Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2021 г. 18:48

4K

5 Silentium

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне

Почитал чужие рецензии. Заметил как много людей говорят о пресловутом молчании героя. Некоторые полагают, что герой молчал, чтобы жена "сама всё поняла". Я уже и сам стал подумывать о том, чтобы отмолчаться. Кто меня знает и так всё поймёт. И без отзыва. Но потом я заметил, что рецензенты, пишущие о молчании героя делятся на два лагеря. А поскольку я не смог примкнуть ни к одному из них, то всё-таки решил написать.
 
Одни читатели сочувствуют героям, которым "только и нужно было что поговорить по душам". И тогда все их проблемы решились бы, как по мановению волшебной палочки. Но позвольте! Как же они могли "всего лишь поговорить" если рассказчик только и говорит что о своём молчании, как о методе, умышленно используемом им. Вот только цель на первый взгляд не ясна. Чего он хочет достичь? В любом случае просто "научиться разговаривать друг с другом" здесь не сработает.

Другие читатели, пеняют рассказчику, этому тирану и деспоту, вменяя ему в вину домостроевские методы "воспитания жен". Что, мол, своим изощренным молчанием он издевался, мучил молодую жену, пытаясь добиться от неё неизвестно чего. И здесь я конечно не могу не согласиться. Молчание - страшная сила, тяжелая артиллерия в брачной войне, орудие, оглушающее посильнее пушек. Но я снова спрашиваю (Шерлок Холмс доморощенный) - каковы мотивы? Чего добивался рассказчик? Издевательства ради их самих? Такой изощренный эмоциональный садизм? Не верю.

Рассказчик лжет. Нет, не нам. Это было бы очень некрасиво с его стороны, как-то не подостоевски - так не исповедуются. Рассказчик кажется очень тонким психологом своей собственной души. Он сам себе прокурор и адвокат. Но я не верю ни одному его слову.

Мысль изреченная есть ложь

То есть как не верю. Всё вроде бы правда, да не совсем. Не то это всё, к делу не относится. Рассказчик мастерски копается у себя в душе. Что-то он извлекает на поверхность, и мы поражаемся его проницательности и самопознанию. А кое-что он осознанно закапывает ещё глубже, тщательно маскируя от себя самого. Но сквозь разрыхленную почву пару раз блеснуло.

Трусость. Его страдание, обида и злоба на весь мир являются результатом одного происшествия. Заметьте, единственного происшествия из своего прошлого, о котором он упомянул. В бытность офицером рассказчик однажды струсил. Он не защитил честь своего командира, своего полка. Ему потом намекнули, что ещё не поздно, но он вновь отказался и тогда его вынудили подать в отставку. Страшная смесь трусости и гордыни привели его к одному из самых ужасных и всепоглощающих состояний души - чувству униженности.
картинка Zhenya_1981
Унижение - вот она его боль, причина его страданий. Нищета после увольнения, постыдное и жестокое занятие ростовщичеством - это всего лишь симптомы болезни. Отголоски того самого позора, спастись от которого самому невозможно.

И вот в таком душевном состоянии герой решается жениться. Конечно, он выбирает юную и бедную. Самую кроткую. Но далеко не дуру. Такую, чтобы с её помощью он смог подняться в собственных глазах. Или хоть в её глазах. Чтобы была обязана, чтобы смотрела снизу вверх.

И вот она становится жертвой его поврежденного от унижения сознания. Он мучает её, чтобы почувствовать себя сильным. Он пугает её, чтобы почувствовать себя храбрым. Он держит её в полном эмоциональном голоде, чтобы насытиться её замешательством. Лёд этих извращенных отношений должен согреть его полуживое сердце.

Хочется сказать, что всё пошло не по его плану, но, боюсь, что никакого плана и не было. Жена оказалась крепким орешком. Гордыня схлестнулась с гордостью, ощущение униженности с чувством собственного достоинства, трусость с храбростью.

Она была единственная, кому он мог доказать, что не трус. Единственная, кто мог поверить в то, что человек храбр, когда он внешне спокойно лежит под  направленным на него дулом заряженного пистолета. Это сломило её. Но это - ещё одна ложь. И трус может не побояться умереть, лежа в постели, когда ему больше нечего терять, ради того, чтобы доказать своё геройство единственному человеку, способному в него поверить. Это не то же самое, как самому осмелиться вызвать человека на дуэль, как ждать её целые сутки, как стоять на ватных ногах с трясущимися руками под насмешливыми взглядами секундантов. На это очень трудно решиться. А лежать в постели, думая - "сейчас прогремит выстрел и я умру героем" гораздо легче.
картинка Zhenya_1981
От того и молчание. Рассказчик считает себя человеком благородным, а потому умышленно врать наверное не хочет. Говорить о театре, когда у самого трагедия, тоже не тянет. Когда все мысли заняты твоим унижением и позором, когда не можешь облегчить свою душу, рассказав о них (не для этого же герой женился), когда любой ценой должен скрыть это пятно, тогда единственный выход - всё время молчать.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей

Думаю, что герой помешается. Это выглядит единственным спасением от того внутреннего ада, который теперь ещё более раскалится для него после смерти его поистине несчастной супруги.

Ветка комментариев


Спасибо, что откликнулась, Даша. Твою невысокую оценку я видел и ждал, что ты не пройдёшь мимо Но чтоб настолько! :)

Но нет, едрёна вошь, если продаваться, то до дна. (Фёдор Михайлович в действии, полумер не знает.)

Очень люблю твои формулировки.
Если бы можно было в дверь, то не о чем бы было писать/читать. Я так понимаю, что вся соль Достоевского в этом "на разрыв аорты".
Я подумаю над "на грани пошлости". Действительно, всё очень театрально и резко. Но ты протестуешь против стиля или против реалистичности описуемового? Ты веришь, что такие люди/случаи могли быть?


Я подумаю над "на грани пошлости".

Нет, я не убеждаю. Каждому своё. Кому - Дали, кому - Серов, кому - Брейгель (и не один). Всего навалом на любой вкус.

Но ты протестуешь против стиля или против реалистичности описуемового?

А я не протестую, только иду стороною. Просто понимаю, что не совпадаю больше с этими мирами, где бьются в падучих и горячках, швыряют деньги в камин, а стаканы – в чертей. Но в своё время Карамазовы были вехой в моей душе.

Какую-нибудь большую вещь у ФМ в этом году всё же прочитаю. Для инвентаризации себя.

Ты веришь, что такие люди/случаи могли быть?

Такие люди есть и будут. Короли и королевы драмы, которые любят всё обострять, усложнять и накручивать. Но в реальной жизни я уже могу позволить себе избегать таких связей или резко обрывать их. Теперь понимаю, что и в художественных текстах мне не интересно такое.


Да я понимаю, что ты не убеждаешь. :) Но звучишь убедительно


Теперь понимаю, что и в художественных текстах мне не интересно такое.

Как Вы чётко сформулировали мысль, которая в последнее время меня иногда посещает в более размытой форме. Спасибо)
В реальной жизни я уже в целом к этому пришла. Теперь приближаюсь к тому, чтобы и в художественных текстах избегать излишнего "надрыва" и "оголения нервов".


Но главное - как хорошо, что с литературой всё гораздо проще, чем с жизнью.
В случае несовпадения темпераментов, можно просто закрыть книгу и забыть об этом:)


Полностью согласна насчёт образа девушки. Какая-то она совсем инфантилка вышла, не умещается в ту роль, которую для неё Достоевский отвёл.


совсем инфантилка вышла

Ну ей и лет всего 17 :)


Я только что прочитала "Кроткую", теперь хожу по рецензиям :) Читаю ваш диалог и вдруг подумала - а как бы эту ситуацию разрулил Чехов?..


а как бы эту ситуацию разрулил Чехов?

кроткая бы долго разрывалась между ростовщиком и пожилым купцом, а потом, посчитав себя чайкой, выпрыгнула в окно. И в полёте узрела бы небо в алмазах. :)


Очень даже интересная версия, несущая в себе неизгладимый след драматургии Чехова! )

На Чехова, как и на Достоевского, тоже влияли сообщения в газетах о юных самоубийцах. И несколько таких сообщений, возможно, даже подтолкнули писателя к изменению финала рассказа "Володя", главным героем которого является 17-летний юноша (кстати, ровесник Кроткой). В первой редакции рассказ заканчивался возвращением Володи с матерью домой с дачи. Ну, а в процессе переработки была добавлена сцена ночного свидания и самоубийство мальчика.


Спасибо, Людмила! Я читал "Володю", но подробностей не помню. Надо бы перечитать


Ха-ха!)) Спасибо! Может, и так)