Больше рецензий

16 апреля 2021 г. 13:56

1K

5

«Мы умели верить» Ребекки Маккай – это захватывающий роман о потерях и любви.

В тексте чередуются главы, рассказывающие о группе друзей, большинство из которых геи, живущие в Чикаго конца 80-х годов, и главы, повествующие о женщине по имени Фиона, которая в 2015 году отправляется из Америки в Париж, чтобы найти свою взрослую дочь, примкнувшую к секте.
80-е в Чикаго – это время, когда столкнулись две волны – открывшейся сексуальной свободы, первых гей-клубов и дискотек, и начинающейся волны СПИДа. Друзья и любовники из романа Маккай живут в постоянных эмоциональных качелях. С одной стороны – головокружительная возможность камингаута, шанс быть собой, находиться среди тех, кто тебе по-настоящему интересен и не притворяться. И одновременно они живут в болезненном предчувствии: сначала они ждут результатов анализов, а затем, если новости плохие, - первых симптомов.

Главный герой в этой группе – куратор арт-галереи Йель Тишман, которого наняли, чтобы сформировать постоянную экспозицию. И это позволяет читателю погрузиться в мир искусства, малоизвестных подробностей о жизни художников в Париже между первой и второй мировыми войнами. Йель пытается заполучить картины Модильяни, Фудзиты и других гениев 20-го века и в то же время вопрос о подлинности картин превращается в одну из стержневых сюжетных загадок романа. А также затрагивает тему ценности искусства: эскиз Модильяни - сокровище, но тот же самый эскиз, если он просто «под Модильяни», ничего не стоит.

Добрый, чувствительный, порядочный Йель живет с Чарли Кином, издателем гей-газеты, который склонен к собственничеству и доминированию. Вопросы верности, и прежде не раз возникавшие в отношениях пары, с началом эпидемии становятся особенно болезненными.

«Мы умели верить» полон неожиданных поворотов сюжета, всякое событие, которое поначалу кажется незначительным, в итоге оказывается «стреляющим ружьем», влияющим на развитие сюжета в целом и на финал книги. И поэтому почти невозможно говорить о происходящем в романе и избежать спойлеров.
Открывающая сцена романа – похороны художника по имени Нико Маркус, недавно умершего от СПИДа. И вся его семья — за исключением его умной и энергичной младшей сестры Фионы — предпочитает не упоминать причину смерти. Пропитанные лицемерием похороны приводят к импровизированным поминкам, устроенным его друзьями, что приводит к… И вот тут чуть не вырвался спойлер. Фиона, которая в главах из 80-х годов второстепенный персонаж и «поддерживающая фигура», выходит на первый план спустя 30 лет в парижских главах. Разрушенные отношения Фионы с дочерью Клэр – это еще одна жертва эпидемии, поскольку болезни и смерти друзей в некотором смысле исчерпали ее ресурсы любви и сочувствия. Автор показывает, что такая болезнь как СПИД имеет далеко идущие разрушительные последствия и не только для тех, кто заразился: она может убить не только наши тела, но и нашу любовь.
Таким образом, оба временных пласта книги объединяет размышление о потерях и возможности их возместить.

Маккай – мастер литературного портрета. Ее роман густонаселен персонажами, что создает панорамную картину происходящего, и при этом каждый объемно и запоминающеся выписан очень лаконичными мазками. Она умело переплетает реальные исторические события и художественный вымысел. Она показывает, как частные, интимные, казалось бы малозначительные события из жизни людей влияют на глобальную историю, на огромный и бесконечно сложный мир.
Это эпичная, эмоциональная, захватывающая история о том, каково жить во времена кризиса, какую бы форму он ни принял.

Комментарии


Идеальная рецензия