Больше рецензий

19 июля 2021 г. 20:54

666

4 Мишель Уэльбек. «Покорность»

Франсуа утвердился в качестве главного специалиста по творчеству Жориса-Карла Гюисманса и стал профессором старейшего университета Франции, Сорбонны, но, достигнув среднего возраста, осознал, что главные его достижения в науке и любви принадлежат прошлому. Неудачником его не назовёшь, однако семьи он не создал и продолжает встречаться то с одной, то с другой девушкой, пока те не найдут лучшей альтернативы. Тем не менее, личное будущее его не особенно волновало, пока в политической жизни страны не начались непредвиденные перемены: на президентских выборах победил кандидат от мусульманской партии. Вскоре Франсуа увольняют с должности, а его бывшая подруга, Мириам, вместе с родителями эмигрирует в Израиль.
Казалось бы, что нам «Гекуба», что нам проблемы Европы, медленно, но верно сдающей позиции азиатским захватчикам? Дело в том, что в этой социально-политической антиутопии раскрывается природа современного человека, пусть и ограниченно, в лице представителя интеллигенции: Франсуа не вполне сознаёт ничтожность своей жизни, до той поры, пока ему отказывают в духовной составляющей – отстранённый от университетских занятий, он посвящает досуг пьянству (хотя и очень умеренному) и сексу с девушками по вызову. Он постоянно сравнивает настоящее с прошлым, свою жизнь с биографией излюбленного классика, но его духовное родство с Гюисмансом является надуманным. Попытка Франсуа обратиться к католицизму также не приводит к желаемому возрождению: христианство в наши дни уже перестало быть основой всеобщего мировоззрения, уступив место гедонистическому цинизму.
За увольнением следуют другие неприятные известия: последовательная смерть родителей главного героя. Эти новости мало трогают его: Франсуа давно утратил связь со своими «корнями». Однако его удивляет метаморфоза, произошедшая с отцом: тот смог славно провести остаток своих дней, преобразившись из строгого финансиста практически в искателя приключений. Это внушает герою надежду, что он сможет прожить ещё одну, непохожую на прежнюю, жизнь. Для этого ему нужно всего лишь обратиться в ислам, тогда он может вернуться к преподаванию, а также жениться на одной из студенток, вернее, даже на нескольких, поскольку многоженство теперь официально разрешено.
Исследуя современное общество, Мишель Уэльбек находит, что Западная Цивилизация в сущности уже столетие как мертва, поскольку утратила все основополагающие духовные скрепы, и неизбежно покорится Востоку, который предлагает иную картину мира, устойчивую благодаря религии. На смену коротким юбкам приходят платья до пола и хиджабы – это только первый шаг по искоренению свободных сексуальных отношений. Затем женщин ограничат в праве на труд, а значит и в независимости. Станет ли от этого более полной жизнь мужчин, подобных Франсуа? Во всяком случае, из неё исчезнет видимая стабильность и неопределенность в чувствах к былым подругам. Герой Уэльбека неспособен на сильный волевой поступок, он удовлетворен и сыт, его уже не тревожат любовь, страсть, мечты и амбиции, но всё-таки ему нужна какая-то жизненная цель. Он даже помышляет о самоубийстве, но только под нажимом системы совершает таковое: речь не о фактической смерти, а о добровольном отказе от прошлого.
«Покорность», несмотря на внешнюю простоту, не самый простой роман и предлагает читателю неоднозначный взгляд на проблему исламизации Запада. Национальная идентичность постепенно утрачивается, а с ней – культурные ценности. Атеистическое мировоззрение не всегда ведёт к осознанной жизни. Возможно, столетиями позже планета станет единым государством, но кто будет править им? Эта простая история вызывает массу вопросов, на которые у каждого найдётся свой ответ.
Отдельно хочется воздать хвалу обложке книги: на ней изображена Джоконда в хиджабе с разрезом на месте рта. Оригинальное оформление романа было более «практичным» – накидка скрывала всё лицо за исключением глаз. Отечественные издатели, видимо, не представляют Мону Лизу с отсутствующей улыбкой, поэтому изменили дизайн обложки. Пожалуй, зря, ведь в романе женщинам не дают никакого повода для улыбки. Впрочем, концепция остаётся той же и более удачного оформления к этой книге невозможно себе представить.