Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 октября 2012 г. 16:54

372

5

Большое видится на расстояньи…


Это только кажется, что Пушкин сразу стал «нашим всё». Фактически, о нем забыли на пятьдесят лет после смерти. Достаточно посмотреть статьи Писарева в 60-х годах XIX века, где он громит Белинского за превознесение этого салонного графомана.
Вы думаете, Достоевский купался в лучах славы? Первый тираж «Преступления наказания» составил всего 2 тысячи экземпляров и тот не был распродан за четыре года. Конечно, это не 120 экземпляров «Заратустры» Ницше, но ведь роман Достоевского – не зубодробительная философия, через которую приходится продираться с боем.
***
На мой взгляд, лет через пятьдесят «Сердце Пармы» поставят на одну полку с «Войной и миром» Толстого. Настолько масштабен и «прописан» этот роман. А, может быть, Иванову повезет и это случится гораздо раньше.
Как и Толстому, ему не хватило пространства повседневных действий главных героев. И если Лев Николаевич раздвинул границы камерного мира аристократии начала XIX века Отечественной войной 1812 года, то Иванову, ввиду отсутствия в описываемый период столь значимых событий, пришлось двигаться в сторону мифологии.

И во тьме князь ясно видел, что забрел он не в зачарованные земли, а прямо в горло Пети-Ура, ледяного вогульского ада. И здесь, крутясь смерчем, шагал по лесам бог ветра Шуа, метлою смахивая все со своего пути. И тряс небосвод, разгоняя волны северного сияния, великий бог Войпель. А откуда-то из-за медвежьей лапы Манараги, над самоедскими мертвыми кряжами, неслось из жерла огромной пещеры стылое дыхание Омоля, в потоке которого плясал и подвывал от радости демон Куль, вновь укравший солнце и спрятавший его в расселине Горы Мертвецов. На Нэпупыгуре, пермяцком Тэлпозизе, в своем гнезде ворочались, хлопали крыльями, разбрасывали белые перья ветры. На волке Рохе по снежным еланям, окутанная тьмою, неслась злая ведьма Таньвар-пеква, а сестра ее, старуха Сопра, сидя на льду святого озера Турват, грызла черепа жертв, украденные из теснин древнего города покойников - Пуррамонитурра, и треск костей разносился на сотни верст.


Действие «Сердца Пармы» укладывается в 27 лет противостояния вогульского князя Асыки, намеревавшегося изгнать всех русских из Перми, сначала с князем Ермолаем, а потом с его сыном Михаилом. Асыка – хумляльт, обменявший превращение своей души в сокола, улетающего на небеса, на достижение поставленной цели. За это он получил отсрочку от собственной смерти. И хотя на последних страницах романа Асыка убивает Михаила, его война проиграна. Пермь шаг за шагом становится частью Руси – через изгнание татар, обращение местного населения в христианство и уничтожение всех атрибутов язычества. Иван III, продолжая дело своего отца, строит великую империю.
***
Мифологические персонажи в романе не менее реальны, чем люди из плоти и крови.
Жена князя Михаила Тичерть – ламия, местная ведьма, вогулы могут обращаться в волков, а украденная русичами Золотая Баба наводит морок на каждого, кто ее увидит.
Как во всяком великом романе, в «Сердце Пармы» нет прямолинейных сюжетных линий. И вот уже Михаил, отказываясь изгонять татар, фактически объявляет войну Москве и, объединяя местные племена, дает смертный бой присланному воеводе Федору Пестрому. Чудом уцелев в этой кровавой бойне, он попадает в плен, но дав клятву верности Ивану Третьему возвращается на княжение в Чердынь.
И вновь неожиданный сюжетный поворот – Михаил передает княжение сыну, а сам становится простым землепашцем. И только перед лицом нового нашествия Асыки он вновь берет на себя ответственность за судьбы своего народа, принимая последний бой.
***
Алексей Иванов, опубликовав в начале 90-х годов прошлого века несколько фантастических рассказов и повестей, фактически, ушел из литературы, работая журналистом, учителем в школе, гидом в турфирме. Сопровождая группы туристов по пермской земле, он погружается в историю этого края и начинает писать «Сердце Пармы», основываясь на реальных исторических событиях второй половины XV века. Писать неторопливо, для себя, тщательно отделывая каждый абзац, каждую сюжетную линию.
В 2000 году роман был закончен и еще три года отлеживался в поисках издателя. (Как видим, все предпосылки великой книги были соблюдены).
***
Перед написанием этой заметки, я полистал отзывы о романе, когда он только появился в 2003 году. Особенно покоробила рецензия Льва Данилкина. Признанный мэтр от критики, чувствуется, просто пролистал 600-страничный том, пренебрежительно отозвавшись о стиле и сюжете.
Складывается впечатление, что «официальная» литературная критика либо отрабатывает проплаченные заказы издательств, либо паразитирует на состоявшемся успехе. И перестает выполнять свое главное предназначение – открывать и представлять публике новые имена достойные прочтения.
Хорошо, что Иванову повезло и Леонид Юзефович, пользуясь своим авторитетом, всячески продвигал его рукопись. А если бы этого не случилось?

Комментарии


Единственная принципиальная претензия к Иванову - это то, что не было таких князей Верейских. А так роман очень хорош, да.


Роман, даже если описывает имевшие место события, всегда отстоит на некотором расстоянии от реальности. :)


Главное, чтобы читатель был об этом осведомлен :)


Мне тоже понравилась эта книга, весьма достоверно прописаны даже мистические и магические сущности и персоны, не говоря уже об исторических и псевдоисторических личностях


Я же написал - будет классикой. :)


Возможно, только мы вряд ли об этом узнаем :)


Книга замечательная! Меня, вообще, интересует время княжения Василия Темного. К сожалению, достоверных сведений об этом времени немного.


Из того, что-то когда-то Пушкин и Достоевский встретили несколько препятствий на пути к бессмертию вовсе не следует, что туда прямиком войдет Иванов) Логически тут вообще нет никакой взаимосвязи.
На художественные достижения Пушкина - хотят критики, не хотят - опирались последователи: Лермонтов, Гоголь. В 20 веке о нем писали (и его читали, изучали) Ахматова, Цветаева, Набоков и т.д. Пушкин это уже традиция, преемственность, азбука.
Про осмысление Достоевского сколько не говори, все будет мало. От соцреалистов до экзистенциалистов.
Корни не получится вырвать в обход побегам, поэтому Пушкин, Достоевский и т.п. за свое место держатся прочно.
У Иванова пока что никаких даже близко подобных заслуг нет. Он просто "один из современных".

Складывается впечатление, что «официальная» литературная критика либо отрабатывает проплаченные заказы издательств, либо паразитирует на состоявшемся успехе.



Про последние достижения Иванова как раз у Данилкина можно прочесть.


Вы абсолютно правы, после того, не значит – вследствие того. :)
И весь иконостас в предисловии иллюстрировал лишь одну простую мысль, что «классику» не всегда можно разглядеть сейчас.
Мэлори со своей «Смертью Артура» вообще ждал 450 лет, а Бах всего лишь 80.
И о Ницше через 25 лет после смерти никто бы и не вспомнил, если бы не единицы, сохранившие его книги и убедившие всех, что именно они объясняют весь ужас первой мировой войны, когда вчерашние соседи вдруг бросились убивать друг друга в промышленных масштабах.

Я высказал всего лишь личное мнение, что Иванов с его «Сердцем Пармы» уже вошел в историю. Но общепризнанным фактом это станет лет через 50.
А что касается Данилкина, то о «Псоглавцах», на которые вы дали ссылку, я бы, например, вообще не стал писать.
К слову, вот его рецензия на «Сердце Пармы».


Мэлори со своей «Смертью Артура» вообще ждал 450 лет, а Бах всего лишь 80.



Это как раз легко объяснимо. Книгоиздание тогда и теперь - несравнимы. Скорость распространение информации - тем более. Бах тут немного в стороне, ибо своему временному забвению он отчасти сам был причиной.

Я против вашего мнения ничего не имею против) У меня оно противоположное - Иванов уже слишком далеко отдалился от вечности) Данилкина я еще давно читал, отчасти солидарен.


Да, я уже заметил ваши две звезды для "Пармы". :)