Больше рецензий

6 июня 2021 г. 12:55

852

2.5 Смотрим на страдания других

Сердце Лейлы не бьётся, но мозг продолжает свою активность ещё 10 минут 38 секунд. Ну как 10 минут 38 секунд, по данным моей аудиокниги печальная повесть Лейлы будет длится ещё как минимум часов шесть. И если Вам кажется, что это будет довольно долгая печальная повесть, то Вы абсолютно правы.

Дай бог каждому, чтоб их мозг при жизни работал с такой чёткостью, вниманием к деталям и линейностью, как работает мозг Лейлы после её смерти. Прочитав синопсис романа, я ожидала более постмодернистского подхода к тексту, представляющего историю Лейлы ни как линейное повествование, а как хаотичный набор воспоминаний, образов, оттенков пережитых эмоций, обрывков фраз, из которых читатель уже сам сможет скроить полотно жизни главной героини. Но Элиф Шафак не доверяет своим читателям на столько, что каждый трагический эпизод из жизни Лейлы (а их количество стремится к бесконечности) должен быть монолитно вписан в текст, что бы уже никто не усомнился, что жизнь турецкой проститутки явно не была устлана розами.

И самое удивительное, что ни смотря на то что на протяжении половины книги мы в мельчайших подробностях окунаемся в жизнь Лейлы, ближе и понятней она нам не становится. Потому что Лейла в версии Элиф Шафак не человек, она - функция, сосуд для современной повестки. Главное, что нужно знать о Лейле, это то, что она проститутка. Удивительно, как в книге с гуманистическим посылом, её главная героиня никогда не становится субъектом повествования, Лейла как будто постоянно находится на обочине своей собственной истории. Порой создаётся впечатление, что Лейла в воображении Шафак никогда и не обретала образ живого человека, она создавалась лишь как инструмент, с помощью которого автор представляет панораму стамбульского дна и обитающих там ауткастов.

Во второй части книги фокус повествования смещается на друзей Лейлы, таких же неприкаянных как и она сама. И если вы думаете, что здесь то уж точно, Элиф Шафак развернётся и представит нам калейдоскоп характеров, то нет. Все пять друзей настолько архетипичны, что их место в какой-то низкобюджетной комедии про трансгендеров из 2000-х. Ах да, у каждого из них золотое сердце. Это в общем-то и все, что Элиф Шафак рассказывает нам об этих людях. Невозможность увидеть за ширмой стереотипов и клише реальных людей, сводит весь позитивный гуманистический посыл романа на нет.

Стремление Элиф Шафак привлечь внимание к социальным проблемам безусловно заслуживает уважения, но так же как гомосексуальная ориентация не является характером человека, так и наличие злободневной повестки в романе не делает его априори хорошим.

Комментарии


лучше и не скажешь