Больше рецензий

31 июля 2021 г. 19:39

248

3.5 А ты думал - в сказку попал?

Нечастый в наше время рассказ о том, как возвращаются люди, попавшие однажды в волшебную страну - и вполне себе отрезвляющий, если честно.
Это ведь только в старых сказках люди спокойно воспринимают рассказы о том, как кто-то путешествовал по стране эльфов, танцевал с волшебным народцем в кругу цветов или побывал под холмами сидов - а в реальном мире в это время прошло от года до ста лет. Но что будет, если предположить, что подобное произойдет в суровой реальности, в наше настоящее, насквозь прагматичное время?
А получится вполне себе суровая история, которая будет даже не столько о потере, эмоциональных переживаниях и страданиях, ее сопровождающих, или о радости, связанной с обретением потерянного и оплаканного члена семьи; и даже не о восторге или опаске при столкновении с волшебством среди нашей серой обыденности. Это будет история, скорее о последствиях, обусловленных нынешним временем (о которых авторы многочисленных книг о переселенцах в иные миры склонны забывать). Расследование, полиция, экспертизы, подозрения, поломанные судьбы - и речь даже не о безутешных родственниках - недоверие к вернувшемуся, коренным образом изменившаяся за время его отсутствия реальность, попытки вернуться к нормальной жизни спустя все это прошедшее время: не побоюсь этого слова ПТСР во все поля. Миленько, да?
Самое обидное - на мой взгляд - что Грэм Джойс как бы и не дотянул до ожидаемого градуса реалистичности повествования: так, неизвестно откуда появившаяся девушка живет себе спокойно в доме предполагаемых родителей, никакая полиция не является по ее душу, не возникает никаких проблем с ее документами, вовлечением в обычное течение жизни (помимо тех, на которых автор предпочитает сфокусироваться: личных и семейных, связанных с прошлым Тары). Историю пребывания Тары в волшебном мире автор прописывает чрезвычайно скупо, полностью отдавая на откуп читателю размышления о том, с чем это может быть связано: невозможностью описания волшебства человеческим языком или нарочной схематизацией рассказа, связанной с необходимостью лгать. Более менее прописан Ричи - просто за счет известной читателю предыстории, а вот безутешные родители, например, чудовищно ходульны в своей картонности... И так во всем. Да боже, по большому счету, даже внутренняя второстепенная история Джека, рыжего котика и старой соседки прописана более эмоционально и "верибельнее", чем основные сюжетные линии! Завершение же истории вообще вызвало лично у меня желание побиться головой о стол - настолько не логичным и не вписывающимся в сложившееся представление о героине (в первую очередь) оно мне показалось.
Нет, я вполне понимаю схему, которую автор попытался (как мне кажется) прописать: с одной стороны, окончательное принятие потери, почти насильственный толчок жить дальше; с другой - осознание факта, что, изменившись (после пребывания в волшебной стране или взросления, или получения кардинально нового опыта - нужное подчеркнуть), ты не сможешь просто взять и снова влезть в уже "отброшенную тобой шкурку", отменив все это; с третьей - вопросы самого глубинного доверия даже близкому человеку. Но...
Так и хочется патетично воскликнуть: "Не верю!" и зашвырнуть книгу в дальний угол комнаты.