Больше рецензий

Peneloparostov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июля 2021 г. 20:43

371

4 «И для нас смерти больше нет...»

В этом странном мире есть практически всё. Медицина непостижимо высокого уровня, которая позволяет модифицировать тело и разум, и сеть нелегальных клиник — для имплантоманов. Беспилотные поезда и скоростные авто — для тех, кто не может отказаться от личного транспорта и ещё для представителей правопорядка. 30-метровые «ульи», частные домики в пригороде и элитные районы. И огромные припортовые районы — обиталище маргиналов всех мастей, от бомжей и уличных банд до королей криминального мира. Всё почти как сейчас, плюс прорывные технологии.

Но есть и особенности. Этот мир (параллельный? мир будущего?) формально управляется неким подобием ООН, но фактически состоит из отдельных городов-государств, наподобие древнегреческих. А ещё, не смотря на все достижения инженерной мысли, на всей планете совершенно не развито воздухоплавание, не говоря уже о полётах в космос. И самое странное: примерно за сутки до смерти к человеку приходит Старец и предлагает выбор — уйти в никуда с ним или умереть от насильственной смерти, серьёзной болезни или катастрофы. И все уходят, потому что проколов в прогнозах не бывает практически никогда.

Точнее, их не было, пока однажды к 16-летнему мальчишке не пришёл Старик — а тот из чистого куража отказался уходить. С тех пор Старики приходили к нему множество раз — а он всё живёт. И вот Кросс уже мужчина лет 35-40, нейрохирург. Он падает и поднимается, погибают его близкие люди, и порой он хотел бы умереть — но не может. Когда мир начинает сходить с ума, сперва медленно, а потом всё быстрее, Кросс встречает девушку по имени Джил, говорящую с мёртвой подругой. Ещё через несколько дней его пытается убить детектив, потерявший практически всю семью: некто сказал Мэйтту, что в гибели виноват хирург. А когда начинается Апокалипсис, выясняется: только эта троица да ещё пара-тройка людей не сошла с ума. Более того — они обладают Силой, способной сдерживать чужую агрессию.

За приключениями Кросса, Мэйтта и Джил мы наблюдаем на протяжении двух частей книги. А потом случается третья, которая поворачивает всё с ног на голову и превращает чистый киберпанк в повесть о прогрессорах. Только не таких благородных, как Румата Асторский, а похожих скорее на Серых Братьев Дона Рэбы.

Вообще, книжка получилась очень динамичной и, мне кажется, это тот случай, когда у хорошего режиссера популярность фильма может превзойти литературную первооснову — как, например, случилось с «Вычислителем» по повести Громова.