Больше рецензий

wonderlust

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 марта 2021 г. 16:54

1K

4 «Единственная правда — правда данного момента»

Хоррор, чудовища и загадки – всё это предлагает читателю «Монстролог».

По сюжету в июне 2007 года одному из авторов (он подписался именно как Рик Янси) передают дневник, состоящий из тринадцати частей, в котором о своей жизни писал недавно умерший человек. Этот человек – Уилльям Джеймс Генри – утверждал, что ему уже сто тридцать один год.
Согласившись прочитать дневник, автор узнаёт о его прошлом. И читает, не отрываясь.

1888 год. Новый Иерусалим. Новая Англия.

В дневнике описано, что, забрав к себе ставшего сиротой после пожара двенадцатилетнего Уилла Генри, монстролог Пеллинор Уортроп сразу же погружает его в детали своего дела, не давая своими распоряжениями и минуты покоя. Уортроп имеет дело с настоящими чудовищами, что существуют издревле, а неподалёку от его дома невероятным образом появляются антропофаги. Создания без головы, но с пастью во всю грудь, которые питаются людьми.
Приходится рассчитывать на оружие. Ведь нет никаких амулетов и заклинаний, дающих магическую мощь. В этом – часть реального, где люди выступают против жутких созданий.
Вот только откуда бы им взяться, если у них совершенно другое место обитания?
Так, за отчётом для Научного Общества Монстрологов следует попытка разгадать тайну.

«Да, дитя моё, на самом деле, монстры существуют, — несомненно, сказал бы он напуганному мальчику или девочке, невыносимо нуждающимся в поддержке. — И один из них как раз висит сейчас у меня в подвале».

картинка wonderlust

Dr. Warthrop автора dreadful-drawings

Отец и сын. Учитель и ученик.

О такого рода отношениях в основном будут вестись философские размышления. О преемственности поколений, о разнице в подходах. А ещё – об одиночестве и взаимодействии с преемником. Это если не рассматривать вопросы морали, поднимаемые множество раз.

Всё, что осталось от наших отцов на земле, были мы сами. И когда нас не станет, не станет и их. Мы были скрижалями, на которых была записана их жизнь.

Отношения же ищущего одобрения наставника Уилла Генри и изводящего себя и других работой резкого Пеллинора Уортропа играют самыми различными гранями. От абсолютного неприятия до понимания. Ведь подросток потерял всё, а его наставник не отличался ни чуткостью, ни заботой, не только поручая все домашние дела своему вечно невысыпающемуся и голодному ученику, но и заставляя видеть весь ужас, творимый монстрами. Но Уилл отмечал, что они – всё, что было друг у друга, вопреки многим, очень многим негативным для себя моментам и сложностям.

И, разумеется, я обещал ему. Потому что это было правдой: я — всё, что у него было.
Мне всегда было интересно, а приходило ли в голову ему — этому человеку, о котором возможно было сказать, что другого более неистово, ужасно и волнующе поглощенного своими мыслями и интересами больше нет на свете, — что и обратное тоже было правдой. Он — всё, что было у меня.

Кладбище. Склеп. Подвал. Психиатрическая лечебница.

Это далеко не все места, где в «Монстрологе» будет воссоздана мрачная атмосфера. Стук копыт лошадей по мостовой в ночи, капли дождя по земле у могилы, крики закрытых сумасшедших, пустые глаза препарированного, шторм…
Но саспенса нет. Всё будет обозначено практически сразу.
Так что никакого тревожного ожидания и подвешенного состояния: вместо них у героев тревожные расстройства и подвешенный монстр в подвале.
При этом за счёт количества оторванных и отрезанных частей тела, а ещё крови, что будет бесконечно проливаться, происходящее порой плавно перетекает в бойню.
Более того, будет и текущий гной ран, и черви, пожирающие плоть, которые подействуют не менее неумолимо, чем антропофаги.

Эти монстры наверняка знакомы.

О них можно было где-то уже читать. Более того, в подобных им можно было даже стрелять.
Рик Янси в самом начале приводит цитаты из «Истории» Геродота , «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта , «Открытия Гуианы» Вальтера Скотта и «Отелло» Шекспира , в которых упоминаются антропофаги. Что занимательно, Шекспир говорил о них не раз: те упоминались и в «Виндзорских насмешницах».
По ходу чтения становится понятно, что антропофаги немало похожи на гнааров из любой части шутера "Serious Sam", известного с 2001 года. Из примечательных отличий глаза в «Монстрологе» у них два, а здесь – один. Но визуальная память может сработать, оттого и возникнет мысль, что где-то подобные монстры уже встречались.

Гнаар.

картинка wonderlust

Гнаар из "Serious Sam".
свернуть

картинка wonderlust

The Monstrumologist, escape from the cemetery автора Nazar Horokhivskiy. Un, deux, trois... Да, здесь всего три монстра, но в книге всё куда как более люто.
Наш враг — это наш страх. Ослепляющий, безрассудный страх. Страх скрывает от нас истину и искривляет восприятие очевидного, такая это отрава. Страх ведет нас к иррациональным предположениям и ложным выводам.

Хотя роман расчитан в основном на подростковую аудиторию, а развитие событий довольно предсказуемо, загадки всё же остаются.

Например, о долголетие и судьбе одного из персонажей и о мотивах другого. Наверняка о них подробнее будет сказано в последующих частях тетралогии. Ведь по итогу автор в XXI веке прочтёт всего три части дневника Уилла Генри из тринадцати. А это значит – всё впереди.
Погружаться или нет, можно решать уже по прочтению данной книги: в ней заключена история оконченная и целостная, и даже если монстрология не увлечёт, жители одного из домов на Харрингтон Лейн запомнятся своим взаимодействием, как и пусть второстепенный, но не менее яркий приезжий из Уайтчепела.

Мы создаём своё мнение о другом человеке, основываясь на его словах и поступках, и получается хрупкая конструкция, почти мираж, существующий только в нашем сознании.

Прочитано в рамках игр «ФФантGame», «В поисках сокровищ», «Школьная вселенная», «От А до Я», дуэли «Собери их всех!» и моба «Три богатыря и заграница» группы «Тридевятое царство».