Больше рецензий

Fari22

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 апреля 2021 г. 21:15

6K

4 "Моя Ванесса темная, с багровою каймою..."

«Потому что если это не история любви, то что?»


Рецензия содержит спойлеры!

Главный роман весны, как его уже величают критики, оказался крайне противоречивым и сложным, однако, бесспорно, он интересен с психологической точки зрения, ведь здесь есть над чем задуматься и что обсудить. «Моя темная Ванесса» - мрачное, душераздирающее, но, самое главное, невероятно реалистичное произведение, ведь миллионы девушек по всему миру оказывались в подобной ловушке, как и главная героиня. Автор поднимает актуальную тему, вскрывает всю грязь и гниль этой извращённой запретной «любви» между взрослым мужчиной и несовершеннолетней девушкой. Воспоминания героини пронизывают до костей, ее история жизни дает почву для размышлений, во время чтения эмоции бьют через край, книга захватывает моментально и залпом проглатывается… но, увы, я так и не смогла разглядеть душу романа (для меня это просто продукт грамотной рекламы и ненавязчивого хайпа), от меня ускользнула главенствующая идея, перевернув последнюю страницу, я задавала себе только один вопрос: «что хотела донести автор, какую цель она преследовала?». Многие характеризуют данный роман как «Лолита в эпоху #MeToo», но вот как раз-таки главная задача этого движения – искоренить культуру замалчивания – отсутствует. Автор недвусмысленно намекает на то, что женщина, ставшая жертвой домогательств, не обязана делиться своей историей с общественностью, даже если это может спасти других девушек, она считает, что ничего страшного в этом нет, если обидчик окажется безнаказанным. Автор вместо слов «кричи и борись» использует лозунги «молчи и сдайся», и такая политика не имеет ничего общего с движением #MeToo, мне даже кажется, что она чего-то боится, и поэтому даже для себя не может четко сформулировать ответы на главные вопросы и назвать вещи своими именами. К сожалению, не могу отнести «Мою темную Ванессу» к разряду великих и гениальных романов, он не наполнен разоблачениями, откровениями, в нем нет манифеста, здесь нет ничего, чтобы могло бы вдохновить и придать силы молодым девушкам, но, да, он цепляет, задевает нужные струнки, и, я считаю, что он очень важен в нынешнее время, и, надеюсь, он станет поучительным для девушек-нимфеток, возомнивших себя Лолитами, и, может, благодаря нему они поймут, как со стороны на самом деле выглядят отношения с их собственными Гумбертами, что это не любовь, а совращение. Или же, наоборот, эгоистичный поступок и трусость Ванессы еще больше погрузит их в кроличью нору чувств. Кто знает…

Повествование ведется в двух временных отрезках: 2000-ый год пятнадцатилетняя Ванесса уже второй год учится в школе-пансионате, она одинока, у нее пониженная самооценка, и вот однажды ее начинает выделять из толпы ее сорокадвухлетний учитель литературы Джейкоб Стрейн, поначалу он хвалит ее стихи, вешает лапшу о том, какая она талантливая и особенная, затем начинает делать двусмысленные комплименты касательно ее внешности, флиртует с ней, трогает ее за колени. И Ванессе хоть такое поведение учителя не по душе, все равно влюбляется в него и становится инициатором их отношений.
2017-ый год Ванесса продолжает поддерживать дружескую связь со Стрейном. А в это время одна из его бывших учениц обвиняет его в домогательствах произошедших десять лет назад, и она просит Ванессу помочь доказать его вину и рассказать свою историю, ведь она тоже оказалась жертвой его действий. Ванесса внезапно оказывается перед выбором: хранить молчание, твердо веря в то, что ее первая любовь была чистой и искренней, или же взглянуть правде в глаза и признать, что ее совратили.

Что меня определённо радует в этом произведении, так это то, что автор ни капли не романтизирует отношения Ванессы и Стрейна, она не пытается очеловечить образ педофила. Читая этот роман, в глаза бросается то, как ловко и искусно манипулирует девушкой взрослый мужчина: он хитрый и знает, как правильно промыть мозги ребенку и заставить его поверить, что в данной ситуации жертва он, а она соблазнительница. Стрейн на свой лад пересказывает их историю, а Ванесса искренне верит ему. Да, конечно, нельзя отрицать тот факт, что именно Ванесса пришла к Стрейну и первой призналась в любви, поцеловала его и попросила с ней встречаться, да она его преследовала, оставалась у него в кабинете, когда в этом не было надобности, шла к нему домой и ревновала его к другим женщинам. Но! Именно Стрейн – волк в овечьей шкуре, в этой шахматной партии первый шаг был сделан именно им, он соблазнил ее, внушил ей, что она ему интересна и потом в нужный момент стал ее игнорировать, дабы она сама приняла важное решение и пришла к нему навстречу, чтобы потом можно было во всем обвинить ее и убедить в том, что она темная и плохая, что он ничего бы не сделал, если бы она не хотела, он заставил думать, что они две одинокие души, предназначенные друг для друга в этом мире. Но, я удивляюсь, что Ванесса повелась на его коварные уловки, так как Стрейна описывали как жирное, потливое, неопрятное чудовище, и даже героиня сама говорила, что внешне он вызывает отвращение, и непонятно, что именно она нашла в нем, ведь даже умным его не назовешь- он постоянно изрекал банальности.

Ванесса ненадежный рассказчик, она так же как и Стрейн жонглирует фактами, чтобы они выгодно укладывались в ее версию событий, она постоянно юлит, хотя вроде бы глубоко в душе она осознает, что ее совратили, но при этом в ее голове ничего не щелкает, она продолжает упорно убеждать окружающих, что все в порядке и она не жертва, все было по обоюдному согласию. Она вызывает жалость и отвращение одновременно. Если пятнадцатилетнюю Ванессу хочется обнять и посочувствовать ей, сказав, что ее вины в произошедшем нет, то ее тридцатилетней версии хочется надавать подзатыльников и накричать на нее, чтобы она наконец-то пришла в себя. Ванесса до встречи со своим учителем уже вела себя крайне странно и психически/эмоционально неуравновешенно, она выбрала образ мученицы за долго до появления Стрейна в ее жизни, она любила драматизировать на пустом месте, стоило кому-то намекнуть что она неряшлива или не уделяет учебе должного внимания, она начинала заниматься самобичеванием, а ведь ее жизнь была вполне нормальной без каких-либо потрясений. Ванесса не была глупой девушкой, она понимала, что то, что делает Стрейн аморально, ей не нравилось то, как она себя рядом с ним чувствует, но при этом она сама позволяла ему использовать себя для его грязных фантазий, она умоляла его, чтобы он ее не бросал. Я, с одной стороны, могу понять, почему ее вводило в ступор каждый раз, когда он до нее дотрагивался, почему ее шокировало, когда он впервые взял ее за колено, но, черт, если тебе страшно, то беги без оглядки, а не ищи общения с ним и дальше. И в этом заключается дилемма: она хочет спать с ним, но при этом ее каждый раз уносит волнами, и она притворяется, что это происходит не с ней. Наверное, такое поведение и называется стокгольмским синдромом, она потакает и прощает своего обидчика, и только психиатр мог бы помочь Ванессе. Но Ванесса разочаровала меня, во-первых, когда в колледже попыталась соблазнить своего другого учителя (тем самым она хотела заново пережить те эмоции, которые ей «подарил» Стрейн), и, во-вторых, когда она знала о других девушках, которых совратил Стрейн, но ничего не предприняла, а, наоборот, получала от этого массу удовольствия.

Я во всем произошедшем виню не Ванессу, а администрацию школы и ее родителей, которые вместо того, чтобы попытаться выслушать ее, успокоить и сказать, что они на ее стороне, наоборот, закрыли на все глаза, поверили учителю и сделали из нее козла отпущения, опозорили перед всеми, они даже не попытались расследовать это дело, как следует, а родители зная правду не стали ее защищать, ведь Ванесса их убедила, что она любит Стрейна. Но, с другой стороны, Ванесса сама была неблагородной, сколько людей искренне хотели ей помочь (особенно мне была симпатична Дженни), но она их отталкивала и полностью растворилась в Стрейне и, даже узнав о его предательстве, все равно оставалась преданной ему, как собака.

В романе нет ни единого светлого пятнышка, все в темных оттенках, один сплошной депресняк, и все персонажи какие-то жуткие со странными грязными мыслями, здесь нет ни одного нормального человека. Стилистически манера повествования напоминает мою «любимую» Салли Руни, но в улучшенной версии, тут и диалоги намного сильнее. А еще, как я поняла, Кэйт Элизабет родственница Стивена Кинга, и поэтому можно увидеть отсылки к его романам (особенно меня насмешил момент с красным шаром, ведь для полноты картины не хватало только Пеннивайза). Но тексту не хватает изящности, он не наполнен динамичными событиями и неожиданными поворотами, в основном сюжет состоит из рефлексий и размышлений героини, поэтому я не могу понять, почему автору потребовалось двадцать лет чтобы закончить работу над книгой, так как здесь нет внятной кульминации, многослойного витиеватого финала и развития героев (о Джейкобе Стрейне мы не узнаем ничего, кроме его любви к молоденьким девочкам). А еще меня сильно раздражает новомодная привычка современных авторов скатываться до явной порнографии в своих работах, они смачно во все ракурсах, в самых тошнотворных подробностях описывают сцены секса, а учитывая, что героине всего пятнадцать лет, это просто мерзко! Также в романе было много республиканских / консервативных нападок, как будто политические наклонности и идеология автора играют какую-то важную роль в этой ситуации, будто из-за политического положения в стране Стрейн надругался над Ванессой.

Мощность романа потухла, как только автор решила слить Джейкоба Стрейна, хотя то, что он покончил жизнь самоубийством, кажется вполне логичным и правдивым ходом с его стороны, ведь он был эгоистичным и воображал себя мучеником, всю книгу он ругает себя, дабы его пожалели. Но все равно с этого момента книга потеряла остроту, так как в итоге все Стрейну сошло с рук. Да и сама концовка неудачная, автор не оставляет надежды, шанса героине на лучшую светлую жизнь.

Мне кажется, автор как бы ни журила «Лолиту» сама очень глубоко одержима этой книгой. Однако я все равно считаю «Мою темную Ванессу» - честной историей об украденной юности и изощренных манипуляциях, автор тонко исследует долгосрочные последствия сексуального и душевного насилия.

картинка Fari22

Ветка комментариев


Мне показалось, что она была просто неуверенной в себе, плюс попала в новую среду, где у неё были сложности адаптации...


Ванесса же училась в этой школе второй год, когда с ней произошли эти события, и мне казалось, что она уже хоть чуть-чуть должна привыкнуть к ней и ее ученикам. Плюс, то как она вела себя со своей подругой Дженни, буквально прилипла к ней, устраивала истерики, из-за чего, та начала чувствовать себя рядом с ней неловко. И вот после этого она начала вести себя так будто мир рухнул, все вокруг в темных оттенках и т.д., вот из-за этого я увидела в ней образ мученицы и ее не то, чтобы психическую, а скорее эмоциональную неуравновешенность. Плюс еще с родителями она вела так, будто между ним произошло что-то странное, но автор не упоминает что именно.

Это Вы очень верно подметили.


Как и манипуляция Стрейна, так и ненадежность в рассказе Ванессы, четко бросается в глаза. Вот такие моменты автор очень здорово прописала.