Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 марта 2021 г. 20:41

9K

5 Стоицизм и эвдемонизм

Что же такое вечная слава? – Сущая суета.


Размышления римского императора и философа Марка Аврелия – своеобразный диалог автора с самим собой или, по другой версии, наставления, адресованные сыну. В любом случае они не предназначались для широкой публики, и тем поразительнее актуальность многих развиваемых Марком Аврелием идей. Личные заметки императора стали одним из основных текстов, отражающих принципы философии стоицизма.
На мой взгляд, данную книгу полезно читать и когда у нас всё складывается на редкость удачно, и когда ничего не получается. Она помогает понять, что пропасть между этими, казалось, диаметральными ситуациями - иллюзия. Настоящее значение имеет только то, что зависит от нас, - наши мысли и поступки, наш характер и реакции на внешние факторы. То, что нам неподвластно, нужно принимать и не позволять этому нарушать внутренний покой. К чему треволнения, если ничего нельзя изменить? Звучит довольно утопически. Но когда вслушиваешься в звучание античного текста, понимаешь, что в таком несколько отстранённом подходе что-то есть. Как могли бы сказать стоики, важно правильно настроить своё отношение к происходящим событиям и быть в этом последовательным.
Человек, на плечах которого лежала ответственность за судьбу огромной империи, пытается разобраться, как прожить достойную жизнь и не бояться несчастий.
Он размышляет о вечных темах – жизни и смерти, страхах и надеждах, месте индивида в социуме, расставлении приоритетов и способах обретения душевного спокойствия. По поводу последнего пункта автор даёт практические рекомендации, которые несложно адаптировать и к нашей современной жизни.
Стройные размышления настолько масштабны, что сложно отобрать несколько основных идей для рецензии. Я следовала за мыслью автора от начала до конца. Однако книгу, которая состоит из двенадцати частей, можно открыть и читать с любого места. Ключевые концепции в ней повторяются, но мне это не мешало, наоборот, помогало лучше проникнуться.
Итак, постараемся выделить некоторые идеи, развиваемые Марком Аврелием в начале первого тысячелетия.

Согласно автору, следует реагировать ровно и на радостные стечения обстоятельств, и на невзгоды. Первые надо принимать без высокомерия и кичливости, вторые - не впадая в уныние и гнев. Важны не внешние обстоятельства, а наше отношение к ним. Человеку дан разум для того, чтобы обращать препятствия себе на пользу. Часто за неудачей скрываются новый возможности.

Тот, кто во всем следует разуму, деятелен без суетливости, исполнен душевного веселья, не теряя уравновешенности.

Также не нужно забывать, что несчастные случаи находятся в природе вещей и преследуют всех, даже самых достойных.
На удивление созвучными показались мне мысли о важности проживать в настоящем моменте, ибо прошлого уже нет и память о нём подвержена искажениям, а будущее неведомо и само существование его под вопросом. Марк Аврелий полагает, что только отдаваясь тому, что мы делаем в данный момент, можно избавиться от страха смерти и навязчивых тревог. Мысль о том, что настоящее - это всё, что у нас есть, проходит через все медитации. Автор считает полезным и логичным проживать каждый день так, как будто он последний и не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Пусть твое внимание будет поглощено своим настоящим предметом, будет ли то основоположение, деятельность или выражение.

В самом начале император говорит о том, как он благодарен судьбе, которая послала ему достойных предков, прекрасных наставников и верную жену с хорошим характером. Преданность последней язвительные комментаторы ставили под сомнение, но не суть.
Автор из древней античности (знаю, плеоназм, но хочется подчеркнуть хронологическую удаленность) советует невидимому читателю вычленять из повседневности позитив и испытывать за него чувство благодарности. Если перевести рассуждения в просторечный регистр, говорить «спасибо», когда это искренне, легко и приятно тому, кто это делает.
Марк Аврелий убеждён, что сторонние мнения и оценки других не имеют значения. Клевета, равно как и похвала, должна оставлять нас одинаково безучастными. Важно концентрироваться на своих мыслях и действиях. Развивается идея автономности от общественного мнения, которое к тому же крайне эластично и ненадёжно. Сегодня ветер подул в одну сторону, завтра - в противоположную. Вероятно, римский император знал о волатильности народной молвы не понаслышке.
Однако всё не так просто.
Одна из основных идей философа связана с общественным благом. Человек тогда максимально раскрывает свой потенциал и может считать свою жизнь достойной, когда он способствует общественной пользе, тем или иным способом вносит свой вклад в то, что выходит за пределы его частного существования. По сути, только в этом случае нам не будет стыдно за «бесцельно прожитые годы».

Я сделал что-нибудь для общего блага? Следовательно, я принес пользу самому себе.

Но для того, чтобы рассуждать об общественном благе нужно быть частью социума. В противном случае, откуда нам знать, что есть благо и зачем вообще о нем заботиться?
Следовательно, полностью от влияния общества не свободен никто (даже если он решил в какой-то момент уединиться от мира), но Марк Аврелий к отшельничеству ни в коем случае не призывает. Он подчёркивает, что мир - единый град, где все элементы взаимосвязаны, а люди - родственны друг другу.

Автор созерцает мир в его целостности и безраздельности. Такой взгляд высвечивает незначительность человеческой жизни, даже самой долгой и насыщенной, и то, какой ничтожно малый вес имеют все деяния одного человека в общем объеме истории, которая ежедневно обрастает новыми подробностями. Сквозь пелену веков мы видим цезарей и консулов, писателей и мыслителей, ваятелей и риторов, но от них остались в лучшем случае мифы. Их поглотила та же бездна, где пропали и миллионы людей, чьи имена давно стёрлись из памяти человечества.
Что есть наша жизнь в сравнении с потоком времени, убегающем во тьму веков, и той бездной, которая простирается вдали? Всё бесконечно повторяется в бесчисленных вариациях. В прошлом было по существу то же самое, что и сейчас, и в будущем не будет ничего нового.
Поэтому глупо тратить крупицы отведённого нам земного времени на споры, злобу и негативные эмоции.
Напоминая об этом, Марк Аврелий объясняет, почему не надо бояться смерти, а неудачи следует переживать стоически. Но он вовсе не призывает к пассивности и созерцательному образу жизни. Нет!
Правитель, который большую часть жизни провёл в борьбе с врагами Рима и писал свои записки в военных лагерях, считает, что человеку следует радостно отдаваться служению. Мысли о завтрашнем дне не должны отвлекать его от работы здесь и сейчас.
Мудрый человек находит истинное счастье в деятельности, которая ему доступна. Под таким углом зрения ценность каменотёса не ниже ценности римского трибуна.
Марк Аврелий приветствует изменения и верит в их необходимость.

Ведь и я возник в силу изменения, и те, кто породили меня, и т. д. – также до бесконечности.

Мир и человеческое сознание находятся в постоянном движении. Это хорошо, так как в случае их статичности человечество до сих пор обитало бы в пещерах.

В записках находит место личное отношение автора к христианам, которое отчасти объясняет его репрессивную политику. Император не понимал стремления принять мученичество, характерного для раннего христианства.

Душе, готовой ко всему, не трудно будет, если понадобится, расстаться с телом, все равно – ждет ли ее угашение, рассеяние или новая жизнь. Но эта готовность должна корениться в собственном суждении, проявляя себя не со слепым упорством, как у христиан, а рассудительностью, серьезностью и отсутствием рисовки: только тогда она убедительна и для других.

Марк Аврелий выделяет несколько жизненных парадоксов. Например, каждый больше всего любит себя, но почему-то мнению окружающих часто придаёт больше значения, чем собственному суждению. По-моему, звучит актуально и напоминает нам, людям XXI века, что нельзя ставить свою самооценку в зависимость от мнений других людей. Если некоторая корреляция между этими переменными неизбежна, то пусть она будет минимальной. Приятно, когда твой труд хвалят, но не нужно, чтобы это влияло на то, что мы делаем, и способствовало росту тщеславия.

картинка nika_8
Марк Аврелий

Книга, несмотря на частые упоминания бренности всего сущего, в немалой степени оптимистичная и написана доступным и довольно изящным слогом. Размышления Марка Аврелия доказывают, что идеи в большинстве своём не умирают. Меняют форму, подвергаются большим или меньшим косметическим изменениям, но сохраняют стержень.
Напоследок поделюсь некоторыми фрагментами, которые наиболее мне запомнились.

Вместо послесловия
От Рустика [один из наставников Марка Аврелия] – мысль о необходимости исправлять и образовывать свой характер, не уклоняться в сторону изощренной софистики и сочинения бессмысленных теорий, не составлять увещательных речей, не разыгрывать напоказ ни страстотерпца, ни благодетеля, не увлекаться риторикой, поэтическими украшениями речи...

Не иди по стопам Цезарей и не позволяй себя увлечь: ведь это бывает. Старайся сохранить в себе простоту, добропорядочность, неиспорченность, серьезность, скромность, приверженность к справедливости, благочестие, благожелательность, любвеобилие, твердость в исполнении надлежащего дела.

Лишь одно действительно ценно: прожить жизнь по правде и справедливости, сохраняя благожелательность по отношению к людям даже лживым и неправедным. (признаюсь, завершение фразы мне кажется трудновыполнимым)

Следует в равной степени избегать как гнева, так и лести в отношениях к людям: и то, и другое противно общественности и приносит вред. В приступе гнева никогда не забывай, что ярость не свидетельствует о мужестве, а, наоборот, кротость и мягкость более человечны и более достойны мужа, и сила, и выдержка, и смелость на стороне такого человека, а не на стороне досадующего и ропщущего. Чем ближе к бесстрастию, тем ближе и к силе.

Требование, чтобы дурные люди не заблуждались, – безумно, ибо означает стремление к невозможному. Соглашаться же с тем, чтобы они были таковыми по отношению к тебе, – нелепо и достойно тирана.

...кратковечность обща всему.
свернуть

P.S. Мне пришлось немного поломать голову над заголовком. Отбросив несколько длинных вариантов (напомню, император - враг вычурности и сторонник простоты и ясности изложения), я остановилась на двух терминах, которые, по моему мнению, отражают дух авторских размышлений.
Эвдемонизм подразумевает раскрытие личностного потенциала и осмысленный подход к жизни.
Стоицизм в трактовке Марка Аврелия отнюдь не отрицает получения удовольствия от бытия. Принятие неизбежного и концентрация на конструктивной деятельности в настоящем приближают человека к счастью, тогда как погоня за наслаждениями и материальными благами отравляет его жизнь.

Комментарии


По-моему получилось очень вдумчивое обобщение прочитанного и передающее суть книги. Было интересно читать. И надо сказать в его словах об упертости христиан есть доля правды, потому что нет осуждения каких-то других их качеств, но только чрезмерной упертости, скорее упертость он понимает как фанатизм, а в нем ничего хорошего нет.


Спасибо вам большое за отклик! Рада, если не было скучно) Я старалась в сжатой форме рассказать о книге, но всё равно получилось довольно многословно) Но о ней и правда можно долго говорить...

скорее упертость он понимает как фанатизм, а в нем ничего хорошего нет.

Ну да... На самом деле он там христиан только один раз упоминает. Я решила это отметить только потому, что в аннотации здесь на сайте говорится, что Марк Аврелий "противопоставлял себя христианам и подвергал их ранние общины гонениям".
А так, книга скорее философская. Для восприятия её основных идей исторический фон особого значения не имеет, как мне кажется. Думаю, современному читателю интересно в первую очередь находить вневременные смыслы, а они в "Размышлениях" на каждой странице.


Читала Вашу рецензию и думала, как вы так осилили такой труд, а оказалось, что книжка небольшая)
Вообще, пока читала, мне почему-то вспомнилась "Книга Екклесиаста", хоть она и входит в явное идеологическое противопоставление по понятным причинам.

Он размышляет о вечных темах – жизни и смерти, страхах и надеждах, месте индивида в социуме, расставлении приоритетов и способах обретения душевного спокойствия. По поводу последнего пункта автор даёт практические рекомендации, которые несложно адаптировать и к нашей современной жизни.

Ох, зато наши современные книги по мотивации и саморазвитию переливают из пустого в порожнее, обещая невиданные доселе откровения. А все уже давно сказано)


Спасибо большое, что прочитали и откликнулись!)
Да, книга небольшая. И, кстати, в аудио есть в хорошей начитке.
Но Вы правы, такие книги создают впечатление чего-то увесистого и умного, даже заумного, а на самом деле могут довольно легко и быcтро читаться)

Книга Екклесиаста", хоть она и входит в явное идеологическое противопоставление по понятным причинам.

Хорошо Вы подметили...

зато наши современные книги по мотивации и саморазвитию переливают из пустого в порожнее

Точно :)
Уже почти закончив Размышления, поймала себя на мысли, что в какой-нибудь современной книге о личностном росте меня бы, как минимум, раздражали повторы и вообще я могла бы не так позитивно воспринять информацию. Признаюсь, я скорее не люблю книги по саморазвитию и, главным образом, их подачу материала (мол, будешь регулярно выполнять то-то и то-то, и будет тебе счастье).
Но у Марка Аврелия подача иная, философская (я пыталась в рецензии перевести её на современный язык). Он тоже перерабатывал учения мыслителей прошлого, но до компилятивного характера многих современных книг по мотивации ему очень далеко :)
Было действительно приятно находить, что многие мысли резонируют с сегодняшним днём. Были и устаревшие рассуждения (про волю богов и т.д.), но многое показалось мне полезным напоминанием... Да, его размышления часто звучат как Капитан очевидность, но, мне кажется, иногда полезно себе напоминать очевидные вещи.
Например, мне ещё запомнилось, как автор говорит о желательности сосредоточиваться на важном или необходимом и не распыляться. По-моему, актуально сегодня, когда часто надо определиться с приоритетами, иначе можно быстро перегореть, берясь за множество дел одновременно...

P.S. Может быть перейдём на "ты", если не возражаете?)


Спасибо большое, что прочитали и откликнулись!)

А вам спасибо за рецензию!)

И, кстати, в аудио есть в хорошей начитке.

Я из тех, кто все еще не сдружился с аудио))

такие книги создают впечатление чего-то увесистого и умного, даже заумного, а на самом деле могут довольно легко и быcтро читаться)

Понимаю) Тоже встречала такие книги. А потом так неожиданно мысль из глубины веков ложилась легко и как-то гладко) Вспомнилась вот эта книга Баха ад-Дин Валад - Утопленная книга. Размышления Бахауддина, отца Руми, о небесном и земном

Признаюсь, я скорее не люблю книги по саморазвитию и, главным образом, их подачу материала

Я тоже их не люблю. Откровенно говоря, считаю, что чтение этих книг было пустой тратой времени. Хоть я их всего несколько штук прочитала. на 90% они состоят из очевидностей и повторения и перефразирования (в лучшем случае) какой-нибудь незатейливой мысли.

Но у Марка Аврелия подача иная, философская

Это понятно, конечно) у меня и ассоциации тоже только с философскими книгами, а не с современными мотивационными) Что тут говорить, те люди были другого уровня..пусть это и звучит снобистски)

Было действительно приятно находить, что многие мысли резонируют с сегодняшним днём.

После таких книг понимаешь, что мир - это стакан с камнями. Камни - основа, которая практически не меняется, а вот пустота между ними от столетия к столетию может быть заполнена разными вещами)

Да, его размышления часто звучат как Капитан очевидность, но, мне кажется, иногда полезно себе напоминать очевидные вещи.

Парадоксально, но нам нужно напоминать именно о том, что очевидно) как говорится, хочешь хорошо спрятать - положи на видное место))

P.S. Может быть перейдём на "ты", если не возражаете?)

Конечно) совсем не возражаю (:


Я из тех, кто все еще не сдружился с аудио))

Понимаю :) Мне тоже казалось, что мы не подружимся, но в итоге сдружились. Плюс, для меня важно, что глаза не устают)

Баха ад-Дин Валад - Утопленная книга.

Интересно, не слышала об этой книге. Там тоже получается личные заметки автора...

на 90% они состоят из очевидностей и повторения и перефразирования (в лучшем случае) какой-нибудь незатейливой мысли.

Очень согласна) Но я тоже их мало читала. Из последнего на ум приходит Хэл Элрод - Магия утра. Как первый час дня определяет ваш успех
Всё вертелось вокруг мысли, как хорошо вставать рано, практиковать аффирмации и ещё несколько советов. Из этого вышла целая книга)) Вернее, у автора вроде целая серия книг.

Камни - основа, которая практически не меняется, а вот пустота между ними от столетия к столетию может быть заполнена разными вещами)

Какая мудрая и изящно сформулированная мысль... Думаю, стоики бы с ней согласились, и суфии тоже.

Спасибо тебе ещё раз за обсуждение!)


Плюс, для меня важно, что глаза не устают)

Да, этот плюс трудно игнорировать..))

Там тоже получается личные заметки автора...

Ага) но Восток, суфийская философия, на любителя, конечно. Однако мысли все понятны и прозрачны)

Всё вертелось вокруг мысли, как хорошо вставать рано, практиковать аффирмации и ещё несколько советов.

Тоже читала эту книгу и о ней сразу подумалось)) и полностью согласна со всем сказанным)

Какая мудрая и изящно сформулированная мысль... Думаю, стоики бы с ней согласились, и суфии тоже.

Это мне просто то ли притча, то ли анекдот вспомнились с этой фабулой) но в ней и правда много истины)

Спасибо тебе ещё раз за обсуждение!)

И тебе большое спасибо!)


Восток, суфийская философия, на любителя, конечно. Однако мысли все понятны и прозрачны)

Да) Ещё мне кажется, когда ближе знакомишься с такими текстами, часто замечаешь, что основные мысли, если снять поверхностный слой, общи и для западной (в данном случае античной), и для восточной философии.


Так и есть) Я почти уверена, что на 85% мысли будут идентичны) немного разная подача (и то не факт), а идеи все вокруг да около) меня ничто не смутило и не удивило, как я помню)


Спасибо за рецензию!
Начинала читать в недавно вышедшем комментированном издании, сейчас пока отложила. Много есть над чем поразмыслить, и одновременно на меня текст производит гнетущее впечатление: во всех его размышлениях явно считывается предчувствие смерти (не в стоическом смысле смирения, а в реальном).


Вам спасибо за внимание и отклик!)

во всех его размышлениях явно считывается предчувствие смерти

Так и есть... Но мне удалось воспринять эти его рассуждения как такое memento mori, которым автор стремится напомнить (себе в первую очередь), что не надо откладывать жизнь на завтра, нужно полнее проживать настоящий момент, находить в нём радость...
Сейчас подумала, что, возможно, на моё более позитивное восприятие текста повлияла первая часть книги, где Марк Аврелий благодарит близких. Начало задало относительно оптимистичный тон, и книга не показалась мне депрессивной.
Но я хорошо понимаю, что можно увидеть её иначе.
Если не идёт, может быть, лучше не читать, ну или отложить. В принципе, можно просто ознакомиться с ключевыми идеями, которые в книге повторяются, и почитать выдержки. Когда-то я так делала, но теперь захотелось прочитать всю книгу... и оказалось, что не так страшен чёрт, как его малюют :)

P.S. Может быть, лучше на "ты", если удобно?)


мне удалось воспринять эти его рассуждения как такое memento mori

Да, скорее всего так и есть. Наверное, я просто книгу в несколько упадническом настроении читала, поэтому увидела в первых главах сильную рефлексию человека на пороге смерти. И, должно быть, наложился тот факт, что Марк Аврелий умер от чумы на Дунае, а в конце первых глав указывается "писано в области квадов", а это как раз в тех местах. Видимо, мой мозг всё это связал воедино.

Читать в любом случае продолжу, меня стоики давно интересуют, но раньше это было больше в формате разных видео, а сейчас хочу обратиться к первоисточникам. На фоне современных книг про позитивный позитив философия стоицизма привлекает своей мудростью и внутренним спокойствием, просто, наверное, мне нужно привыкнуть к тому, как много и открыто стоики размышляют о смерти.

P.S. Да, конечно, на "ты".


что Марк Аврелий умер от чумы на Дунае, а в конце первых глав указывается "писано в области квадов", а это как раз в тех местах

Да, вроде это где-то в районе современной Вены.

а сейчас хочу обратиться к первоисточникам.

Мудро) Я тоже, когда что-то интересно, всё больше стараюсь обращаться к первоисточникам и их прочитывать, а не просто просматривать. А то часто бывает, когда пассаж вырван из контекста, смысл искажается.

На фоне современных книг про позитивный позитив философия стоицизма привлекает своей мудростью и внутренним спокойствием,

Согласна) Внутреннее спокойствие очень ценно. Ведь правда, многое зависит от того, как мы относимся к внешним событиям. А это отношение можно, пусть и отчасти, контролировать.


А это отношение можно, пусть и отчасти, контролировать.

Да, это умение как раз и хочется почерпнуть у стоиков. Я ещё на "Нравственные письма к Луцилию" посматриваю, интересно, как Сенека трактовал для себя стоицизм.


Я ещё на "Нравственные письма к Луцилию" посматриваю

Я тоже на них с недавнего времени посматриваю)


Марина Цветаева очень любила Аврелия.
Что логично. К слову, когда она подстриглась однажды наголо, то говорили, она стала похожа на римского мальчика)

В любом случае они не предназначались для широкой публики, и тем поразительнее актуальность многих развиваемых Марком Аврелием идей. Личные заметки императора стали одним из основных текстов,

А так часто бывает, Ник. Когда не для публики что-то творишь а для души, душой.
Если подсмотреть иные рефлексии простых людей, очень глубокие, настоящие, то они тоже будут вне времени.

К чему треволнения, если ничего нельзя изменить? Звучит довольно утопически.

Ну, с одной стороны тут вечная истина.
С другой.. мы же люди)
Если бы не было волнений по поводу и без, не было бы искусства и всего диапазона страстей, дивных мыслей.
Жизнь была бы иной. А может и не было бы жизни.
Просто нужно иметь в себе этот огляд души и сдерживать себя. Пытаться)

На удивление созвучными показались мне мысли о важности проживать в настоящем моменте, ибо прошлого уже нет и память о нём подвержена искажениям, а будущее неведомо и само существование его под вопросом.

Соблазнительная мысль. Лови момент..
Но и тут нужна мера и... талант, не знаю.
Сама знаешь, Ник, как можно испохабить эту мысль: это если оглянуться на современников разных веков, легкомысленно и пошло прожигающих свою жизнь и думающих, что они живут моментом, настоящим.
Прошлое.. да, оно может утопить. Но если правильно всё делать, то можно прошлое расширить чуточку, сделав частью настоящего, и эта общая поверхность, как бы луна воспоминания, отразит больший свет настоящей жизни, а не только настоящего.
Помнишь как Пруст ещё писал, что иные переживания имеют подлинность воспоминаний. Их просто нет в настоящем, они ещё не могут созреть в нём.
Похоже на вино) вино памяти.

Автор считает полезным и логичным проживать каждый день так, как будто он последний и не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Реально, славная мысль.
Помнишь, говорили с тобой о конце света, что бы мы делали?
По сути, ничего бы не изменилось и паники не было бы, просто стали бы более нежными к близким и т.д.
Но по сути, в такой нежности, трагической чуточку, невозможно жить каждый день. С ума можно сойти.
Но ориентир хороший)

Если перевести рассуждения в просторечный регистр, говорить «спасибо», когда это искренне, легко и приятно тому, кто это делает.

Здорово перевела)
Спасибо, Ник)

Марк Аврелий убеждён, что сторонние мнения и оценки других не имеют значения.

Ну, тут я бы поспорил.
Знаешь, Ник, такие мысли и правда шикарны, но у них есть второе дно. Всегда есть второе дно. Быть может потому жизнь так и прекрасна.
Опять же, по Прусту, человек - это часто: сумма разных мнений о нём разных людей.
Человек порой сам не знает кто он и какой он.
Да и душа так сильно переплетена с обществом, что нельзя часто порвать все мнения о себе или близком, без последствий.
Тут уже часто затрагиваются струны чести, совести, долга.
Всё оборвать и замкнуться гордо в себе.. мы не в Риме живём)
Часто люди умирают от мнений толпы, затравленные ею.
Разное бывает. Честь и долг ещё никто не отменял.
Человек вообще... чуть шири, чем мы думаем о нём.
Вроде стрела мимо нас пронеслась.. ан нет, что-то в воздухе алеет и кровоточит.

Но для того, чтобы рассуждать об общественном благе нужно быть частью социума.

Вот, я об этом, точнее, Аврелий)

втор созерцает мир в его целостности и безраздельности.

Такой взгляд высвечивает незначительность человеческой жизни, даже самой долгой и насыщенной, и то, какой ничтожно малый вес имеют все деяния одного человека в общем объеме истории, которая ежедневно обрастает новыми подробностями.

Хорошая мысль. Но она может сорваться в любой миг в бездну.
В индуизме тоже есть похожие мысли, и тоже норовят сорваться.
В них прелестная оптика взгляда на мир, как течение: цельность всего и вся, и былинки и сердца и звезды.
Но потом эта мысль срывается. Для неё нужна почва.
Так легко сказать: жизнь на планете со стороны похожа на плесень на виноградине.
И многие так думают. Это тоже оптика.. но смещённая уже, сбившаяся.
Мы не в невесомости живём, чтобы вот так смело говорить что вес звезды и мусора равны.
Это чревато.
Ник, я верю, что светлый порыв сердца влюблённого, ребёнка, человека в блокадном Ленинграде, подвиг для семьи совершивший, или движение сердца Цветаевой, Платонова, Шелли и Достоевского - в веках, очень даже выделяются в общем течении и быть может освещают его.

Очень хорошая рецензия получилась, Никуш, спасибо!
И заголовок рецензии славный)
Прекрасного дня, Ника)


Просто нужно иметь в себе этот огляд души и сдерживать себя. Пытаться)

Да, напоминать себе иногда, что по пустякам переживать не надо)

Помнишь как Пруст ещё писал, что иные переживания имеют подлинность воспоминаний. Их просто нет в настоящем, они ещё не могут созреть в нём.

Тонкая мысль... да и куда нам без воспоминаний, они ведь тоже часть нас.
Но, думаю, мысли Марка Аврелия не надо воспринимать буквально. Понятно, что мы не стоики, да и его современники в большинстве своём не были стоиками. Он предлагает читателю несколько идеалистическое направление мысли, о котором просто полезно себе напомнить (и про важность настоящего, и про принятие неизбежного, про выбор основных приоритетов и т.д.).
Это может пригодиться в определённые моменты жизни.
К примеру, когда мы взялись за слишком много дел одновременно, в результате чувствуем усталость или даже тревожность. Здесь может помочь рекомендация сконцентрироваться на важном и отбросить второстепенное (то, что мы в данный момент времени воспринимаем таковым).

Да и душа так сильно переплетена с обществом, что нельзя часто порвать все мнения о себе или близком, без последствий.

Переплетена, по крайней мере с определёнными людьми, которые для неё важны...
Но лично я считала размышления автора несколько иначе. В нашем мире много оценочных суждений, сейчас благодаря соцсетям их стало ещё больше. Только часть из них имеет под собой хоть какие-то основания. В основном это очень иллюзорные суждения. Люди иногда рискуют попасть в зависимость от таких эфемерных суждений. Это работает в оба направления - чрезмерная похвала может привести к завышенной самооценке, от отсутствия внимания (разных хейтеров я даже в расчёт не беру) у человека могут опуститься руки.
Таких последствий лучше избегать, хотя бы потому, что это неполезно для здоровья, ментального и не только. С низкой самооценкой всё понятно, но и слишком высокая может сыграть злую шутку.
Но это я говорю о внешних оценках полностью субъективных. А иногда по-другому и не получается. Разве можно конструктивно критиковать, к примеру, "Чёрный квадрат" Малевича?)
Другое дело, когда кто-то, кто знает намного больше нас по какому-то вопросу, указывает на наши огрехи, помогает нам разобраться в причинах и следствиях и прочее. Словом, конструктивно критикует и способствует нашему развитию.

Ник, я верю, что светлый порыв сердца влюблённого, ребёнка, человека в блокадном Ленинграде, подвиг для семьи совершивший, или движение сердца Цветаевой, Платонова, Шелли и Достоевского - в веках, очень даже выделяются в общем течении и быть может освещают его.

Конечно, в веках выделяются определённые поступки и порывы. На самом деле многие люди способны на такие благородные порывы, просто об одних мы знаем, о других нет...
Но, если брать совсем глобально, я с Марком Аврелием согласна. Всё в итоге заметается песками времени, нравится нам это или нет. Чем больше события удаляются от нас по времени, тем больше они приобретают черты мифа или легенды. Просто потому, что мы уже не может представить, как эти люди чувствовали, их логику...
И преувеличивать значение личности в истории не нужно, на мой взгляд. Я понимаю, что ты не об этом, просто к слову пришлось)
Потом мне понравилась мысль, что каждый действует на своём участке. Если кто-то приносит пользу в своей сфере, то это вызывает уважение. Миру нужны, условно говоря, и поэты, и строители.

Саш, спасибо тебе большое за доброе внимание! И спасибо, что поделился своими размышлениями... есть о чём подумать.
Тебе тоже отличного дня)


Ник, как я люблю такие твои комменты, да и вообще.. твои комменты)
Ты так славно всё по полочкам разложила, что со всем хочется нежно согласиться)

Но лично я считала размышления автора несколько иначе. В нашем мире много оценочных суждений, сейчас благодаря соцсетям их стало ещё больше. Только часть из них имеет под собой хоть какие-то основания. В основном это очень иллюзорные суждения. Люди иногда рискуют попасть в зависимость от таких эфемерных суждений.

Ник, я считал эту мысль Аврелия в нескольких направлениях, но изложил в одном)
там у тебя дальше тоже очень хорошо написано, в комменте.
Ты права, есть совершенно лишние треволнения, которые задевают даже не кожу, а одежду тщеславия и гордости, того, чего толком и нет.

Это работает в оба направления - чрезмерная похвала может привести к завышенной самооценке, от отсутствия внимания (разных хейтеров я даже в расчёт не беру) у человека могут опуститься руки.

Всё верно. Кто то из древних написал: Человек - мера всех вещей.
Эту мысль потом многие переиначивали: Протагор, вроде, добавил: Человек, как мыслящий, мера всех вещей.
Во всём нужна мера. Стиль поведения. Он важен и в искусстве и в принятии решений)
А без стиля.. осанки мысли - душа и дела размываются, как тесто убегают чёрте куда)

Разве можно конструктивно критиковать, к примеру, "Чёрный квадрат" Малевича?)

улыбнула)

Но, если брать совсем глобально, я с Марком Аврелием согласна. Всё в итоге заметается песками времени, нравится нам это или нет. Чем больше события удаляются от нас по времени, тем больше они приобретают черты мифа или легенды. Просто потому, что мы уже не может представить, как эти люди чувствовали, их логику...

Никуш, про пески времени мысль отличная, но она уже стала как бы.. прозой мысли.
Даже жалко.
Знаешь, раньше, мысль о том, что земля круглая и вращается вокруг солнца, была ценной как золото, о ней мало кто знал, за эту мысль люди умирали и защищали её.
А теперь.. каждый школьник знает.
У дочки подруги как то спросил про это. Какая от солнца наша земля? Пошла гадать... и так мы тихо перенеслись в 24 век, ибо у нас за окном Солнце вращалось вокруг земли)
Чуточку стал опасаться что меня будут пытать за мои убеждения))
Ник, про пески времени это хорошо. Но тут прелестна фокусировка мысли, а не сама мысль.
Со временем так бывает.
Да, всё заметёт песками и пески заметёт и песков не будет и солнце взорвётся и рассеется и будет ночь, словно ничего и не было.
Потому так важно ценить каждый миг и видеть в нём нечто вечное.
Личность в истории... да, ты права. С этим много игр.
Но есть просто - душа в истории и сердцебиение в истории.
Душа простого ребёнка, влюблённой женщины, поэта.
Все по своему живут навстречу миру и мир чуточку освещается вокруг них их душой.
И этот свет незримо участвует и живёт дальше них, и это славно.)
А пески... не нужно о них думать) Во всяком случае не часто.

Если кто-то приносит пользу в своей сфере, то это вызывает уважение. Миру нужны, условно говоря, и поэты, и строители.

А вот эту мысль я люблю.
Ник, грустно, когда люди не на своём месте. Словно.. замурованы заживо в чём то чужеродном и томятся.
Видел таких не раз.

Спасибо ещё раз, Никуш, за хорошую рецензию и прелестный коммент ( или наоборот)).
Доброго вечера тебе)


Во всём нужна мера. Стиль поведения. Он важен и в искусстве и в принятии решений)

С этим не поспоришь) Иногда дискутируют, чувство меры и такта - больше врождённое или приобретённое? Я думаю, что, как и многое другое, ощущение меры можно в себе воспитать.

А пески... не нужно о них думать) Во всяком случае не часто.

Согласна, Саш) Я бы сказала, это как силы гравитации или то же вращение Земли. Думай-не думай, эти процессы имеют место быть, и это нормальный порядок вещей) Разве что иногда нелишне об этом вспомнить в качестве противоядия от чересчур антропоцентричного подхода)

Спасибо тебе ещё раз, Саш! Я тоже люблю читать твои комменты :)
Уютного весеннего вечера)


следует реагировать ровно и на радостные стечения обстоятельств, и на невзгоды.

Дождь ли снег - любое время года. Надо благодарно принимать. (с)
Спасибо, очень интересно. Этот товарищ вроде приятнее чем те двенадцать.


любое время года. Надо благодарно принимать.

Да... Когда писала эту рецензию, вспомнила Хайяма и как ты говорил, что его рубаи подходят для всех случаев жизни, как счастливых, так и несчастных. Вот и с "Размышлениями" Марка Аврелия похожая ситуация, на мой взгляд)

Женя, спасибо большое за внимание)


В прошлом было по существу то же самое, что и сейчас, и в будущем не будет ничего нового.
Поэтому глупо тратить крупицы отведённого нам земного времени на споры, злобу и негативные эмоции.

Мудро. Я хоть и не стоик, но полностью согласна, что не надо тратить время и какую-никакую энергию на пререкания)
Со многими другими мыслями Марка Аврелия тоже согласна)

Спасибо за рецензию, Ника! И совсем она не многословная, как раз того объема, который хорошо читается ;)


Я хоть и не стоик, но полностью согласна, что не надо тратить время и какую-никакую энергию на пререкания)

Наверное, можно сказать, что некоторые мысли вне времени и подходят практически для всех, независимо от их личных предпочтений)

И совсем она не многословная

Рада слышать :) Но всё же до потенциально возможной лаконичности ей далеко. Например, мой короткий отзыв на эту же книгу на Goodreads.

Спасибо тебе большое, что заглянула, Кристин))


мой короткий отзыв на эту же книгу

Ника, посмотрела. Понравился твой отзыв )) Но рецензия здесь мне все же больше нравится:)


Спасибо, Кристин))


Вот у меня книга не создала такого образа, как у Вас. Мне она представилась растянутым комментарием к Эклезиасту, совсем не приносящим ни формы, ни содержания

Сколько людей - столько мнений... И думаю, это естественно, что текст из далёкой античности вызывает у нас, современных читателей, такой разный отклик)

Спасибо за внимание к моему скромному обзору)