Больше рецензий

16 апреля 2021 г. 22:05

269

4

Перво-наперво хочется сказать, что книга неплохая. Завязка сюжета интересная и довольно жесткая, однако по мере развертывания сюжета начинаешь задаваться вопросом, а то ли ты читаешь, что начинала?

Уже сколько раз я убеждалась, что все указанные цитаты из всевозможных источников — газет, журналов, да даже цитаты из отзывов известных писателей — это всего лишь необходимый для раскрутки пиар. Так и здесь. Меня царапнула фраза о том, что манера письма Флинн Берри похожа на стиль Полы Хокинс в плане отполированности и осторожности, «с упором на ощущение ледяного отчаяния в душе героини». Не знаю, как насчет отчаяния, хотя в книге невооруженным глазом было видно, что героиня была искренне привязана к своей сестре и более того, даже после гибели Рэйчел Нора все же сохранила с ней тесную и болезненную связь, однако у меня периодически возникало ощущение, будто у Норы не все дома. Паранойя, навязчивые мысли, необоснованное (пусть не совсем, но в основном вопросе) преследование Кита... Она притягивала улики, факты и догадки к тому, что ей хотелось и нужно было услышать и увидеть. Потому и детектив тут хоть и есть, но это больше расследование действия, нежели расследование как оно есть. И проблема не в отсутствии свободного доступа к криминалистической лаборатории или тесного общения с полицией (хотя в данном случае куда уж теснее?), а в том, что героиня строит расследование, параллельно окунаясь в мир ощущений и воспоминаний, вымысла, фантазий и той реальности, от которой не могла так быстро отказаться. Реальности, в которой ее сестра была по-прежнему жива.

Экшена в книге нет, собственно, нет и динамики. Повествование ведется неторопливо, методично, эмоционально сдержанно и отстраненно, с какой-то спокойной объективностью. Героиня спокойно принимает все происходящее, не проявляя внутренних переживаний и, хотя можно предположить и извинить это тем, что у нее еще не прошел шок пережитого, тем не менее без эмоционального отклика с ее стороны, читая, не получаешь абсолютно никаких эмоций. Словно хроника одного преступления, которое с течением времени плавно перетекло в другое, а затем и в третье.

Финал был неожиданный, но не из того типа финалов, которые вызывают шок. По сути, он логичен, а потому объясним. Но сам по себе конец книги он сделал эффектным, потому, на мой взгляд, он вполне удачен. Это был тонко рассчитанный и удачно выполненный логический ход, и потому все предыдущие растянуто-спокойные, методичные изыскания, во время которых героиня временами словно бы ходила по кругу, воспринимаются как процесс долгой и тщательной подготовки. А вот разгадка-то совсем близко...

Персонажи особого интереса не вызывают. Нора спокойная, рассудительная, хотя и кажется иногда сумасшедшей или просто не вполне адекватной. Детективы какие-то скучные, серые и не раскрытые в плане индивидуальности. Мы знаем о них многое, так как они довольно живо общались с сестрой жертвы, но при этом мы не видим их самих так, чтобы хотелось стать к ним ближе. Хотя Рэйчел и мелькает в течение книги лишь в виде воспоминаний, однако при этом она кажется вполне живой и играет на полном контрасте со своей сестрой. Она не то чтобы нравится, но она притягивает к себе внимание, поэтому загадку ее смерти хочется разгадать, а не оставлять ее тихо тлеть в огромном архиве нераскрытых преступлений.

Единственный вопрос, которые у меня возник и который резанул мое внимание, так это неопределенное описание внешности Кита — я так и не поняла, лысый он или с коротко стрижеными седыми волосами?

Несмотря на то, что книга оставила после себя не плохое, но довольно неоднозначное впечатление, она мне все же понравилась — не перегруженные, но точные и яркие описания природы позволяли представить себя то бродящей по Марлоу, то спускающейся по 71 ступеньке в Полперро, то спешащей на вокзал «Кингс-кросс», чтобы успеть на поезд. Это позволило пусть не проникнуться детективным духом происходящего, но посетить Англию, минуя Лондон, а там через Оксфорд и Марлоу в Корнуолл и обратно, и такие путешествия мне определенно по вкусу.

И да, стиль Берри мне понравился больше, чем стиль Хокинс, с которой ее сравнивают.

P.S. Собачку очень-очень жалко(((