Больше рецензий

6 июня 2021 г. 17:03

1K

3 «Содержание притчи легко сопоставляется со словами из апокрифического Евангелия от Фомы: «Блажен лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят человек, которого съест лев, и лев станет человеком»

«И брату брат рыдающий поднес
Навоз, с собой прихваченный, под нос:
Кто к смраду приучил свое дыханье,
Тому смертельный яд – благоуханье!
…Кто Правды отвергает аромат,
Того судьба – вдыхать безумья смрад!..»

Сам Джалаллидин Руми хорош. И притчи его, естественно, хороши. Если бы были доказательства того, что автором этих притч является действительно он. Но данная книга интересна прежде всего пояснительными вставками, сопровождающими каждую притчу. Конечно, читатель при этом чувствует на затылке руку толкователя, заставляющего смотреть в нужную сторону. Но ведь всякая книга пишется не просто так, а ради какой-то цели, не так ли? И если сравнивать, при помощи притч от Руми, христианство и мусульманство, то вывод однозначен: мусульманство предстает более практичной, более человеческой и более земной религией, нежели христианство. Например, шейх, коих на самом деле много, может «вытянуть» из бездны зла даже тяжелого грешника. Для этого не нужен Иисус. Иисус – это уже другой уровень. Суфийская концепция «заступничества» праведного шейха, таким образом, в какой-то степени выглядит более легкой в глазах какого-нибудь бедуина, нежели условия спасения, прописанные в христианстве. В то же время, суфии учат не метать бисер перед теми свиньями, которые не только не заслуживают этого, но и перед теми, которые, по мнению суфиев, не будут способны проникнуть в мудрость их слов. Кстати говоря, существует два типа обучения: обычное – обучение навыкам, и суфийское – применять свои способности в нужное время, в нужном месте и должным образом.
Многое в суфийских притчах пересекается с апокрифическими евангелиями. Хотя, все зависит от трактовки. А трактовок может быть великое множество. Как и религий. И человек сам должен выбрать, кем он хочет быть ужаленным: осой, или пчелой. Как говориться:
«Оса с пчелой в одном цветке сидят, но мед – у пчел, у ос – один лишь яд»
Аминь!