Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2012 г. 16:40

5K

5

Тургеневотцыидетитургеневотцыидетитургеневотцыидети.... У кого в ушах не стоит такое сочетание, въевшееся в наш мозг с самой школы?
Замыливается, замыливается наше подсознание в отношении русской классики. Увы.
И я опять начинаю писать о нашем вечном-светлом со слов сокрушения и горестных вздохов: ну как, как стряхнуть с большинства молодых и взрослых людей заведомое снисходительно-равнодушное отношение к классической литературе и убедить взяться за чтение/перечитывание того, что порой якобы набивает оскомину?!

Впрочем, что это я?! "Отцы и дети" как раз могут похвастаться тем, что их читают с интересом гораздо большее количество людей и из школьной программы именно этот роман чаще вспоминают с положительными комментариями.
Потому что не очень объемный? Или центральный герой оригинален и необычен? Или темы вечные затронуты?

Я перечитывала в...(задумалась), пожалуй, в четвертый или пятый раз.
И опять сначала думала: стОит ли читать? По памяти прекрасно могу построить уроки, подобрать вопросы для анализа и пр., и пр.
А потом смотрю: время выдалось, почему бы не просмотреть по диагонали текст, который, кажется, помню наизусть?..

Ага, просмотрела, как же!.. - провалилась с головой!!!
Причем не столько следила за сюжетом (он-то уже точно выучен), сколько НАСЛАЖДАЛАСЬ рассматриванием деталей, мелочей, каких-то тонких-тонких намеков, акцентов и пр., и пр.
Вот мастера-то наши классики!!!! Ни слова лишнего!!!

Вот, к примеру, фраза из описания Анны Сергеевны Одинцовой (на балу у губернатора):
"...спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою..."
Спрашиваю у ребят: зачем, с какой целью автор делает акцент: "именно спокойно, а не задумчиво"??? И неважно, что драгоценных минут пять-семь из урока потратили на "ковыряние" этого нюанса - уверена, что пользы мы получили немало, да и упрочили убеждение: каждое слово достойно глубокого анализа.
А "усовершенствованный" слуга Николая Петровича?! О сколько оттенков иронии, снисходительности, да и просто познавательной информационности в этом слове!
А игра руками в эпизоде первых встреч Аркадия, Базарова, Н.П., П.П.! Сколько тайных смыслов и подсказок в этих рукопожатиях или отказах от них.
А строки о Кате: "не отводя глаз от нот и крепко стиснув зубы, сидела она неподвижно и прямо" - скольким девушкам знакомо это состояние напряженности и вызова, за которым скрывается чувство униженности и обиды (Катя прекрасно же понимала, кем именно увлечен был в тот момент Аркадий)!..
А этот двойник-пародия на Базарова - Ситников: "Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом" - бе, как явственно представляется этот скользкий и пустой тип, зависимый от всех и вся (которого, впрочем, очень жаль!).

Я люблю этот роман.
И...люблю Базарова.
При этом, конечно, кляну его - прежде всего за отношение к родителям. Как безмерно жаль мне было этих стариков! как хотелось всеми силами проникнуть к ним и подбодрить, поддержать, согреть как-то. Впрочем, думаю, они меня бы не заметили - настолько они были поглощены, наполнены мыслями о сыне, чувствами, переживаниями, болью за этого необычного человека.

...Захотелось выплеснуть часть тех эмоций, которые я пережила, прочувствовала за время прочтения этого небольшого, но невероятно талантливого романа, в центре которого - человек думающий, чувствующий, пытающийся доказать, что жизнь можно построить трезвым умом, холодным сердцем, прагматизмом, практицизмом. Человек, уверенный в том, что сможет вытравить из себя любое чувство как проявление слабости и зависимости, но оказавшийся в ловушке собственых заблуждений.

Мне его не жалко, нет.
Родителей - да. Очень-очень жаль. Вот прямо так жаль, что сейчас пишу - а в носу щиплет и буквы на мониторе расплываются.
А Базаров... А на Базарова смотрю с грустным сожалением и...уважением. Даже во многом проиграв, он удержал высокую планку. Мне так кажется.

1 2

Комментарии


Недели 2 назад выудил "Отцов и детей" из чулана с намерением перечитать, не смотря на то, что с годами отношение к Тургеневу деградировало. Но потом подумал, что лучше дать шанс чему-то, что не читал. Жую "Вешние воды"


Прекрасный роман, поразивший меня уже при первом прочтении в 15 лет. Базаров - один из моих любимых литературных героев.


Отличная рецензия! Сразу захотелось перечитать этот роман.


Рита, так здорово написали, что теперь вот смотрю ретроспективно и вижу этот роман интереснее и ярче, чем он мне показался (сегодня закончила слушать - впервые после школьных лет, а сейчас мне 35). Вы правы, родителей Базарова очень жаль, больно за них. Особенно, как он от них в первый раз уехал. Мать думает о том, как бы ему перинку помягче постелить, а он уже велел коней закладывать...
И все же недопонимаю я Тургенева, увы... То ли все еще не дозрела... Хотя сколько зреть-то, казалось бы?:-) Вот ни "Дворянское гнездо", ни "Ася", ни теперь "Отцы и дети" - как-то не достучаться им до меня, не знаю, что со мной не так. Вот Толстому и Пушкину удается достучаться. А Тургеневу и Гоголю (на днях "Нос" перечитывала) - нет.


Спасибо за отклик!))

А я довольно спокойно и с пониманием отношусь к тому, что некоторые авторы до нас не могут достучаться. К примеру, у меня все-таки это Гоголь. Причем вот могу, читая и обсуждая, прекрасно понимать все его достоинства, проникаться ими, а вот книгу отложила и понимаю: не мой автор. Да, восхищал и Ревизор, и Шинель, во многом и Тарас Бульба. Но - не для меня писал, да. Нет, того замирания души, которое бывает при прочтении других авторов - кстати, того же самого Тургенева))
Просто каждому что-то свое нужно, это нормально.
Еще, к примеру, мимо освсем прошел Юрий Тынянов. А я его "планировала полюбить")), т.к. у него темы произведений иинтересные для меня: о Пушкине, о Грибоедове... Но - мимо совсем.


Да-да, у меня с Тытяновым тоже "не склалось", а очень хотелось. Но меня смутило, что в "Пушкине" у него про кого угодно, только не про Пушкина. Еще вот "Кюхля" ждет, надеюсь, там все же больше про самих мальчишек будет.


Вот были (и есть) авторы, где даже сюжет и герои могут быть не важны, но если нравится язык - прочитывается легко и без особых протестов. В школе Тургенев был один из очень немногих таких авторов, который шёл довольно ровно. Язык складный, что ли? Не знаю.

Мне как-то рассказывали историю, что сам Тургенев специально ввёл двух противоборствующих, так сказать, персонажей, и его целью было именно показать пагубность "привязанности", слепой привязанности, к любой из точек зрения (отрицание всего, нигилизм, и приверженность традициям и прошлому). Но на него не обращали внимания и с удовольствием холиварили и спорили, доказывая именно свою правоту (и не суть важно, мол, что там автор сам сказал).

Но дело не в этом. Мне кажется, школьники лучше воспринимают это произведение еще и потому, что Базаров в какой-то степени похож на них: он всё отрицает, ему никто не нужен и прочая, прочая. Такая подсознательная симпатия на фоне всех таких правильных и благородных героев, полных любви к Родине и сахарно-медового настроя. Эдакий мини-нуар в мире классики. =) К тому же, цинизм Базарова - и дети это знают - в мире скорее поможет выжить, а наивная романтика - скорее убьёт. Не то что бы без неё надо жить, отнюдь - но симпатии на стороне этого героя будут именно из-за такой еще и моральной силы в этом плане, в этой психологической защите (и опять же, примерка образа на себя, такого вот же циничного подростка, которого не понимает весь мир). Если бы вот только оставался он человеком по отношению к родителям... но их история вообще не показана, насколько я помню (а я не помню =) - почему он такой стал, почему он так общается, почему такое мировоззрение, как, зачем, почему? Это важно - не просто "я картонный персонаж, котрый был создан, чтобы опровергнуть точку зрения", а вот живой чтоб человек был. Чтобы не слепо - быть нигилистом плохо, а традиционалистом (или наоборот) - хорошо, а с причинами. И на это нужно время.

А, ещё! Вспомнились занятные детали, символику которых мне разъяснили много позже (но которые интересны именно сейчас, а когда надо было писать сочинение в вуз, хотелось покрутить у виска и стукнуть того, кто такое придумывает и вводит к требованиям в этих сочинениях): тема запахов. Там, оказывается, всё сильно завязано: например, от Кати Локтевой (вроде бы так её звали? я давно читала, очень) исходил тонкий цветочный аромат = естественность, близость к природе, "настоящий человек". А вот от знакомой Базарова (опять же, увы, не помню её имени) пахло сигаретами, и она как бы вся самая такая неживая, ненастоящая, и всё в таком духе.

Но. Это всё интересно только во взрослом возрасте (или если подача интересная). А когда ты школьник, у тебя проблемы дома (родители не понимают, сестра-брат достали), тебе скучно, душно, плохо, хочется двигаться, а не сидеть и втыкать в текст, который ты не можешь понять (понять проблемы, эту самую эпоху) то все эти символы, намеки и "кто какую реплику сказал" - как кость в горле, к сожалению.

Ну и тут еще (это уже не в тему совсем) роль играет и кинематограф, правда. Я как-то давно посмотрела экранизацию "Преступления и наказания" от ВВС, и она мне очень понравилась. Мне было тогда плевать на искажение текста и прочее - мне было любопытно, актеры были моложе, чем в нашей экранизации (которая, кажется, черно-белая еще, и я её смотреть даже не стала), и всё как-то, как детективный сериал завязано. И я прочла в итоге это дело до того, как начали проходить в школе, и мне было интересно... до того момента, как нас заставили "подчеркивать в тексте и выписывать описания каморки Раскольникова" и описания всех героев, кто как выглядел, что ел, как одевался и куда ходил, грубо говоря. =) Это ску-ка. Смертная.

А фильм про Ломоносова (который в 4 или 6 сериях, что ли)? Про Петра? Про путешественников, ученых? Они у нас реально интересные, тут тебе и история, и приключения - ух! И учебник не такой скучный уже, потому что в мозгу уже есть ассоциация, подготовка.

Но это уже другая история. =) Простите за флуд. =)


Я вообще сейчас как-то многое читала впервые и кое-то перечитывала из школьной программы и всерьез задумалась над риторическим, конечно, вопросом, но все-таки: а не упразднить ли вообще эти списки литературы? ну не писали же Тургеньев, Толстой, Достоевский, Пушкин для подростков - читали бы люди все когда у кого желание появится, дозреет) а так даже у меня есть смутный ступор перед какими-то книгами, хотя я всегда читала и любила читать, а из школьной программы старалась читать то и тогда когда мне хотелось.
А! В общем я с нежностью и восторгом прочитала впервые в 24 "отцы и дети", прекрасная книга о жизни, хочется перечитывать :) меня еще отцы и дети экранизации смирновой впечатлили потом - помогли прочувствовать с другого ракурса некоторое)


Можно, конечно, обсуждать отношения, Базарова блаблабла, но по мне так от них после прочтения для меня остается природа, размеренная жизнь, любовь и привязанность, здоровье какое-то что ли, - да и вся жизнь, в общем) и все трагичное, что в ней есть, жалко это по косточкам начинать разбирать и озвучивать жалко - уйдет ;)


обязательно перечитаю в ближайшее время. Я очень люблю Ивана Сергеевича Тургенева за его любовь к родному языку, за поиски и прославлению этого языка и литературы, написанной в России. Нелегка его судьба как и время в которое он родился. Устала Россия от крепостного права, но и изменений боялась.

1 2