Больше рецензий

30 июня 2021 г. 11:16

981

5 Вкусный готический роман

Первый роман цикла «Титус Гроан» (Titus Groan) вышел в 1946 году, второй — «Горменгаст»(Gormenghast) в 1950 году, и третий — «Одиночество Титуса» (Titus Alone) был опубликован в 1959. К циклу примыкает небольшая повесть «Мальчик во мгле», опубликованная значительно позже в 1976 году уже после смерти Мервина Пика. Писатель умер в ноябре 1968 г., и лишь после смерти книги о Горменгасте получили мировую известность. К сожалению такова доля многих писателей.
Роман повествует о взрослении Титуса Гроана , семьдесят седьмого граф горменгастского, наследника замка и титула. С одной стороны его жизнь -олицетворение власти, с другой всё его существование замкнуто в бесконечном и бессмысленном круговороте правил и традиций.
Конечно у парня тяжёлая жизнь, только наивные люди с подачи Вудхауса полагают, что жизнь родовой знати непрерывный праздник. Но Вудхаус шутил, придумывая своих персонажей. Настоящих графов воспитывают как скаковых лошадей, жёстко и безжалостно. Вот и Титус мечтает хоть на несколько часов оказаться на свободе, сбежать от грозного замка, давящего его своей неизмеримой массой.
Если подходить к литературе, как к «духовной пище» попробую начать с понятных «пищевых» примеров.
Есть забегаловки, где можно наскоро перекусить. Многие детективы, триллеры и женские романы похожи на такие .
Есть рестораны, куда приходят сытно и вкусно поесть. Таких добротных, но не являющихся шедеврами книг не мало .
Существуют особые ( обычно со звёздами Мишлена) заведения, где еда сложна и недоступна пониманию простого человека. Такая «элитарная», высокая литература конечно тоже существует (Джойс, Фолкнер, Камю и др.).
Здесь остановлюсь, читатель может сам продолжить классификацию.
Но! Есть рестораны, где присутствуют АТМОСФЕРА.
Недавно был в таком. Столик стоял в парке у подножья руин неведомо чего, но чего-то крайне загадочного. Вокруг стрекотали цикады. За соседнем столиком дама, увешанная драгоценностями (наверняка «герцогиня») ссорилась со своим моложавым спутником(альфонс? пират? или Джеймс Бонд?). Рядом приятная пара романтично объяснялась в любви. Мэтр, похожий на мужа английской королевы, скупо и бережно наливал крохотную каплю бесценного вина в необъятно огромные бокалы. Вину было сиротливо и оно требовало немедленно употребить его. Темнело, и звёзды присоединились к компании светлячков и всевозможных фонариков среди кустов и цветов. Тёплый ветерок чуть заметно гладил пламя свечи на столе. Честно говоря, не помню, что конкретно ел. Помню, что вкусно. А ещё это был один из лучших вечеров в моей жизни.
Такова трилогия Мервина Пика «Горменгаст». Там есть АТМОСФЕРА. Роман не понравится любителям остросюжетной литературы, не удивит он и ценителей философии.
Но он «вкусный» для тех, кто получает наслаждение от красивых фраз, неожиданных сравнений и образов. Безусловно он понравится хорошим писателям. Думаю Терри Пратчет нашёл в «Горменгасте» образы своих академиков незримого университета. А Дж. К. Роулинг подчерпнула здесь немало идей и образов для романов о Гарри Поттере.
Многие сетуют на огромный объём книг Горменгаста, где легко заблудиться в поисках понимания сюжета, вместе с блуждающими по коридорам древнего замка героями. На мой взгляд, — это плюс. Если вам нравится читать про то, как мох прорастает сквозь вековой камень полуразрушенных колон, как бродит эхо по древним коридорам — книга для вас. Мне, например, приятно бесконечно смаковать вкусный текст, похожий на бокал густого красного вина.
Обычно профессиональные критики в поисках главных героев этого романа называют юного графа Титуса или злодея Стирпайка или даже сам замок Горменгаст.
На мой взгляд главное в романе — АТМОСФЕРА, которая представляет собой сон мрачного замка, а его герои -персонажи кошмарных сновидений. За призрачной завесой сна прячется такая же призрачная реальность, тягучая, туманная, весьма далёкая от настоящей, пусть даже и готической, жизни. Здесь странные события, происходящие в ещё более загадочном мире. Здесь плетутся невероятные интриги, празднуют странные праздники, происходят мрачные убийства, но всё это как-то нереально, в дымке затянутого и тревожного сновидения. Именно поэтому роман принадлежит фантастической литературе. Хотя на первый взгляд — обычный готический роман, атмосфера которого как-то уж слишком затягивает, подобно зыбучим пескам.

Отмечу отличный перевод Сергея Ильина. Сейчас это к сожалению редкость.

рецензии на книги