Больше рецензий

13 ноября 2012 г. 03:37

509

3

Продолжаем погружение в научпоп советского периода. Владимир Кузьмищев изучал индейцев и в этой книге описал культуру и историю загадочных инков. Звучит довольно скучно, но своеобразное почти чёрное чувство юмора автора скрашивает незапоминающиеся имена из инкских хроник. Жалко, что всё обрывается на том моменте, с которого начинается книга, — на начале войны с испанцами, которые приехали заграбастать себе сокровища многомиллионной нации.

Итак, кто же такие эти инки? На мой взгляд — самые хитрые PR-асы в истории. Обычные индейцы кечуа, которые вдруг «из лесу вышли», точнее, спустились с гор и заявили, что они никто иные, как Сыны Солнца, претендующие одновременно на господство в политическом и религиозном плане. Аргументы у них были весьма убедительные: на всех, кто не верил, они сбрасывали с высоты двух человеческих ростов многопудовую каменную глыбу. Если же неверующих было слишком много и «аргументов» не хватало, то они ничтоже сумняшеся вырезали всех неверующих Фом.

Дальше — много про инков.

Испанцы накосячили, назвав страну Перу (точно так же, как когда-то накосячили с названием кенгуру), сами скромные инки называли её «Тауантисуйю», что значит «четыре соединённые воедино стороны света». Действительно, раз уж претендовать сынам Солнца на что-то, так на весь мир, а не на маленький кусочек. Кстати, сыны Солнца — это именно сыны, а дочери назывались другим словом (пальи или ньюсты, а царствующая палья — койя, если хотите обогатить свой словарный запас). Обычные смертные индейцы, вроде завоёванных племён кечуа или чанков, обзывали пурехами. Инки пожадничали до такой степени, что даже имена собственные разрешали только инкам. Впрочем, инком можно было стать и поднявшись из низов, потому что предельно прагматичные индейцы высоко ценили таланты.

Тауантисуйю — страна контрастов. Прекрасно действующая социальная система, девять тысяч километров великолепных дорог по горам (завидуй, Русь), золотые стены в метр толщиной… и солома вместо крыш, каменные ножи вместо ножниц для подстрижки бород. Хронисты-инки утверждали, что за технические достижения вроде ножниц они отдали бы всё золото испанцам просто так, потому что совершенно его не ценили. Вообще, они были предельно практичными, в современном бизнесе имели бы успех. «Инки умели представить всё так, как это было выгодно только им. Может быть, Бог-Солнце научил их этому искусству?». Они тырили все идеи, которые плохо лежали и «не стыдились заимствовать даже у своих врагов их опыт и достижения, в какой бы сфере материальной или духовной деятельности они ни были достигнуты», а так же «не стеснялись заимствовать не только оружие, но и богов, использование которых сулило им выгоды». Именно эта выгода позволяла самим сынам Солнца щеголять в золоте и дорогих одеждах. Правители-инки сражался огромными золотыми метательными снарядами, так что автор весьма ловко подмечает, что испанцам незачем было воевать с индейцами — достаточно было объявить войну и ждать, пока правитель в военных действиях перешвыряет в их лагерь всё своё золото.

Вообще, инки были довольно жестокими ребятами и не церемонились с правосудием. Нельзя было только воровать, убивать и лениться, это всё, независимо от размеров содеянного, каралось смертью — «за один початок кукурузы, унесённый пурехом с надела Солнца или Инки, за уход с территории марки в поисках лишней охапки хвороста, за тайное свидание с девушкой, которую юноша имел несчастье полюбить, а она удостоилась чести стать «невестой Солнца», похитителю, бродяге или прелюбодею приходилось расплачиваться жизнью». Тюрем, как таковых, не существовало, кроме Самка-уаси, куда помещали опасных бунтовщиков. «Подозреваемого бросали в подземелье, заполненное всевозможными хищниками и ядовитыми тварями, неизвестно как уживавшимися друг с другом, когда они были свободны от процедуры «дознания истины». Если по прошествии определённого числа дней испытуемый не погибал, он считался невиновным. Во всех остальных случаях сомнения в его виновности ни у кого далее не возникали». А вот от религиозных жестоких обычаев они всячески открещивались, хотя некоторые хронисты и говорят про обряд капаккоча, что «значит зарыть живыми в землю несколько детей пяти и шести лет».

Несмотря на жестокость инков, подданным жилось довольно сыто, их обеспечивали всем необходимым, а нерадивых начальников наказывали точно так же, как и обычных пурехов. Экономические выгоды всегда превалировали над военными обычаями, поэтому инки всегда предпочитали захватить лишнюю пару рабочих рук в своё царство, а не убивать носителя этой пары. Экономическое хитроумие инков поражает. Борясь с нищими, они ввели для них налог вшами! Его «выплачивали старики, больные и калеки», которые уверяли всех, что не могут работать. Размер вшивой подати был весьма велик, так что приходилось потрудиться, поэтому было проще устроиться хоть на какое-нибудь дело, нежели собирать мерзких насекомых.

С бунтами и непослушанием, кроме того, боролись и на других уровнях. Например, грамотность была повсеместно запрещена среди простого народа, а любого, изобретавшего подобие письменности, тут же сжигали на костре. Сами же инки для подсчётов использовали своего рода компиляторы — специально обученных инков, работающих с узелковых письмом кипу. Каждый цвет, оттенок, род нити и узелок обозначал какой-то знак, и кипукамайоки мгновенно могли считывать эти знания с мотка пряжи, в то время как современные учёные расшифровать их как следует не могут.

Всё это насыщенное фактами повествование разбавляется художественными вставками-рассказами из-под пера автора и забавными фактами вроде того, что радуга вызывала у девственниц жуткий ужас, так как они были свято уверены, что от неё можно забеременеть.

Неплохое чтение.

Комментарии


Млглснх.


надо же..и всё-таки 3.Не знаю, как книгу, но рецензию было очень интересно читать!


Троечка — хорошая оценка. Я же субъективно их выставляю, инки вне моих интересов, в общем-то.


Крутяк какой. Особенно

Аргументы у них были весьма убедительные: на всех, кто не верил, они сбрасывали с высоты двух человеческих ростов многопудовую каменную глыбу.


Я бы тоже пользовалась, но где взять бесхозную глыбу? А вот несогласных много накопилось.


Используй холодильник, а потом заставь каких-нибудь пурехов его отмывать.


годные ребятки были!


Вообще толковые. Жалко только, что их стало слишком много, они стали друг с другом собачиться, а тут ещё испанцы припёрлись с криками: "Хотим золота". Так бы и жили сейчас под эгидой сынов Солнца уже.


Неплохое чтение.


Судя по рецензии отличное чтение.
Благодарю за все рецензии на научпоп)


Вот мне когда-нибудь rootrude подарит свои подшивки "Эврики" — тогда я и развернусь.