
1) Божественная природа. "Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешенность от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой".
2) Демоническая природа. "Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи. Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя. Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость. Демонические люди, лишенные разума и потерянные для самих себя, поглощены пагубной, греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира. Потакая ненасытному вожделению, опьяненные гордыней, тщеславием и самомнением, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вершат свои грязные дела. Они убеждены, что главное для человека — услаждать свои чувства. Поэтому их до конца дней преследуют бесчисленные тревоги. Связанные путами сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они неправедными путями добывают деньги на чувственные наслаждения. Самодовольные и дерзкие, ослепленные богатством и гордыней, иногда они, кичась собою, совершают жертвоприношения, но делают это лишь для вида, не следуя никаким правилам".

В общем, текст Бхагавад-гиты остро экзистенциален. При желании его можно для западного человека интерпретировать на языке и в духе религиозного экзистенциализма и даже Хайдеггера. Забавно читать этот текст спустя много тысяч лет после его написания. Все те же люди, все те же проблемы. Топчемся на месте.
"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".