Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2012 г. 22:12

3K

5

Юз Алешковский. Тот самый Юз, который подарил мне любимую книжку детства ''Кыш и Двапортфеля'', тот самый Юз – автор песни ''Товарищ Сталин, вы большой ученый'', которую исполнял Высоцкий, тот самый Юз – матерщинник и пересмешник, тот самый Юз, которым очень восхищался Бродский. В этом романе он смог удивить меня, удивить до такой степени, что я прочитала книгу дважды, два раза подряд и при этом, перечитывая некоторые страницы ещё несколько раз. Во-первых, это искренность, открытость – пересмешник Юз с распахнутой душой и открытым забралом в этой исповеди, в ненависти ко всему советскому – строю, чиновникам, тюрьме без решеток, людям, потерявшим Душу. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное для меня – глубочайшая религиозность текста, которая отвечает на вопросы на которые многие не находят ответов: почему страна в течении 70 лет позволяла сажать в тюрьмы, сумасшедшие дома, расстреливать за инакомыслие и не только за инакомыслие, почему страна писала доносы на соседей, родных, на людей, люди сдавали других людей, почему уничтожили крестьянство, как класс и так далее. Страшно. Но у Алешковского дан ответ, ответ, который я давно нашла. Коммунизм очень хорошо рифмуется с сатанизмом, а разделение Разума Возмущенного, который постоянно кипит и постоянно хочет разрушить всё до основания, который есть бурлящая Ненависть и Души, которая есть сама Жизнь, Прощение и Раскаяние – тот самый ответ, банальный, но не менее страшный.

''Рука (повествование палача)'' – это исповедь палача НКВД перед своей жертвой, которую он пытался отловить долгие годы. Но это не обычный палач и это не обычная жертва. Рука – простой крестьянский мужик, на глазах которого большевики расстреляли отца, надругались над сестрой и теткой и практически уничтожили всё село, только за то, что мужики отказались вступать в колхоз, считая, что это дело гиблое. Вот с этого момента Рука и начинает говорить от лица тех, кого в той или иной степени коснулась рука страны советов, кто на своей шкуре испытал все лагерные, партийные, следственные, детдомовские, классовые ужасы страны советов. Это ненависть, бьющая через край, это страсть человека, готового быть палачом, чтобы затопить в крови ненавистные лица. Но это и исповедь человека, жаждущего избавления от этой ненависти, желающего прощения отцовского, раскаяния и покаяния, которые приведут Руку к отцу. Это размышления человека над судьбой страны, над решетками, которых не было, над аморальностью и бесчеловечностью тех, кто ещё вчера давил врагов народа, а сегодня живет в их особняках, собирает драгоценности, картины, жрет от пуза, ворует, развратничает, чей Разум Возмущенный все кипит, всё давит и ищет врагов теперь уже среди своих, пожирает, давит, расстреливает. И визжит от страха и в то же время забывается от безнаказанности. Это страшно читать, это невозможно себе представить, но так было. В деревнях, в городах – везде. Но в то же время, это и безграничная любовь к стране вне коммунизма, к людям, простым людям, которые оказались внутри тюрьмы без решеток, любовь к культуре, это тот свет, что просвечивает сквозь ненависть в исповеди некоторых заключенных перед Рукой, тот свет, что коснулся и Руки, в той или иной степени. Не пощадил Алешковский и придворных шутов-лизоблюдов, то есть писателей и поэтов (в книге упоминаются некоторые имена). Однако, я до сих пор пребываю в тихом восхищении теми, кто в то время творил свободно и создавал шедевры, вопреки - ''Андрей Рублев'' Тарковского, ''Цвет граната'' Параджанова и т.д, книги Леонова...
В ''Руке'' гораздо меньше нецензурщины, гораздо, тем не менее, она есть и её довольно много, но в данном случае это оправдано, потому что в этой книге нет ничего ханжеского или запретного. Есть некоторые гиперболизированные ситуации, которые слегка коробят, но, повторюсь, в данном случае, это оправдано.

А распад страны советов продолжается до сих пор, и пока мы не захороним своих покойников, пока не признаем и не примиримся со своей историей – распад так и будет продолжаться. Год за годом.

Прочитано в рамках флэшмоба ''Дайте две''.

1 2

Комментарии


Спасибо, Юля! Очень бы хотелось почитать, не знаю только, где бы сил душевных накопить.


Да, чтобы прочитать эту вещь Алешковского душевные силы нужны, там очень страшно, там очень больно, там всё задевает за живое. Потому что книга абсолютно искренняя и открытая - вся душа нараспашку. Но, книга всё равно светлая. Для меня это высший пилотаж от Алешковского. Высший.


А у меня она висит как раз во флешмобе, но я пока не могу даже начать..


Я понимаю. Это тот случай, когда книгу нужно захотеть прочитать, потому что она тяжелая, тяжелее, чем Шаламов и Солженицын вместе взятые. Плюс ещё наличие нецензурщины, что может помешать восприятию книги.
На самом деле мне немного неловко, что выпала для совместного чтения именно эта книга...
Но эта книга - высший пилотаж.


О! У меня эта книга в планах с весны, даже начинал читать, но захотелось на тот момент чего-то легкого и отложил в сторону. Надо будет вернуться. Что книга сильная - наслышан, и рад что это подтверждается Вашими словами :)


Книга не просто сильная, она удивляет даже после книг Шаламова, Солженицына и прочих, когда кажется, что вроде бы уже всё знаешь о том времени и не только из книг, но и из судеб собственных родственниках, вроде бы ...
Не ожидала от Алешковского такой высоты полета, но я даже занесла книгу в любимые, хотя в ближайшие лет 20 точно перечитывать не буду :)


Беру, однозначно, беру Алешковского в хотелки))


:) Оль, советую, хотя и мата в книге предостаточно, но она вся, как распахнутая душа. Как сказал один замечательный человек: книга абсолютно неподцензурна.


и я! и я в хотелки!


Я была настолько удивлена именно религиозностью, объяснением причин всех зверств отступлением от Бога, разделением разума и души, что такая радость была, аж дыхание перехватывало. И это при том, что нецензурщины в книге предостаточно. :)


то, что мне сейчас нужно - и именно с нецензурщиной!


Представь, Алешковский написал книгу в 1977 году, в стол. Если бы нашли - расстреляли бы, однозначно. Или в сумасшедший дом упекли, или посадили лет на 20.
Причем, я сейчас очень хорошо понимаю, что ''счастливое детство'' было только благодаря родителям и друзьям.
А ''Рука'' очищает, очищает от ненависти. Ощутила на себе. :)


боюсь, мне уже надо чистится от ненависти(((


не наговаривай на себя :)
хотя, я сама такая же...


да я не от глобальной, я так... по мелочи.


по мелочи - это рядовые будни...практически.


Юля, спасибо за рецензию, проникновенно, как всегда! Недавно на канале культура был документальный цикл - диалоги с Викторией Токаревой. В третьей части - очень интересно о советском литературном андеграунде, о знаменитом альманахе "Метрополь". Об Алешковском она говорит, что его буквально сжигало изнутри понимание, что в Союзе его никогда не напечатают. Глушил тоску, как водится, водкой. В итоге - эмиграция в 1979 году.


Алешковский вообще авантюрист и хулиган, вся его жизнь это увлекательный авантюрно-приключенческий роман. Он даже в этой книге Руку сделал таким графом Монте-Кристо по-советски.
Практически все свои романы он писал в стол, иначе не мог, не мог как многие другие маскировать текст, искать иные формы для своих мыслей. Кто-то мог, а он - нет.
Есть отличный документальный фильм Юз, Джаз, Ирка и Пес(к сожалению на ютубе только часть, но возможно в инете есть полная версия фильма), где Алешковский, как всегда открытый и неподцензурный рассказывает о себе, а в одном кадре Иосиф Бродский подтанцовывает под ''Окурочек'' (они дружили с Алешковским и именно Бродский написал предисловие к трехтомнику Алешковского - совершенно потрясающее предисловие). Интереснейшая личность.
А цикл документальных фильмов с Токаревой обязательно посмотрю, несмотря на её порой невнятные книги, я очень люблю её слушать :)


Да, есть удивительные книги. В моей жизни была только одна такая - я прочитала её два раза подряд, иногда возвращаясь к тем или иным страницам текста. :)


И это очень здорово, что есть такие книги, которые не отпускают, которые притягивают к себе. Эта книга притягивала внутренней болью, откровением. У меня таких книг одна-две от силы, но потом я их не перечитываю, хотя заношу сразу в любимые. )


Юля, спасибо! Я добавлю рецензию в избранные, не могу обещать, что решусь. Хотя очень вероятно, что решусь. Читаю сейчас рассказ Тендрякова " Хлеб для собаки ", задаюсь теми же вопросами:

...почему страна в течении 70 лет позволяла сажать в тюрьмы, сумасшедшие дома, расстреливать за инакомыслие и не только за инакомыслие, почему страна писала доносы на соседей, родных, на людей, люди сдавали других людей, почему уничтожили крестьянство, как класс и так далее. Страшно.

Наташа, ответ дал ещё Федор Михайлович в ''Бесах'', а если ещё и почитать ''Катехизис революционера'' Нечаевский, то всё абсолютно прозрачно. ''Бога нет - всё довзолено''.
А Алешковский просто настолько всё точно описал, опираясь на именно на послереволюционное время, что просто подтвердил все мои размышления. Я в цитаты кое-что добавила из книги, конечно, это малость и основное там на нескольких десятках страниц расписано, но тем не менее...


Да, цитаты сильные. Очень.


О, это про голод рассказ-то, да?
Одна из самых страшных вещей, прочитанных за мою жизнь. Возможно, потому что глазами ребёнка.


Да, Ронь, да. Я не могу подобрать слова какой он. И я далеко не ребенок, но эмоции едва ли слабее.


Спасибо за рецензию и ее продолжение в комментариях. Алешковским заинтересовалась еще после "Таинственной страсти" Василия Аксенова. Он там под именем Фьюза Алехина выведен. Но кроме Кыша и других детских рассказов ничего у него не читала. Лагерные песни его слушала в молодости у костра. Был в нашей компании отличный знаток и исполнитель этого жанра. Обязательно прочту "Руку", но позже. После Ирины Головкиной ("Побежденные") сразу тяжело испытывать те же эмоции.


''Рука'' Алешковского это несколько иные эмоции, там просто сносит всё внутри, разрывает, потому что одним голосом рассказано о многих: от крестьян до партийных чиновников. ''Побежденные'' хоть и люблю очень, но там много снобства, много однобокости (виноваты были и аристократы, и интеллигенты, что допустили до такого развития событий), много слов о том, что только офицеры и аристократы любили свою страну и ни слова о крестьянах, которые пахали на земле и тоже её любили. Хотя книга сильная, вызывает много эмоций, но у Алешковского взгляд с иного угла обзора - более страшного - от лица многих.
А ''Побежденных'', тем не менее, не смотря на все недостатки, очень-очень люблю...


Алешковский и Головкина - писатели разных поколений, поэтому и разной ширины угол обзора. А к отмеченному Вами снобизму, я бы еще присоединила неприкрытый нацонализм, антисемитизм.Все в моей позавчерашней рецензии есть


Да, согласна. Наверное, ещё и потому разный угол обзора, что Алешковский уже видел результаты... Ну и разная социальная среда, наверное.


Коммунизм очень хорошо рифмуется с сатанизмом


Страсти та какия!

1 2