Больше рецензий
8 марта 2021 г. 08:03
8K
4 Волшебный дом
РецензияВ романе «Женщины Лазаря» явно прослеживается множество аналогий с «Гением и богиней» Хаксли (рецензия). Оба бездушных гения (у Хаксли – физик, у Степновой – математик) имели отношение к созданию оружия массового уничтожения людей – атомной бомбы. И занимались они этим с большим энтузиазмом и восторгом, нисколько не задумываясь о будущих невинных жертвах их гениальных изобретений. Но центральными персонажами обеих книг являются не столько сами герои-гении, сколько их женщины.
«Увы, его гениальность не распространялась на простые, едва заметные законы ежедневной человеческой жизни»
Любовниц у выдающегося учёного Лазаря Линдта было много, но действительно он любил (не параллельно, а последовательно) всего двух женщин – жену своего учителя Марусю и собственную жену Галину Петровну, разница в возрасте между которыми составляла более 70 лет. Причём старше была первая, несмотря на озвучивание отчества именно у второй. Однако любовь гения всегда оставалась неразделённой, и взаимности Лазарь не дождался ни от одной из своих возлюбленных: Маруся (будучи старше героя на 31 год) отвечала ему лишь материнской любовью, а Галина Петровна (младше мужа на 41 год) – тщательно скрываемой ненавистью. Третьей героиней романа стала внучка Лазаря – сирота Лидочка, которая видела своего дедушку только на фотографии.
Связующим звеном между тремя женщинами из разных поколений оказался дом. И эта мистическая закольцованность их судеб на одном и том же доме кажется неожиданной и несколько странноватой. Хотя если посмотреть на дом, как на некий символ (например, символ души, чем он иногда считается в сновидениях), то выстраивается интересная цепочка событий. Маруся наделила дом душой и вдохнула в него любовь. Но после её смерти там поселилась бабка-ведьма, к которой пришла за помощью 19-летняя Галина Петровна, находящаяся на грани суицида. После недолгого разговора с хозяйкой жена гения вышла из колдовского дома совершенно другим человеком – бездушным и бесчувственным, но при этом сильным и бесстрашным. И такое резкое, фактически мгновенное преображение характера героини выглядит не очень правдоподобно. А через много лет юная Лидочка вышла замуж … за этот волшебный дом, уже принадлежащий на тот момент взрослому мужчине Ивану Лужбину, с которым она и оформила отношения в ЗАГСе, так как у самого дома не было гражданского паспорта: «Лужбин был хороший парень, а Лидочка умела отличать хорошее от плохого. Но выходила замуж она всё-таки не за Лужбина, а за этот дом». Вскоре страх потерять сказочный дом довёл молодую жену-домохозяйку до попытки суицида. Видимо, это была расплата, как и у её отца когда-то, за давнее спасение бабушки от страшного шага. Блуждая в бессознательном состоянии по многочисленным и незнакомым комнатам-лабиринтам дома-души, Лидочка встретила своего давно умершего дедушку-гения, который заставил внучку вернуться назад и продолжать жить…
«Для того, чтобы найти то, что искал всю жизнь, вполне достаточно просто заблудиться»
В целом роман был прочитан с интересом. Хотя слог автора оказался для меня очень уж вычурным, витиеватым и излишне перегруженным разными метафорами. Ведь ещё Чехов предупреждал: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен». Кроме того, можно было бы, на мой взгляд, обойтись и без использования нецензурных выражений, а также без описания некоторых физиологических подробностей. Отсутствие же каких-либо выделений прямой речи, с моей точки зрения, мешает лёгкому и быстрому пониманию смысла, как это порой бывает при чтении текста с грамматическими и орфографическими ошибками. Но это, безусловно, моё сугубо личное восприятие, не совпадающее с впечатлениями многих рецензентов, для которых отдельные особенности авторского изложения стали, наоборот, прекрасной изюминкой или вишенкой на торте.
Благодарю всех, кто обратил моё внимание на этот роман:
markksana55 , Artistka_blin , Jujelisa , Lika_Veresk .
Комментарии
Про бездушных гениев, грустно.
Людмила, а бывают ли вообще бездушные гении, люди вообще?
Быть может их мучит... концентрированная душа, которую не с кем разделить.
Нет родной души рядом, дома, как вы хорошо подметили.
А дом точно в сновидениях это душа?
Просто мне часто снится подвал в доме)
Не знаю что это значит...
Как хорошо вы всё по полочкам разложили в рецензии, словно в уютный дом текста вошёл)
Ещё раз с праздником вас, Людмила!
И с праздником тех милых женщин, которые заглянут к вам в рецензию)
Некоторых из них я знаю)
Спасибо большое, Саша, за внимание и поздравления! )
Людмилка, с большим интересом прочитала твою рецензию! Наверное, поэтому меня больше затронула линия Лидочки, которая всей душой стремилась вернуть себе Дом и любовь.:)
Спасибо, Оксанчик! Весны тебе и в доме, и в душе! )
Спасибо за рецензию. Видимо, автор пытался как-то выразить тему духовного воскрешения, на такую мысль меня наводит имя главного героя - Лазарь, помнишь библейскую историю с ним связанную. Но я могу и ошибаться.
В твоем изложении сюжет выглядел относительно вкусно, но когда дошел до последнего абзаца, понял, что я это читать не буду, описанное тобой "экспериментаторство" автора воспринимаю на грани неуважения к читателю...
Спасибо за отклик, Сергей! )
Спасибо, Женя!
Людмила, спасибо за обстоятельную рецензию. Рада, что книга Вам понравилась. Вот видите, Ваше внимание на неё обратила, а сама отзыв так и не написала:)) Лишь на историю сподобилась...
Спасибо за отклик, Лика!
Прочитала Вашу интересную историю. Думаю, что Вы приняли очень верное решение, не отправив 10-летнюю дочку в чужой город.
Людмила, это Вам спасибо - за внимание и тёплые слова))
Черт, 8 марта пропустил. А все равно весна опаздавает. Я вас поздравляю с настоящей весной, которая прям уже на пороге
Спасибо.
А чтой-то вы ничего нового не написали пока я так долго не заходил?
Спасибо за внимание, Виктор!
Да что-то вот не пишется мне сейчас.
Решила пока перерыв сделать…
Я тоже скучаю по твоим рецензиям, Людмила.
Спасибо, Женя, что не забываешь и заглядываешь на мою страничку.
Перерыв не затянулся?
Мы на нашем литературном клубе обсудили вопрос о доме (волшебном) доме.
Пришли к выводу, что нет оснований считать, что дом Чалдоновых (дом Маруси) это тот же дом, где жила "бабка-красавица". Что это два разных дома. Общее у домов только, что они оба стоят на какой-то окраине Энска.
Про "бабкин" понятно, что он стоит на западной окраине (с запада наступал лес, Энск "отступал" (!) на восток).
Про чалдоновский, позже Лужбина и Лидочки, что он просто на какой-то "почти деревенской окраине".
Чалдоновы купили большой, бестолковый, дымящий печами, по-видимому деревенский дом с терраской (то есть маленькой?). Маруся завела сад, выращивала там что-то.
Про бабкин дом сказано, что он двухэтажный, с просторной террасой, нет никаких следов выращивания чего-то.
Лужнин же купил заброшенный и странный дом, который хорошо отозвался на его переделки и ремонт.
Думается, что марусин след в нем остался.
Можно конечно предположить, что "бабка-красавица" построила второй этаж и забросила все, что возделывала Маруся, но
Как-то и не логично и не художественно, что Марусин дом вселилась какая-то колдунья...
Все, как мне кажется, указует на два разных дома.
В остальном: дом -душа, мечта Лидочки, которая не имела дома и тепла и хотела вернуть то, что ушло со смертью ее мамы и т.д все это верно и понятно
Спасибо, Олег, что поделились своим мнением и выводами литературного клуба. Но у меня всё-таки было устойчивое впечатление, что это один и тот же дом. После чтения романа уже несколько лет прошло и детали, разумеется, подзабылись, но тогда у меня имелись основания так считать. И приведенные Вами аргументы, которые я прочитала с большим интересом, не убедили меня в обратном.
Да, Лужнин дом переделывал, но второй этаж там был давно (то есть при покупке тоже) и его он не достраивал, так как старая лестница на второй этаж очень скрипела: «Лидочка тихо прошла по темным комнатам, не ошибаясь, не путаясь — этот дом она заранее знала наизусть без всякого света, вот этот смоляной наплыв под ласкающей ладонью, эту приветливо пискнувшую половицу, этот запах — сонное и чистое дыхание ее будущего, и лестницу на второй этаж, поющую негромко, но чисто, словно старенькая учительница пения, износившая за жизнь слабенькие голосовые связки, но все еще влюбленная в музыку — неразделенно, робко, только для себя самой.»
То есть не факт, что это было раньше (второй этаж, половица, скрип…), это стадо родным сразу
Ну, если скрип старой лестницы можно считать подсознательным ощущением Лидочки, то читатель вправе всё-таки воспринимать его и буквально, предполагая, что Степнова не знала, с чего начинается перестройка дома или просто не подумала об этом. Короче, нет однозначного и убедительного ответа на вопрос, жила ли в этом доме бабка-колдунья. Но покопаться в головоломке было интересно, несмотря на отсутствие наглядного и неопровержимого результата раскопок.
Спасибо, Олег, что составили мне компанию в попытке (хоть и неудавшейся) взлома секретного замка к волшебному дому. Не захотел этот дом выдавать свои тайны. На то он и волшебный!) Хоть зерно сомнений Вы и зародили во мне, но проращивать его я не хочу и не буду.) Мне нравится версия закольцованности судеб трёх женщин Лазаря на этом волшебном доме. Это загадочно и красиво!)))