Больше рецензий

14 июля 2021 г. 17:05

230

4.5

Хорошо открывать для себя новых авторов. Особенно, современных.

Я начну с конца. Хоть главный герой и ставит точку, говорит, что завершил роман, но текст не закончен в смысловом плане. Фактически – да, но оставил много недосказанных историй. Сказки и рассказ Нины Х., дневник Петра Портного, линия Егора и т.д., - всё ссылается друг на друга и не везде есть конец. Нигде нет объяснения про озеро (ни в сказке, ни в романе), что стало, как я поняла по другим рецензиям на сайте, одним из разочарований для читателей.

Первая часть романа более захватывающая, чем вторая и третья. Однако для меня закономерны как переплетения сюжетов, судеб и текстов, так и развитие текста романа. Автор нас зацепил, как Нина Х. зацепила и оставила след в искусстве гиперреалистов в романе. Всё остальное происходит по инерции: ты продолжаешь читать, пытаясь вместе с героями распутать что-то, уловить что-то витающее в воздухе романа. И постоянно Поляринов притягивает читателя к земле: реально происходящими событиями в жизни героев.

Таким мне видится центр тяжести здесь: твоя личная жизнь; твои мысли или те, что тебе втолковали, но они уже стали отчасти твоими; вера во что-то, в кого-то или в Кого-то. При этом центр тяжести одинаков для всех, только имеет множество вариаций. С этим связан и эффект толпы, описанный в последнем из приведенных в романе рассказов матери Петра: штурмовики шли строем, а «люди, идущие строем, всегда идут не туда». У них свои воспоминания (и навязанные мысли), точнее, общие, которые превратились в камень, потому что на них тоже надели шлем («Центр тяжести» матери Петра). Хороший вопрос задала Марина, вспоминая эту сказку Нины: «что означают эти камни – они добро или зло?». В сказке, возможно, добро, как драгоценные камни. А что под шлемом у штурмовика?

Прочитано в рамках игры Открытая книга