Больше рецензий
24 марта 2021 г. 16:54
1K
4 «Единственная правда — правда данного момента»
РецензияХоррор, чудовища и загадки – всё это предлагает читателю «Монстролог».
По сюжету в июне 2007 года одному из авторов (он подписался именно как Рик Янси) передают дневник, состоящий из тринадцати частей, в котором о своей жизни писал недавно умерший человек. Этот человек – Уилльям Джеймс Генри – утверждал, что ему уже сто тридцать один год.
Согласившись прочитать дневник, автор узнаёт о его прошлом. И читает, не отрываясь.
1888 год. Новый Иерусалим. Новая Англия.
В дневнике описано, что, забрав к себе ставшего сиротой после пожара двенадцатилетнего Уилла Генри, монстролог Пеллинор Уортроп сразу же погружает его в детали своего дела, не давая своими распоряжениями и минуты покоя. Уортроп имеет дело с настоящими чудовищами, что существуют издревле, а неподалёку от его дома невероятным образом появляются антропофаги. Создания без головы, но с пастью во всю грудь, которые питаются людьми.
Приходится рассчитывать на оружие. Ведь нет никаких амулетов и заклинаний, дающих магическую мощь. В этом – часть реального, где люди выступают против жутких созданий.
Вот только откуда бы им взяться, если у них совершенно другое место обитания?
Так, за отчётом для Научного Общества Монстрологов следует попытка разгадать тайну.
«Да, дитя моё, на самом деле, монстры существуют, — несомненно, сказал бы он напуганному мальчику или девочке, невыносимо нуждающимся в поддержке. — И один из них как раз висит сейчас у меня в подвале».
Отец и сын. Учитель и ученик.
О такого рода отношениях в основном будут вестись философские размышления. О преемственности поколений, о разнице в подходах. А ещё – об одиночестве и взаимодействии с преемником. Это если не рассматривать вопросы морали, поднимаемые множество раз.
Всё, что осталось от наших отцов на земле, были мы сами. И когда нас не станет, не станет и их. Мы были скрижалями, на которых была записана их жизнь.
Отношения же ищущего одобрения наставника Уилла Генри и изводящего себя и других работой резкого Пеллинора Уортропа играют самыми различными гранями. От абсолютного неприятия до понимания. Ведь подросток потерял всё, а его наставник не отличался ни чуткостью, ни заботой, не только поручая все домашние дела своему вечно невысыпающемуся и голодному ученику, но и заставляя видеть весь ужас, творимый монстрами. Но Уилл отмечал, что они – всё, что было друг у друга, вопреки многим, очень многим негативным для себя моментам и сложностям.
И, разумеется, я обещал ему. Потому что это было правдой: я — всё, что у него было.
Мне всегда было интересно, а приходило ли в голову ему — этому человеку, о котором возможно было сказать, что другого более неистово, ужасно и волнующе поглощенного своими мыслями и интересами больше нет на свете, — что и обратное тоже было правдой. Он — всё, что было у меня.
Кладбище. Склеп. Подвал. Психиатрическая лечебница.
Это далеко не все места, где в «Монстрологе» будет воссоздана мрачная атмосфера. Стук копыт лошадей по мостовой в ночи, капли дождя по земле у могилы, крики закрытых сумасшедших, пустые глаза препарированного, шторм…
Но саспенса нет. Всё будет обозначено практически сразу.
Так что никакого тревожного ожидания и подвешенного состояния: вместо них у героев тревожные расстройства и подвешенный монстр в подвале.
При этом за счёт количества оторванных и отрезанных частей тела, а ещё крови, что будет бесконечно проливаться, происходящее порой плавно перетекает в бойню.
Более того, будет и текущий гной ран, и черви, пожирающие плоть, которые подействуют не менее неумолимо, чем антропофаги.
Эти монстры наверняка знакомы.
О них можно было где-то уже читать. Более того, в подобных им можно было даже стрелять.
Рик Янси в самом начале приводит цитаты из «Истории» Геродота , «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта , «Открытия Гуианы» Вальтера Скотта и «Отелло» Шекспира , в которых упоминаются антропофаги. Что занимательно, Шекспир говорил о них не раз: те упоминались и в «Виндзорских насмешницах».
По ходу чтения становится понятно, что антропофаги немало похожи на гнааров из любой части шутера "Serious Sam", известного с 2001 года. Из примечательных отличий глаза в «Монстрологе» у них два, а здесь – один. Но визуальная память может сработать, оттого и возникнет мысль, что где-то подобные монстры уже встречались.
Наш враг — это наш страх. Ослепляющий, безрассудный страх. Страх скрывает от нас истину и искривляет восприятие очевидного, такая это отрава. Страх ведет нас к иррациональным предположениям и ложным выводам.
Хотя роман расчитан в основном на подростковую аудиторию, а развитие событий довольно предсказуемо, загадки всё же остаются.
Например, о долголетие и судьбе одного из персонажей и о мотивах другого. Наверняка о них подробнее будет сказано в последующих частях тетралогии. Ведь по итогу автор в XXI веке прочтёт всего три части дневника Уилла Генри из тринадцати. А это значит – всё впереди.
Погружаться или нет, можно решать уже по прочтению данной книги: в ней заключена история оконченная и целостная, и даже если монстрология не увлечёт, жители одного из домов на Харрингтон Лейн запомнятся своим взаимодействием, как и пусть второстепенный, но не менее яркий приезжий из Уайтчепела.
Мы создаём своё мнение о другом человеке, основываясь на его словах и поступках, и получается хрупкая конструкция, почти мираж, существующий только в нашем сознании.
Прочитано в рамках игр «ФФантGame», «В поисках сокровищ», «Школьная вселенная», «От А до Я», дуэли «Собери их всех!» и моба «Три богатыря и заграница» группы «Тридевятое царство».