Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

25 февраля 2021 г. 15:59

238

4.5 О малой прозе Александра Ермака

Повесть «Чагудай»

Я не хотел туда ехать. Не хотел возвращаться.

Чагудай, что же ты за место такое? Чем же ты держишь? Почему не хочешь отпускать? А потому что въелось, потому что в крови, потому что воспитал по-своему.

Чагудай. Чудное название, происхождение которого трактуют по-разному. Учитель Пойгу говорил, что это от промысла, от даров леса, собирали чагу, вот и название родилось «Чагу дай!». Только вот у стариков местных иное поверье, будто чёрт болотный такой живёт да людей губит. Сколько в том болоте на окраине города людей сгинуло не сосчитать. Но, читая историю этого поселения, понимаешь, что не в чёрте дело. В людях.

Жила-была когда-то деревенька в лесу, где жил обычный люд, промышлявший дарами леса да с огорода кормившийся. Спокойно жили, двери никогда не запирали, трудились в будни и по праздникам гуляли. Просто, но душевно. Но всё изменилось, когда геологи нашли залежи руды, и построили там обрабатывающий завод. И жизнь круто изменилась. Деревня превратилась в поселок, а на завод начали приглашать пришлых вербованных, в основном с зоны освободившихся, что отбывали наказание в соседней Синей Горке. Всё изменилось. И люди, и сам поселок, и правила жизни в нем…

Чем хороша проза Ермака, так это честностью. Мы привыкли к жизнеутверждающим историям о преодолениях, о героях, которые смогли вырваться из пут своего прошлого. Да вот только в жизни такое случается не так часто, как хотелось бы. На примере главного героя Николая Парфенова, мы видим всё то, что ему приходится пережить, мы погружаемся в этот омут, которым становится Чагудай. На самом деле это история многих маленьких городков, где нет ничего, кроме градообразующего предприятия, где выстраиваются свои местные законы, где начинается противостояние между старожилами и пришлыми, которое, однако, со временем сходит на нет, но принесенные «правила жизни» распространяются на всех. Где правит сила. Где разногласия решаются дракой и только таким образом приобретается авторитет, а на тех, кто задается вопросом, почему же не попытаться решить всё разговором, смотрят косо и считают слабаками. Где водка становится неизменным способом уйти хоть на время от проблем. И как быть человеку, который видит, как его родной дом погружается в болото безысходности и беспросветности, где надежде не остается места? Попробовать всё исправить? Или бежать? Ермак показывает, что «один в поле не воин», поэтому бежать.

Бежать, да, только вот вытравить из себя всё то, что вложило в тебя то место, где ты вырос, его законы и образ жизни ой как сложно. Николай убежал, да вот не просто пришлось в цивилизованном Шольском, так как привитое с детства уже на уровне инстинктов. Ломать себя пришлось. Долго. Сложно. Болезненно. И вроде получилось, но родина малая не отпускает, всё возвращает и возвращает к себе, вновь заставляет существовать по её законам. И вроде бы на время, но итог один – вновь забирает, поглощает, вбирает в себя. Почти получилось, но почти не считается.

Снова сложная тема поднимается автором. Хочется сказки со счастливым концом, но на примере судеб героев, Ермак показывает, что это часто недостижимо. Что люди врастают в то место, в котором они живут. И изменить уже ничего не могут. Уж так тут всё сложилось, а уехать корни вросшие не дают. Или это отговорки? Или слабость? Или обычная боязнь перемен? Как бы плохо не было, но тут родня, работа какая никакая, дом, могилы ушедших… Держит малая родина. Всем держит. А попытаться что-то изменить – да кому оно надо? Привыкли, так и живём.

Финал у этой повести печальный. Забирает своё болотный «чёрт». Ломает в итоге сопротивление. Не даёт уйти. Но только ли «чёрт» виноват? Или всё же сам человек, который вновь поддается «традициям»? Который вновь погружается в то, от чего вроде бы отказался, построив новую жизнь в другом месте. Много вопросов здесь. Очень много.

«А у нас во дворе» - цикл мини-рассказов, посвященный самым обычным житейским историям. Ну как обычным… Для любого рассказчика его история несёт в себе особую изюминку. А вот донести её до слушателя – уметь надо. Но когда во дворе собираются мужики за игрой в домино и начинают свои байки рассказывать, каждая из них превращается в целую историю. У кого-то курьезную, у кого-то смешную, у кого-то чисто житейскую, но каждая из них несёт в себе свою мудрость. Вроде обычные мужицкие байки, но сколько в них метких наблюдений! Истории о женах, тещах, любовницах, соседях. О рыбалке. О службе. И в каждой есть вой житейский вывод и даже, как сейчас модно говорить, лайфхак. Правда, не всегда срабатывающий. Как, например, в истории с соседом Маныриным.

Настроение здесь совсем иное. Тут юмор, иронизирование, но очень по-доброму. Написано чудесно, живо, как будто реально побывала там и послушала. Даже ностальгия накрыла, потому что в детстве у нас так и было – лавочка, столик, мужики за домино и шашками, байки их.. Атмосферно и очень по-житейски.

«Побасенки о боге и черте» - побасенки и есть побасенки. Коротенькие рассказы из жизни бога и чёрта, а также их взаимоотношений с людьми. Как сборник анекдотов. Вот только не всегда смешно. Есть там подковырки. Подколы. Не злобные, но в цель попадающие. И метко.

Комментарии


«Побасенки о боге и черте» - побасенки и есть побасенки. Коротенькие рассказы из жизни бога и чёрта, а также их взаимоотношений с людьми. Как сборник анекдотов. Вот только не всегда смешно. Есть там подковырки. Подколы. Не злобные, но в цель попадающие. И метко.

- а вот это интересно)


А мне меньше всего понравились. Ну, забавно, ну да, метко так, сатирично. Но просто не люблю такой жанр.)


Я в принципе тоже особо не ценитель)


Судя по твоей рецензии, разноплановый автор и настроение всякий раз разное задает. И драма, и байки-побасенки... Интересно :)


Я им увлеклась чуток. У него больше про такое житейское, но есть и пробасенки, и триллер мистический, очень удачный, кстати, а вот сейчас любовный роман прочитала, точнее повесть. И интересно строит повествование, акценты чётко видишь, хотя он вроде бы на них не заостряет внимание, но здорово к определенным мыслям и вопросам подводит.


Здорово, что так :) Получается, не все так страшно в современной российской, есть достойные представители :) Хотя вот пишу тебе эти слова и думаю... Ну а вот еще моя любимая Рубина, Степнову хвалят. Нет! Не страшно. А на любовную повесть жду рецензию тогда :) Если она еще не появилась, пока я все разбираю и разбираю...


Да, есть у нас авторы. Я всё про новые имена переживала, потому что у меня жуткое разочарование было после чтения книг-номинантов на премию "Новая детская книга". Всего два-три произведения были на уровне. Поэтому страшно стало. А тут в самиздате стоящее откопала. Радуюсь.)


Понятно. Честно говоря, не всегда вообще понимаешь за что номинируются те или иные вещи... И книги, и фильмы.