Больше рецензий

19 июня 2021 г. 17:47

306

4 Псевдорелигия как способ власти

Начинала читать эту книгу лет пять или шесть назад, но забросила, не дойдя и до середины. Отчего-то не прониклась ей тогда - то ли тема оказалась не слишком близка - ведь с творчеством Золя я познакомилась давно... То ли я тогда была недостаточно наполнена, чтобы осилить эту книгу и погрузиться в неё так, как погрузилась теперь, решив перечитать её заново... В общем, восприятие с возрастом меняется, и это удивительный факт...

Конечно, произведение не из лёгких. Хотя, сюжет, вроде бы, и прост как мир. Молодой священник Пьер, насмотревшись на нищету и страдания бедных в Париже, решает отправиться в Рим, чтобы защищать книгу, которую он написал о новой религии и разоблачении светской власти. Книга подвергается осуждению и грозит быть запрещённой, и герой намерен отстаивать свою точку зрения перед главой Ватикана... Но, вдохновлённый своими мечтами о воссоздании нового, справедливого мира, где все будут на равных, Пьер не подозревает, как безжалостно разрушит его понятия и планы уже сформировавшийся папский Рим, погрязший в тщеславии и вечной борьбе за деньги, престол, власть...

Споров и мнений, кажется, много. Однако всё это остаётся внутри, и лишь в разговорах. Персонажи могут конфликтовать и расходиться в суждениях, но никто из них не пошевелит и пальцем, чтобы пойти дальше и тем самым вывести из строя механизм, которому слепо следуют по предписанию навязанного долга перед церковью и верхушкой айсберга. Из чего вырос этот айсберг? Нетрудно догадаться: бесчинства, взяточничество, убийства, покрывательство, лизоблюдство, отрицание, жажда власти...

Впрочем, некоторыми цитатами зачитываешься с удовольствием.

"Да и к чему, собственно, писать? Ведь уже самое желание выразить собственную мысль есть не что иное, как бунт, как диавольское искушение, ибо это он, сатана, влагает перо в ваши персты..." (с)

"Книги никогда не бывают лишними! Нужно печатать их ещё и ещё! Книга, а не меч - вот оружие, с помощью которого человечество одолеет ложь и несправедливость, добьётся вечного мира и братства народов..." (с)

Местами "Рим" становится похожим на путеводитель по его бесконечным достопримечательностям. Местами погружает нас в исторические факты и философские рассуждения о католичестве, церкви, двусмысленности её догматов и принципов. Для меня главным остаётся не это. А то, что лежит на поверхности. Вывод, что напрашивается сам собой, пока читаешь. Система против мечтателя. Тщетность всех его попыток доказать и объяснить, пролить свет на безобразную наготу прогнившего общества. Полное бессилие перед сложившимся "порядком". Потому что им так удобно. Всем. И они сами признают это, ничуть не пытаясь оправдаться. Да и перед кем? Перед бедным, наивным священником, который всё равно уедет несолоно хлебавши, растоптанный, измученный постоянным путешествием не по Риму, а по "инстанциям", в бесплодных попытках отстоять себя и свою книгу. Надежда на папу оборачивается таким же провалом, ведь папа стоит во главе всего этого кошмара, облачённого в белые одежды "религии послушания"... Кстати, когда писатель останавливает наше внимание на одеянии его святейшества, неопрятной, запачканной табаком и пятнами сутане, это выглядит как своеобразная отсылка к образу и сущности города в целом. Запятнанный Рим. Забывший свои истоки. Извративший понятия и предназначение церкви. Служащий лишь в угоду сильным. Поработивший слабых и обездоленных.

Что любопытно, в одном из своих высказываний Пьер прямо обличает своих оппонентов в излюбленной привычке закрывать глаза на всё мерзкое и неприятное. Отличным примером подобной позиции выступает здесь князь Дарио, бледнеющий и бьющийся в истерике при виде изнанки нищих кварталов. В романе мне непонятен только один момент: чем обоснована была столь горячая и жертвенная любовь Бенедетты по отношению к этому чуду природы? Человеческая душа - потёмки...

"Сколько бы я ни рассыпался в похвалах, мне всё равно придётся обрисовать истинное положение вещей, а именно этой истины вы и не хотите признавать; вы упрямо желаете видеть лишь одну красоту, вы так же чувствительны к малейшему порицанию, как стареющая женщина, которую бесит любой намёк на её морщины." (с)

В заключение могу сказать, что Золя написал прекрасную книгу, не раз поставив в этой истории на весы такие понятия как верность и честь, долг и достоинство, религия и сострадание, любовь и месть...

Хотя, признаюсь, мне было бы приятнее, если бы герой нашёл в себе силы и бесстрашие прямо выступить против всей этой "священной" клоаки. Не для того, чтобы продвинуться в своих целях, а просто ради того, чтобы плюнуть в лживое лицо аристократии. Но здесь ему не хватило силы духа.