Больше рецензий

4 мая 2021 г. 22:10

421

2.5 Куда бежать, если ты - мужик-истеричка?

Это победитель сразу в двух номинациях за май месяц: бесячий герой и цикл-недочит.

Мне настолько хватило первой книги, что ни продолжения читать не хочется, ни экранизацию смотреть (хотя я и так знаю, о чём она). Когда только бралась за "Звонок", то надеялась, что он мне пощекочет нервишки - обещали ведь мистический ужастик. Но ужастиком там и не пахло, криповых моментов автор тоже отсыпал не сказать чтобы много. Честно, я даже сперва опешила. Завязка здесь по-японски размеренная и неспешная, что было ожидаемо, но из всех жанров больше всего она напоминала мне триллер, чем что-то ещё. Ну, думаю, ладно, должна же Садако когда-то "вылезти из телевизора".

По сюжету в наличии у нас герой-журналист, который по личной инициативе берётся за расследование смертей четырёх подростков. В процессе он выходит на домик в загородном гостиничном комплексе, где дети ровно за неделю до своей смерти смотрели одну таинственную кассету. И прямо как в детских страшилках, в гостиничной тетради, хранившейся в домике, было оставлено предупреждение "ни за что ЭТО не смотреть". Узрев это сообщение, журналист Асакава рысью бежит искать ту кассету, чтобы потом её прокрутить на видеоплеере. То есть до нынешнего момента Асакаву ничего не смущает, и он относится к происходящему скептически. Однако после просмотра кассеты этот человек постепенно впадает в панику и неадекват. Что забавно, не было в содержимом кассеты ничего особенного, чтобы вызвать такую реакцию - только периодические строки в стиле "если не досмотришь, то умрёшь", "если не выполнишь задание в конце, тоже умрёшь". И вот этот самый скептический журналист сходу уверовал в правдивость слов с кассеты, даже не поставив под сомнение то, что это просто могла быть чья-то шутка. Чудесато.

В попытках справиться с ситуацией он не начинает расследование, нет, а обращается за помощью к своему бывшему однокласснику Рюдзи. После чего у гг начинается феерия эмоций, прям 50-оттенков Асакавы:
- Он неоднократно утверждает о том, что Рюдзи - парень для него не особо приятный, и Асакава без особой надобности с ним общаться бы не стал. Тем не менее, первый, к кому он побежал был именно Рюдзи.
- И ведет себя Рюдзи не как все, шутит в стрёмных ситуациях, из толпы выделяется, живет сам себе на уме, неадекват по меркам общества. Только вот Рюдзи мыслит рационально и пытается решать проблемы, пока Асакава большую часть книги катается в истерическом припадке.
- Решили, что кассета опасна, и её просмотр с большой долей вероятности приведёт к смерти. Что при этом делает Асакава? Он позволяет Рюдзи сделать копию кассеты и посмотреть её, это раз. Он оставляет эту кассету у себя дома, где ещё живут его жена и дочка, это два. И допускает ситуацию, когда жене становится известно о существовании кассеты, которую смотреть нельзя, это три. Итого вместо одного смертника у нас их уже четыре.
- Стало очевидно, что дело пахнет керосином, и пора бегом проводить расследование. А для этого нужно пораскинуть мозгами, выстроить гипотезы, расставить приоритеты. Нет, Асакава будет сидеть и думать о том, что виноваты во всем подростки, которые умерли. Или нет, виноват водитель, который рассказал ему об одном из подростков. Или снова нет, виновата жена, которая тоже посмотрела ту кассету. Все вокруг, кроме него невинного, который по своей глупости в это влез.
- Руки складывать нельзя, нужно самому что-то решать, расследовать и искать зацепки - в общем не только думать, но и действовать. Асакава не хочет ничего решать. Он хочет ругать, на чём свет стоит, Рюдзи, вести себя с ним как хамло, и при этом ожидать, что его спасут. Короче, сел на шею и ноги свесил.

В целом, я поражаюсь терпению Рюдзи, его искреннему желанию помочь своему другу при том, что эта дружба была односторонней. Вот серьезно, мужик! Хладнокровный в сложной ситуации, не теряющий чувства духа, способный взять на себя ответственность, умный и здравомыслящий, при этом способный сопереживать, поддержать делом, словом - иногда юморным. Будь я на его месте, прикопала бы этого Асакаву вместе с его кассетой, и забыла бы как страшный сон. Но нет, он стоически выносил все истерики чувака, который накликал беду на свою голову.

Асакава же мне представляется типичным человеком-паразитом. Он пытается спихнуть свои проблемы на других, ничего не хочет делать сам - только ноет без продыху. Часто это нытьё из безобидного переходит в разряд агрессивного, когда он начинает бросаться на окружающих с упрёками и орать. Половину книги хочется дать ему хорошего леща. И что интересно, под конец этот человек так ничему и не учится. Меня поразило, на что он с лёгкостью решился в финале, при этом в начале всей заварушки утверждая, что он на подобные действия не способен. Оказывается, способен - только и нужно, что правильная мотивация.

Кстати, концовка мне тоже абсолютно не понравилась. Она не то чтобы открытая - она обрывается посередине. И не нужно говорить, что это авторская задумка такая, и что у японцев подобные концовки - в порядке вещей. Дело в способности чувствовать ритм - например, плавно подвести к окончанию, при этом намекнув на возможное разрешение оставшихся проблем, или предложить читателю подумать над развязкой самому. А не разогнать сюжет до 150 км/ч, загнуть пару философских предложений и радостно крикнуть "конец". Как по мне, это банальное неуважение к читателю.

Закрыла книгу с неприятным чувством обманутых ожиданий и больше трогать её не хочу.