Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 октября 2012 г. 16:54

372

5

Большое видится на расстояньи…


Это только кажется, что Пушкин сразу стал «нашим всё». Фактически, о нем забыли на пятьдесят лет после смерти. Достаточно посмотреть статьи Писарева в 60-х годах XIX века, где он громит Белинского за превознесение этого салонного графомана.
Вы думаете, Достоевский купался в лучах славы? Первый тираж «Преступления наказания» составил всего 2 тысячи экземпляров и тот не был распродан за четыре года. Конечно, это не 120 экземпляров «Заратустры» Ницше, но ведь роман Достоевского – не зубодробительная философия, через которую приходится продираться с боем.
***
На мой взгляд, лет через пятьдесят «Сердце Пармы» поставят на одну полку с «Войной и миром» Толстого. Настолько масштабен и «прописан» этот роман. А, может быть, Иванову повезет и это случится гораздо раньше.
Как и Толстому, ему не хватило пространства повседневных действий главных героев. И если Лев Николаевич раздвинул границы камерного мира аристократии начала XIX века Отечественной войной 1812 года, то Иванову, ввиду отсутствия в описываемый период столь значимых событий, пришлось двигаться в сторону мифологии.

И во тьме князь ясно видел, что забрел он не в зачарованные земли, а прямо в горло Пети-Ура, ледяного вогульского ада. И здесь, крутясь смерчем, шагал по лесам бог ветра Шуа, метлою смахивая все со своего пути. И тряс небосвод, разгоняя волны северного сияния, великий бог Войпель. А откуда-то из-за медвежьей лапы Манараги, над самоедскими мертвыми кряжами, неслось из жерла огромной пещеры стылое дыхание Омоля, в потоке которого плясал и подвывал от радости демон Куль, вновь укравший солнце и спрятавший его в расселине Горы Мертвецов. На Нэпупыгуре, пермяцком Тэлпозизе, в своем гнезде ворочались, хлопали крыльями, разбрасывали белые перья ветры. На волке Рохе по снежным еланям, окутанная тьмою, неслась злая ведьма Таньвар-пеква, а сестра ее, старуха Сопра, сидя на льду святого озера Турват, грызла черепа жертв, украденные из теснин древнего города покойников - Пуррамонитурра, и треск костей разносился на сотни верст.


Действие «Сердца Пармы» укладывается в 27 лет противостояния вогульского князя Асыки, намеревавшегося изгнать всех русских из Перми, сначала с князем Ермолаем, а потом с его сыном Михаилом. Асыка – хумляльт, обменявший превращение своей души в сокола, улетающего на небеса, на достижение поставленной цели. За это он получил отсрочку от собственной смерти. И хотя на последних страницах романа Асыка убивает Михаила, его война проиграна. Пермь шаг за шагом становится частью Руси – через изгнание татар, обращение местного населения в христианство и уничтожение всех атрибутов язычества. Иван III, продолжая дело своего отца, строит великую империю.
***
Мифологические персонажи в романе не менее реальны, чем люди из плоти и крови.
Жена князя Михаила Тичерть – ламия, местная ведьма, вогулы могут обращаться в волков, а украденная русичами Золотая Баба наводит морок на каждого, кто ее увидит.
Как во всяком великом романе, в «Сердце Пармы» нет прямолинейных сюжетных линий. И вот уже Михаил, отказываясь изгонять татар, фактически объявляет войну Москве и, объединяя местные племена, дает смертный бой присланному воеводе Федору Пестрому. Чудом уцелев в этой кровавой бойне, он попадает в плен, но дав клятву верности Ивану Третьему возвращается на княжение в Чердынь.
И вновь неожиданный сюжетный поворот – Михаил передает княжение сыну, а сам становится простым землепашцем. И только перед лицом нового нашествия Асыки он вновь берет на себя ответственность за судьбы своего народа, принимая последний бой.
***
Алексей Иванов, опубликовав в начале 90-х годов прошлого века несколько фантастических рассказов и повестей, фактически, ушел из литературы, работая журналистом, учителем в школе, гидом в турфирме. Сопровождая группы туристов по пермской земле, он погружается в историю этого края и начинает писать «Сердце Пармы», основываясь на реальных исторических событиях второй половины XV века. Писать неторопливо, для себя, тщательно отделывая каждый абзац, каждую сюжетную линию.
В 2000 году роман был закончен и еще три года отлеживался в поисках издателя. (Как видим, все предпосылки великой книги были соблюдены).
***
Перед написанием этой заметки, я полистал отзывы о романе, когда он только появился в 2003 году. Особенно покоробила рецензия Льва Данилкина. Признанный мэтр от критики, чувствуется, просто пролистал 600-страничный том, пренебрежительно отозвавшись о стиле и сюжете.
Складывается впечатление, что «официальная» литературная критика либо отрабатывает проплаченные заказы издательств, либо паразитирует на состоявшемся успехе. И перестает выполнять свое главное предназначение – открывать и представлять публике новые имена достойные прочтения.
Хорошо, что Иванову повезло и Леонид Юзефович, пользуясь своим авторитетом, всячески продвигал его рукопись. А если бы этого не случилось?

Ветка комментариев


Мэлори со своей «Смертью Артура» вообще ждал 450 лет, а Бах всего лишь 80.



Это как раз легко объяснимо. Книгоиздание тогда и теперь - несравнимы. Скорость распространение информации - тем более. Бах тут немного в стороне, ибо своему временному забвению он отчасти сам был причиной.

Я против вашего мнения ничего не имею против) У меня оно противоположное - Иванов уже слишком далеко отдалился от вечности) Данилкина я еще давно читал, отчасти солидарен.


Да, я уже заметил ваши две звезды для "Пармы". :)