Больше рецензий

8 марта 2021 г. 08:03

8K

4 Волшебный дом

В романе «Женщины Лазаря» явно прослеживается множество аналогий с «Гением и богиней» Хаксли (рецензия). Оба бездушных гения (у Хаксли – физик, у Степновой – математик) имели отношение к созданию оружия массового уничтожения людей – атомной бомбы. И занимались они этим с большим энтузиазмом и восторгом, нисколько не задумываясь о будущих невинных жертвах их гениальных изобретений. Но центральными персонажами обеих книг являются не столько сами герои-гении, сколько их женщины.

картинка Ludmila888

«Увы, его гениальность не распространялась на простые, едва заметные законы ежедневной человеческой жизни»

Любовниц у выдающегося учёного Лазаря Линдта было много, но действительно он любил (не параллельно, а последовательно) всего двух женщин – жену своего учителя Марусю и собственную жену Галину Петровну, разница в возрасте между которыми составляла более 70 лет. Причём старше была первая, несмотря на озвучивание отчества именно у второй. Однако любовь гения всегда оставалась неразделённой, и взаимности Лазарь не дождался ни от одной из своих возлюбленных: Маруся (будучи старше героя на 31 год) отвечала ему лишь материнской любовью, а Галина Петровна (младше мужа на 41 год) – тщательно скрываемой ненавистью. Третьей героиней романа стала внучка Лазаря – сирота Лидочка, которая видела своего дедушку только на фотографии.

Связующим звеном между тремя женщинами из разных поколений оказался дом. И эта мистическая закольцованность их судеб на одном и том же доме кажется неожиданной и несколько странноватой. Хотя если посмотреть на дом, как на некий символ (например, символ души, чем он иногда считается в сновидениях), то выстраивается интересная цепочка событий. Маруся наделила дом душой и вдохнула в него любовь. Но после её смерти там поселилась бабка-ведьма, к которой пришла за помощью 19-летняя Галина Петровна, находящаяся на грани суицида. После недолгого разговора с хозяйкой жена гения вышла из колдовского дома совершенно другим человеком – бездушным и бесчувственным, но при этом сильным и бесстрашным. И такое резкое, фактически мгновенное преображение характера героини выглядит не очень правдоподобно. А через много лет юная Лидочка вышла замуж … за этот волшебный дом, уже принадлежащий на тот момент взрослому мужчине Ивану Лужбину, с которым она и оформила отношения в ЗАГСе, так как у самого дома не было гражданского паспорта: «Лужбин был хороший парень, а Лидочка умела отличать хорошее от плохого. Но выходила замуж она всё-таки не за Лужбина, а за этот дом». Вскоре страх потерять сказочный дом довёл молодую жену-домохозяйку до попытки суицида. Видимо, это была расплата, как и у её отца когда-то, за давнее спасение бабушки от страшного шага. Блуждая в бессознательном состоянии по многочисленным и незнакомым комнатам-лабиринтам дома-души, Лидочка встретила своего давно умершего дедушку-гения, который заставил внучку вернуться назад и продолжать жить…

«Для того, чтобы найти то, что искал всю жизнь, вполне достаточно просто заблудиться»

картинка Ludmila888

В целом роман был прочитан с интересом. Хотя слог автора оказался для меня очень уж вычурным, витиеватым и излишне перегруженным разными метафорами. Ведь ещё Чехов предупреждал: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен». Кроме того, можно было бы, на мой взгляд, обойтись и без использования нецензурных выражений, а также без описания некоторых физиологических подробностей. Отсутствие же каких-либо выделений прямой речи, с моей точки зрения, мешает лёгкому и быстрому пониманию смысла, как это порой бывает при чтении текста с грамматическими и орфографическими ошибками. Но это, безусловно, моё сугубо личное восприятие, не совпадающее с впечатлениями многих рецензентов, для которых отдельные особенности авторского изложения стали, наоборот, прекрасной изюминкой или вишенкой на торте.

Благодарю всех, кто обратил моё внимание на этот роман:
markksana55 , Artistka_blin , Jujelisa , Lika_Veresk .

Комментарии


Про бездушных гениев, грустно.
Людмила, а бывают ли вообще бездушные гении, люди вообще?
Быть может их мучит... концентрированная душа, которую не с кем разделить.
Нет родной души рядом, дома, как вы хорошо подметили.
А дом точно в сновидениях это душа?
Просто мне часто снится подвал в доме)
Не знаю что это значит...
Как хорошо вы всё по полочкам разложили в рецензии, словно в уютный дом текста вошёл)

Ещё раз с праздником вас, Людмила!
И с праздником тех милых женщин, которые заглянут к вам в рецензию)
Некоторых из них я знаю)


Спасибо большое, Саша, за внимание и поздравления! )


Людмилка, с большим интересом прочитала твою рецензию! Наверное, поэтому меня больше затронула линия Лидочки, которая всей душой стремилась вернуть себе Дом и любовь.:)
картинка markksana55


Спасибо, Оксанчик! Весны тебе и в доме, и в душе! )

картинка Ludmila888


Спасибо за рецензию. Видимо, автор пытался как-то выразить тему духовного воскрешения, на такую мысль меня наводит имя главного героя - Лазарь, помнишь библейскую историю с ним связанную. Но я могу и ошибаться.
В твоем изложении сюжет выглядел относительно вкусно, но когда дошел до последнего абзаца, понял, что я это читать не буду, описанное тобой "экспериментаторство" автора воспринимаю на грани неуважения к читателю...


Спасибо за отклик, Сергей! )


Да, и мне сюжет показался интересным (судя по рецензии). А физиологические подробности я тоже не люблю в худ.литературе... Почему-то вспомнился Высоцкий со своим "старым домом" с душой.

Спасибо, Людмила! Поздравляю с прошедшим праздником!

Спасибо, Женя!


Людмила, спасибо за обстоятельную рецензию. Рада, что книга Вам понравилась. Вот видите, Ваше внимание на неё обратила, а сама отзыв так и не написала:)) Лишь на историю сподобилась...


Спасибо за отклик, Лика!
Прочитала Вашу интересную историю. Думаю, что Вы приняли очень верное решение, не отправив 10-летнюю дочку в чужой город.


Людмила, это Вам спасибо - за внимание и тёплые слова))


Черт, 8 марта пропустил. А все равно весна опаздавает. Я вас поздравляю с настоящей весной, которая прям уже на пороге


Спасибо.


А чтой-то вы ничего нового не написали пока я так долго не заходил?


Спасибо за внимание, Виктор!
Да что-то вот не пишется мне сейчас.
Решила пока перерыв сделать…


Я тоже скучаю по твоим рецензиям, Людмила.


Спасибо, Женя, что не забываешь и заглядываешь на мою страничку.


Перерыв не затянулся?


Мы на нашем литературном клубе обсудили вопрос о доме (волшебном) доме.
Пришли к выводу, что нет оснований считать, что дом Чалдоновых (дом Маруси) это тот же дом, где жила "бабка-красавица". Что это два разных дома. Общее у домов только, что они оба стоят на какой-то окраине Энска.
Про "бабкин" понятно, что он стоит на западной окраине (с запада наступал лес, Энск "отступал" (!) на восток).
Про чалдоновский, позже Лужбина и Лидочки, что он просто на какой-то "почти деревенской окраине".
Чалдоновы купили большой, бестолковый, дымящий печами, по-видимому деревенский дом с терраской (то есть маленькой?). Маруся завела сад, выращивала там что-то.
Про бабкин дом сказано, что он двухэтажный, с просторной террасой, нет никаких следов выращивания чего-то.
Лужнин же купил заброшенный и странный дом, который хорошо отозвался на его переделки и ремонт.
Думается, что марусин след в нем остался.
Можно конечно предположить, что "бабка-красавица" построила второй этаж и забросила все, что возделывала Маруся, но
Как-то и не логично и не художественно, что Марусин дом вселилась какая-то колдунья...
Все, как мне кажется, указует на два разных дома.
В остальном: дом -душа, мечта Лидочки, которая не имела дома и тепла и хотела вернуть то, что ушло со смертью ее мамы и т.д все это верно и понятно


Спасибо, Олег, что поделились своим мнением и выводами литературного клуба. Но у меня всё-таки было устойчивое впечатление, что это один и тот же дом. После чтения романа уже несколько лет прошло и детали, разумеется, подзабылись, но тогда у меня имелись основания так считать. И приведенные Вами аргументы, которые я прочитала с большим интересом, не убедили меня в обратном.

Про бабкин дом сказано, что он двухэтажный
Лужнин же купил заброшенный и странный дом, который хорошо отозвался на его переделки и ремонт.
Можно конечно предположить, что "бабка-красавица" построила второй этаж

Да, Лужнин дом переделывал, но второй этаж там был давно (то есть при покупке тоже) и его он не достраивал, так как старая лестница на второй этаж очень скрипела: «Лидочка тихо прошла по темным комнатам, не ошибаясь, не путаясь — этот дом она заранее знала наизусть без всякого света, вот этот смоляной наплыв под ласкающей ладонью, эту приветливо пискнувшую половицу, этот запах — сонное и чистое дыхание ее будущего, и лестницу на второй этаж, поющую негромко, но чисто, словно старенькая учительница пения, износившая за жизнь слабенькие голосовые связки, но все еще влюбленная в музыку — неразделенно, робко, только для себя самой.»


Очень смешно, но мы и лестницу и полы обсуждали. Первое, что в старом, заброшенном, деревянном доме делается при ремонте и тем более при перестройке- это вскрытие полов. И их замена. Лестница тоже. Из соображений безопасности, для борьбы с грибком, который неизбежно заводится на любой, самой перепропитанной древесине. 

И кстати, то что Лидочка заранее все знала: и лестницу и скрип половицы нельзя же так буквально понимать, что это было в Марусином доме. Это ее подсознательное ощущения своего, родного, того что именно подходит ей, близко ее сердцу и ее представлениям о Доме. - «сонное и чистое дыхание ее Будущего», а не прошлого , подсознательного…
То есть не факт, что это было раньше (второй этаж, половица, скрип…), это стадо родным сразу


Ну, если скрип старой лестницы можно считать подсознательным ощущением Лидочки, то читатель вправе всё-таки воспринимать его и буквально, предполагая, что Степнова не знала, с чего начинается перестройка дома или просто не подумала об этом. Короче, нет однозначного и убедительного ответа на вопрос, жила ли в этом доме бабка-колдунья. Но покопаться в головоломке было интересно, несмотря на отсутствие наглядного и неопровержимого результата раскопок.

Спасибо, Олег, что составили мне компанию в попытке (хоть и неудавшейся) взлома секретного замка к волшебному дому. Не захотел этот дом выдавать свои тайны. На то он и волшебный!) Хоть зерно сомнений Вы и зародили во мне, но проращивать его я не хочу и не буду.) Мне нравится версия закольцованности судеб трёх женщин Лазаря на этом волшебном доме. Это загадочно и красиво!)))