Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2012 г. 16:40

5K

5

Тургеневотцыидетитургеневотцыидетитургеневотцыидети.... У кого в ушах не стоит такое сочетание, въевшееся в наш мозг с самой школы?
Замыливается, замыливается наше подсознание в отношении русской классики. Увы.
И я опять начинаю писать о нашем вечном-светлом со слов сокрушения и горестных вздохов: ну как, как стряхнуть с большинства молодых и взрослых людей заведомое снисходительно-равнодушное отношение к классической литературе и убедить взяться за чтение/перечитывание того, что порой якобы набивает оскомину?!

Впрочем, что это я?! "Отцы и дети" как раз могут похвастаться тем, что их читают с интересом гораздо большее количество людей и из школьной программы именно этот роман чаще вспоминают с положительными комментариями.
Потому что не очень объемный? Или центральный герой оригинален и необычен? Или темы вечные затронуты?

Я перечитывала в...(задумалась), пожалуй, в четвертый или пятый раз.
И опять сначала думала: стОит ли читать? По памяти прекрасно могу построить уроки, подобрать вопросы для анализа и пр., и пр.
А потом смотрю: время выдалось, почему бы не просмотреть по диагонали текст, который, кажется, помню наизусть?..

Ага, просмотрела, как же!.. - провалилась с головой!!!
Причем не столько следила за сюжетом (он-то уже точно выучен), сколько НАСЛАЖДАЛАСЬ рассматриванием деталей, мелочей, каких-то тонких-тонких намеков, акцентов и пр., и пр.
Вот мастера-то наши классики!!!! Ни слова лишнего!!!

Вот, к примеру, фраза из описания Анны Сергеевны Одинцовой (на балу у губернатора):
"...спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою..."
Спрашиваю у ребят: зачем, с какой целью автор делает акцент: "именно спокойно, а не задумчиво"??? И неважно, что драгоценных минут пять-семь из урока потратили на "ковыряние" этого нюанса - уверена, что пользы мы получили немало, да и упрочили убеждение: каждое слово достойно глубокого анализа.
А "усовершенствованный" слуга Николая Петровича?! О сколько оттенков иронии, снисходительности, да и просто познавательной информационности в этом слове!
А игра руками в эпизоде первых встреч Аркадия, Базарова, Н.П., П.П.! Сколько тайных смыслов и подсказок в этих рукопожатиях или отказах от них.
А строки о Кате: "не отводя глаз от нот и крепко стиснув зубы, сидела она неподвижно и прямо" - скольким девушкам знакомо это состояние напряженности и вызова, за которым скрывается чувство униженности и обиды (Катя прекрасно же понимала, кем именно увлечен был в тот момент Аркадий)!..
А этот двойник-пародия на Базарова - Ситников: "Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом" - бе, как явственно представляется этот скользкий и пустой тип, зависимый от всех и вся (которого, впрочем, очень жаль!).

Я люблю этот роман.
И...люблю Базарова.
При этом, конечно, кляну его - прежде всего за отношение к родителям. Как безмерно жаль мне было этих стариков! как хотелось всеми силами проникнуть к ним и подбодрить, поддержать, согреть как-то. Впрочем, думаю, они меня бы не заметили - настолько они были поглощены, наполнены мыслями о сыне, чувствами, переживаниями, болью за этого необычного человека.

...Захотелось выплеснуть часть тех эмоций, которые я пережила, прочувствовала за время прочтения этого небольшого, но невероятно талантливого романа, в центре которого - человек думающий, чувствующий, пытающийся доказать, что жизнь можно построить трезвым умом, холодным сердцем, прагматизмом, практицизмом. Человек, уверенный в том, что сможет вытравить из себя любое чувство как проявление слабости и зависимости, но оказавшийся в ловушке собственых заблуждений.

Мне его не жалко, нет.
Родителей - да. Очень-очень жаль. Вот прямо так жаль, что сейчас пишу - а в носу щиплет и буквы на мониторе расплываются.
А Базаров... А на Базарова смотрю с грустным сожалением и...уважением. Даже во многом проиграв, он удержал высокую планку. Мне так кажется.

1 2

Комментарии


Отличная книга, если оценивать без предубеждения.


Хорошо написала, Рит! А Тургенева я со школы люблю. И хоть нет в нем масштабности Толстого и глубины Достоевского, но мне он намного ближе. Это честно. И язык у него уж очень красивый!


Да, прелесть языка я стала понимать только совсем взрослой - в юности привлекал сюжет.


И это естественно! Молодости — действие, а зрелости (чтоб не писать старости - хи!) — созерцание!


Марго, может, хватит уже перед нами извиняться за "сумбур и неупорядоченность", а? Все знают, что на ЛЛ рецензия — не литературоведческий анализ и, упаси господи, не план урока :)) а чаще всего отзыв, в котором с со-читателями можно поделиться эмоциями, любовью или ненавистью к книге и её героям...


Хорошо, уберу, чтобы не раздражать.


Ой, я не это имела в виду :( Нам нравятся Ваши рецензии, не надо чувствовать себя виноватой, что они не строгие/академичные. И так хороши! :)


:)) спасибо, Оль, но я и сама чувствую, что повторяюсь и мозги всем проедаю своим однообразием)))


у меня тоже такое часто бывает..


Вот действительно, тоже заметила, что в школе к Тургеневу относятся гораздо лучше, чем к его собратьям по перу - то ли объем с удобоваримой стилистикой "виноваты", то ли тема и правда настолько актуальная. Сколько было споров и на уроках и даже после!
Сама я Базарова никогда не любила и не принимала, но роман - в числе любимых из школьной программы. :)


Спасибо за мнение!))


Надо перечитать.Надо..После школы осталосьчто-то неоднозначное, недосказанное. С Тарасом Бульбой я это исправила.Теперь надо исправить (понять) Тургенева. Спасибо, Маргариточка!Ты отлично написала!


Приятного чтения!!!!)))) (уверена, что приятного)


Спасибо за рецензию, Рита!)
Так интересно читать об "учительской кухне".)) Пиши еще!:)
Вы с десятиклассниками уже приступили к Тургеневу?
Наши еще Гоголя проходят. ..


Гоголя??? А мы Гоголя подробно "проработали" в 9-ом и в 10-ом я в начале года обзорно дала пару уроков по первой половине 19 век, а потом сразу приступили к Островскому. Потом Обломов и вот уже Отцы и дети.

Наташ, спасибо!!!


Вот и я удивляюсь.)) Но это литература-профиль. Они вот только что в классе написали сочинение по "Мертвым душам", хотя в 9 классе уже проходили.
Жду, когда начнут Тургенева изучать, они тогда ко мне придут.)) Ну я тебе писала...)


А мне... совсем не пошло данное произведение. Так и не дочитала, помню. Думаю, что прочитаю попозже, как время придёт. В школе совсем не понравилось. Может не так преподносили.


Да, я все-таки уверена, что у всего свой час.
Если надумаете - желаю приятных ощущений!


Я так же считаю. Спасибо!


А моя учительница литературы убила у меня напрочь любовь к Тургеневу :(
Сначала она устраивала нам контрольные работы, в которых нужно было указывать, кому принадлежит та или иная реплика.
Затем было что-то ещё.
А апофеозом стало задание написать сочинение по следующему вопросу. Она взяла последний абзац книги и определила, что "золотым сечением" этого абзаца является фраза "Евгений Базаров лежит в этой могиле". И нужно было объяснить, почему именно эта фраза. Видимо, где-то незадолго до урока она вычитала, что писатели неспроста помещают самые важные мысли именно на "золотое сечение" (причём вычисляется оно путём подсчёта глав, например, или предложений абзаца). Как вспомню свои мучения при попытках объяснить, почему эта фраза является ключевой...
С тех пор я, правда, кое-что прочла у Тургенева так сказать добровольно - и мне ведь понравилось! Но от словосочетания "Отцы и дети" до сих пор жутко делается!


(смущенно) я как раз через урок буду проводить подведение итогов в разных формах, в т.ч. и с опознаванием реплик, описаний внешности, жилья и пр.
Эх. Это совсем не интересно, да?
Но там же настолько каждая деталь психологична... Это ж не просто реплики ради реплик. В них же отражается каждый персонаж... Нет? Все равно неинтересно?

в общем, я подумаю...)))

Про золотое сечение не планировала говорить, хотя это вроде как и интересно.

А вообще мы больше на морально-нравственные проблемы рассуждаем... И на о роли деталей...


Это же можно сделать очень по-разному. У нас это было как в виде теста: реплика - назвать, кто сказал, ещё реплика - опять назвать. И на оценку. И все знали, что делается это для того, чтобы уличить не прочитавших. В таком виде это было очень скучно и даже протест поднимался :(

На самом деле и золотое сечение интересно, и вообще много что можно сделать интересно. Но у нас было очень императивно всё. Учительница выдвигает какую-то идею тезисно - а мы должны были на эту тему рассуждать, но при этом рассуждения шли на оценку. Если не угадал - получи плохую. А это как-то странно.

А вот про морально-нравственное я и не помню. Может, нам что и рассказывали - но в памяти отложилось вот это. Значит, плохо рассказывали, думаю :(


Спасибо огромное - мне очень полезны вот такие комментарии!!!!

У меня, кстати, тоже иногда руки чешутся как-то "уличить" нечитавших, но бью себя по этим рукам))) Не люблю такой контроль и проверки.
Но все время даю понять, как сильно отличаются наши уроки с точки зрения читавших от этих же уроков, но с точки зрения нечитавших. Одни сидят и хлопают глазами, а другие горячо высказываются, спорят, задумываются...

Оценок ставлю много. За сам процесс: сумел ли построить развернутый ответ, сумел ли отстоять свое мнение или нет, сумел ли не попасться в мою ловушку (люблю провокационные вопросы) и пр.
"3" почти не ставлю.

Еще раз СПАСИБО!!!!!!


Замечательный отзыв! Спасибо!
Мне тоже было до слёз жаль родителей этого гадкого Базарова. Да и его в какой-то мере жаль... Умер молодой паренёк, в обнимку со своим нигилизмом, не напившись взаимной любовью, не став отцом...


Тургенев замечательный! Я все его романы люблю, даже революционные.
Хочу еще его мистические рассказы почитать - всё никак не найду на это времени.


Мистические рассказы Тургенева - очень хороши.

1 2