Больше рецензий

22 февраля 2021 г. 08:44

6K

5 Ад - это мы.


Цветаева писала о Маяковском, что человек в нём, планомерно, на протяжении 6 лет убивал поэта.
На 7 год поэт не выдержал, встал, и убил человека — Маяковского.
Мне кажется, я понял, почему богоборец Сартр, в конце жизни, уже ослепший и погрузившийся сердцем во тьму, словно король Лир, поверил в бога.
Да, своего, личного, экзистенциального, но — бога.
Предал ли он свои идеи? Себя? Друзей?
А предаёт ли зимняя веточка себя, когда листва весной сочится красотой из её изогнутых запястий?
Предаёт ли цветущая ветка, весну и птиц, когда истекает алой листвой?
Быть может нет ни Того мира, ни Этого, а есть два самоубийства по ту сторону жизни и по Эту, равно устремлённые друг к другу от безумия существования: их соприкосновение - душа человека.
Просто жизнь более безумна, чем мы думаем, но и более проста: в ней есть чёрные пустоты, похожие на таинственную чёрную материю между звёздами.
Бороться с ней? С богом, тьмой, злом, несправедливостью?
Тьма улыбнётся как и полагается родителю и примет борьбу.
Беда в том, что мы ручки и крылья даже свои боимся запачкать: боремся не всем своим существом бессмертным, да и не всегда собой.
Нужно каким то образом.. принять, что не тьма у нас в гостях, а мы у неё.
И чтобы была окончательная победа, человечество должно приложить к своему коллективному виску - пистолет. Но нужна ли такая победа?
Итак, главная боль Сартра: признать, что победы души над тьмой не будет, — мы не можем.
Пойти на компромисс… выслушать бездну и тьму?
А может, они не так уж и темны, и король Лир, ослепший и безумный от горя, думая, что идёт над краем бездны, на самом деле ходит по голубому прибою цветов?
 
Катарсис. Совершенный катарсис.
Почему эта пьеса Сартра так мало известна?
Почему о ней не говорят по телевизору, не пишут в газетах?
Почему о ней молчали друзья?
Есть книги, делающие мир лучше.
Есть люди, делающие его прекрасней.
Ну что, что с этим миром не так?
Почему таких людей встречаешь где-то в тёмных переулочках жизни?
Где-то в глуши сельской библиотеки: невозможно грустные и синие глаза: небо, загнанное в подполье.
Почему такие книги пылятся на дальних полочках библиотек?
 
Закрываю глаза и мечтаю: если бы наедине с этой книгой запереть за закрытой дверью людей самых разных и критических взглядов: революционера, анархиста, верующего, кроткого пролетария и тирана… то с ними что-то случится, что-то главное, чудесное, что не случилось бы, живя они ещё 1000 лет: может, ад, это не другие, а — мы сами? Мы ад для природы, бога, истины… они в нас умирают: наши души для них, как атмосфера смертоносной и холодной планеты, на которой невозможна жизнь.
 
Страшно это. Видеть человека, и наверное знать, что живя так, он живёт как в чистилище, по какому-то проклятому кругу, словно один из кругов Дантова ада — разомкнулся от напряжения и вытянулся в бессмысленный путь в никуда.
Такие люди, живя и 200, и 500 лет, будут придерживаться тех же взглядов, словно прикованные к чем-то, к некой тьме, пустоте и гневу.
Так во время войны порой приковывали человека к камню большому где то в лесу, вокруг которого ярким прибоем полыхала красота и природа.
И он в итоге научался любить мох на камне, перепуганных насекомых, больше, чем птиц и дивных зверей, порою появлявшихся из-за плеска листвы, как мираж: его мысли постепенно перенимали изгибы движений насекомых и тёмный холод камня.
 
Есть что-то невыносимо страшное, более страшное чем звёздные бездны Паскаля в принципах  человека, в фатальном и едком движении его мыслей и жизни: у Сартра это революционеры.
Словно в аду, они уже никого не видят и не слышат кроме себя, сражаясь со своими кошмарами.
Вы думаете, это просто пьеса? 
Взорвалась миллиарды лет назад звезда; заволновались моря на земле и жизнь, как Афродита эволюции, вышла из пены: из звёздной плоти появился человек и мучимый памятью сердца, поднял глаза к звёздам и воспел их, как своё родное.
А потом кто-то.. скрыл звёзды и красоту мира от человека, распял свободу, и что-то звёздное в человеке взбунтовалось.
Имена Достоевского, Шекспира, Сартра, стали подобием духовных звёзд жизни, освещающих мрак, а всё что мимо них — холод безжизненный космоса.
 
Герои Сартра существуют на самом деле в чистилище какого то безвоздушного пространства: словно бы мир давно уже кончился, умер, а они и не заметили этого в фанатичном бреду поиска своей правда и ненависти, пусть и праведной.
Есть лишь маленький участок земли, за кадром которого погасли пространства и звёзды, и даже… рая уже нет.
Лишь хрупкие декорации прошлой жизни стоят и светит фонарь возле дороги, освещая дом на краю света.
Всё, почти уже ничего в мире нет.
Уверены ли вы, что звезда ваших принципов не погасла 100, 1000000 лет назад, и лишь свет тот неё ещё робко живёт?
Вы гуманист? А вы уверены, что завтра обстоятельства не сложатся так, что вам предстоит убить человека?
Вы революционер? Вы уверены, что завтра, ворвавшись в покои диктатора и по воле случая оставшись с ним за закрытыми дверями на ночь, не узнаете что-то такое о душе его и вашей, что пистолет в вашей руке — дрогнет?
 
Дрогнула чья-то рука в темноте. Ещё одна и ещё: словно чаек вспугнули на побережье вечернего моря: из пены аплодисментов я выхожу к робкими шагами к сцене.
Пьеса Сартра. Чудесные актёры… особенно хорош Пьер Ришар в роли несчастного и простодушного Уго, и неподражаемая Ева Грин в роли Ольги.
Иду к сцене с руками у груди, в которой волнуется сердце, спелой веточкой сирени.
Звёзды проступают сквозь разрушенный купол театра и птицы прозрачно летают в райке.
Аплодисменты усиливаются и морской прилив прохладно обнимает пол, мои ноги…
Пьер Ришар подходит ко мне и на чистом русском говорит: что с вами, молодой человек?
Зачем вы впустили в театр, без билета, ваших друзей: морской прибой, звёзды, птиц?
Ева Грин улыбается, оглядывает дивно преображённый театр и, сойдя со сцены, прямо в прибой, где простёрлось моё тело, в обмороке, наклонилась ко мне и на русском, с белорусским акцентом (неожиданно), говорит, гладя меня по голове: ты болен, дружок? 
Зачем ты пришёл так рано, нетерпеливый мой?
Я же сказала, что в полночь, возле моря буду тебя ждать…
 
Закрываю глаза. Театр рассыпается осколками ночи и птиц.
В памяти почему-то другая ночь.
Москва. Осень 1939 г.
Дочка Цветаевой — Ариадна, движимая энтузиазмом и любовью к СССР, вернулась на Родину.
Её, невинную, нежную, арестовывают, избивают жестоко, заставляя оклеветать себя и отца.
Держат раздетой и босой на холодном полу в тёмном карцере. Имитируют расстрел.
В тюремную камеру входит женщина, новая пленница и видит сидящую на полу, возле двери, дрожащую Ариадну, с доверчивой улыбкой голубых глаз: она думала, что её, невинную, вот-вот выпустят...
Она оговорила отца под пытками.
Предала ли она его? Будет ли она предателем, если любя СССР, изменит своё мнение о нём и встанет на другую сторону?
А если встанет на другую сторону, значит — она не оговорила себя?
Снова закрываю глаза…
 
Место действия — Иллирия. Вымышленное государство германских славян. Идёт война: вечная война запада и востока, словно двух полушарий единого мозга.
Кажется, что это проклятое место, изолированное в вечности: война тут идёт вечно и сменяется революцией а потом.. снова война: люди похожи на Сизифов мечты и не замечают этого сами.
Немецкие и русские армии, как две стихии, лавины, сорвавшиеся с горы эпохи, вот-вот обрушатся на Иллирию, в которой идёт подпольная деятельность сопротивления.
Ночь. Ольга сидит у себя в комнате и крутит ручку радиоприёмника: на ладони горят ласковые отсветы огоньков, похожих на прирученные звёзды.
Доносятся голоса со звёзд: вот этой звезды не стало уже… на той тоже идёт война.
Крутит ручку дальше, словно на газовой плите делает «громче» — за дверью вспыхивает сизый огонёк голоса.
Неужели можно поймать голос человека, как голос далёкой звезды?
А ведь этого человека считали мёртвым… он словно воскрес.
 
Этот художественно подчёркнутый мною спиритуалистический образ — важнейший в пьесе.
За одну ночь, человек должен будет решить то, что не мог решить за всю жизнь.
В эту ночь женщина рядом с ним на постели, будет его Чёрным человеком, перед которой он исповедуется.
Два человека сидят на постели, произносят слова. Птица пролетела в окне. Горят странным созвездием огоньки радиоприёмника. В далёком и мучительном детстве Уго, упала ложка на пол…
Во всём этом сокрыт жестокий абсурд: то ли из-за птицы, то ли из-за слов и упавшей ложки в детстве, огоньков на столе, утром должен погибнуть человек.
 
Погаснет огонёк радиоприёмника, словно далёкая звезда.
Мужчина жмурится, как в детстве, когда ему было больно, и у звёздочки как бы вырастают усы.
Он улыбается… со звёздочки, прямо в сердце мужчины, протянулся лучик голоса, его жены — Жессики.
Два голоса за его плечами: жена и любовница.
Милая, неуверенная в себе жена, живущая сердцем, в никуда…
Её называют холодной, бесчувственной: она и Уго играют в любовь, ссоры, мечты: они совсем как дети в осеннем Эдеме.
Если бы я ставил пьесу в театре, то действующие лица ( глупое словосочетание: действующие сердца!), время от времени, превращались бы в обыкновенных детей, заигравшихся во что-то мрачное: ребёнок с пистолетом у виска… игры в революцию, любовь и смерть.
Дети хотят убить взрослого, потому что им, словно первым детям в Эдеме утраченном, рассказали, что и они станут взрослыми, а не ангелами например, или звёздами милыми.
 
Жена ( Жессика) не виновата: жила долгое время в вымышленном и стерильном мире платьев, книг и цветов, не ведая о том, что за всем этим есть взрослый и кошмарный мир, в котором идут войны и насилуют детей.
От неё скрывали этот мир, но ей, словно Алисе в стране чудес, предстоит проникнуть за милым, ранимым как кролик, мужем, в замок, где живёт сумасбродная королева — жизнь, играющая людьми, как в карты: Алисе предстоит вырасти душой почти до звёзд.
Не осуждайте её: в ней… так легко узнать что-то своё.
В пьесе вообще можно узнать себя в самых разных персонажах, к ужасу…
Словно бы гг по есенински бросил свою трость в зеркало последней, белой страницы и она разбилось, замерев в воздухе лилово-яркой листвою осколков, и каждый осколок — человек в пьесе.
Каждый персонаж — это мы! И мы раним себя с каждой главой.
Жессика открыла для себя реальный мир, как некую матрицу: она найдёт опору для своего сердца, пусть и в этом разрушенном мире: она станет взрослой, а кто-то — так и останется ребёнком.
 
Многие ли из нас способны на это? Катарсис преображения, когда сердце осмеливается взглянуть на свою прежнюю жизнь, как на ложь и обман, и встать из этой спокойной жизни в той мере, как душа покидает умершее тело, с грустной улыбкой оглядываясь на него с высоты: предательство ли это?
Ах, каждый же из нас мнит, что прав только он и вставать, оглядываться.. некуда.
Очень легко в пьесе осудить нерешительного Уго и его инфантильную жену, фактически детскими руками которых, нечто в мире и стремится сделать своё тёмное дело: по сути, речь в пьесе не о политике и не о революции: о душе и её праве быть собой, остаться собой в этом безумном мире.
А где, мы, подлинные? Уверены мы в своих принципах?
А может они — иллюзия, за которыми стоит реальный и кошмарный мир? 
Часто мы просто.. боимся запачкать свои ручки, свою чистую душу: душа боится вылезать из тела, словно из тёплого одеяла: так зябко и бессмысленно в мире...
 
Второе крыло голоса за плечами Уго — Ольга: строгая и прекрасная, со стальным стержнем внутри.
Нравятся вам люди со стержнем?
Замечательные люди. Только из-за этого стержня, к которому они словно прикованы, часто страдают и гибнут люди.
Ольга устала от этой холодной осанки души, этой.. прикованности.
С другой стороны она могла бы сказать о себе словами Камю: стыдно быть счастливым одному. Стыдно счастье, когда вокруг — сплошное горе: Олга тоже пытается вырваться из этого заколдованного Дантова круга принципов.
 Сартр словно бы развивает в пьесе мотив Постороннего, только с той разницей.. что он, как шарик творческой ртути, делит персонажей, дробит: они посторонние другу другу, миру и себе, и это деление трагически продолжается их глухотой и ненавистью, «принципами»: каждый слышит лишь себя, словно в аду, потому и рядом с мыслью об убийстве, как тень — встаёт грозно слово: самоубийство: себя, своей идеи, страны, мира…
 
Фактически, революционер — Уго, его любовница Ольга и жена — Жессика: это одно существо, закольцованная в себе, словно вещь в себе, Канта ( дополнительный Дантов круг).
Жессика — как бы эманация души бунтарки Ольги: она устала от всего этого бреда и хочет простого счастья, любви.
А Ольга в свою очередь — эманация души Жессики, мечтающей о подвиге сердца.
Мы как бы видим две платоновские звезды, которые снятся друг другу, взаимно не существуя: в пьесе вообще дивно искривлено пространство и время души: все души и судьбы — чуточку неполноценны в том смысле, что они, словно дорога, обрываются над бездной, и в другом персонаже пьесы есть продолжение этой дороги.
Чем-то отношения Уго и Ольгии напоминает фильмы Бергмана, например — Стыд, где рядом с сильной и волевой женщиной — слабый мужчина: у него своя война: беззвучные взрывы из прошлого, детства, оглушают его сердце.
 
Мужчина у Сартра — полупрозрачное и бескрылое существо, с содранной кожей души, не знающий кто он и зачем живёт, и что, чёрт побери, происходит в этом безумном мире, где нет истин и умер бог и где человек умирает так же внезапно и легко, как падает с дерева лист.
Уго может многим показаться инфантильным, слабым человеком, без стержня внутри, но это — сама душа.
Она томится по красоте и правде, хочет расслышать и понять других, а значит и себя, через других, и в этом смысле Сартр переворачивает свой тезис: Ад — это другие. Нет, другие могут быть и раем: путь к себе через эмпатию к страданию мира и человека в нём, пусть и «грязненького».
 
Если бы я во второй раз ставил эту пьесу в театре (после провала 1-ой, меня бы выгнали из театра за мрачные сцены с детьми), то изобразил бы Уго в виде не Раскольникова (его подпольная кличка), а "Идиота" Достоевского.
Он бы умирал на сцене множество раз.
Весь мир был бы трагической игрой его посмертной души, летящей к далёкой и умирающей звезде, богу.
Женщин в пьесе не было бы в моей постановке: были бы ангелы, порхающие ослепшими мотыльками над сумраком сцены: они как бы выпорхнули из груди умершего мужчины.
 
Есть эффект бабочки, а у меня был бы эффект крыла ангела: все люди в пьесе, стихии природы даже — связаны и составляют единое существо: от одного слова, может умереть человек. От молчания — взорваться звезда ( в моей постановке над сценой гибли бы звёзды и сцена бы постепенно гасла, как и свет над зрителями).
Сартр намеренно противопоставляет солипсический акт бунта Уго (словно тень и тело, равноправно распространяющиеся, не зная кто и где, в прошлое, в детство, и в будущее, настоящее), «предателю» Хёдереру, с его философским прагматизмом (в нём, к слову, Сартр изобразил себя), которого он должен убить: в этом смысле Уго похож на "Иуду" Леонида Андреева: его жертвенность — грязна, века предадут его вечной хуле и позору, но без него.. не свершилось бы судьбы Христа.
 
Для Сартра, поведение и того и другого, как впрочем и всех героев пьесы — равный тупик: истина распята где-то между ними.
Сартр подвергает сомнению политическое насилие, насилие в принципе, продолжая как бы философию Андрея Платонова, у которого революция — экзистенциальна, а не просто накипь гнева: в революции и бунте души должен участвовать человек целиком: стихии милые, красота искусства, деревья шумящие и прошлое человека, детство, всё человечество.
В поэтике Сартра, подлинный бунт иногда должен отступить на пару шагов назад (почти дзен), "уступая" миру и людям: нужно решить что-то с прошлым своим, детством даже, иначе — это будет просто борьбой с тенями своими и страхами.
Но этот подвиг для многих будет казаться — трусостью.
Бунт Уго в пьесе похож на катарсис Алёши Карамазова, припавшего на колени перед красотой звёздной ночи: всё в мире, и он и любимая и детство и тиран и звёздочки милые.. стали неким единым и страдающим существом, и безумно было бы слепо убивать какую-то одну часть, желая мира и счастья целому.
Во всём этом слышится тоска по глубокому пониманию бунта, из глубин души и чести: ах, как легко нынче замышлять революции, войны и играть людьми как в карты...
Вот было бы славно такого бунтаря иметь, с честью, который, видя, к какой трагедии и жертвам привели его "принципы", покончил бы с собой, как в старину офицеры кончали с собой, признав свою вину за гибель невинных мальчишек.
Самый факт такого поступка, в теории даже - говорил бы об экзистенциальной чести и стержне: ответственности.
К сожалению, сегодня и политиканы разного уровня и революционеры - слишком дрожат за свою... душу.
 
Нина Берберова однажды заметила, что из одной строчки романа Набокова «Приглашение на казнь», вышла целая пьеса Сартра.
Она не сказала что это за пьеса, но, думается — именно эта.
Что остаётся у Уго ( во французской транскрипции — почти Гюго. Романтик, чистая душа) от памяти смутной, что он — душа? цветаевская безмерность в мире мер, которой сложно и душно в мире принципов, убийств героических?
Сострадание. Она — высшая, экзистенциальная свобода, по силе сравнимая с трагической решимостью самоубийцы.. или убийцы: отрицание плоти и совершенное проникновение в неё: душой, прежде пули или ножа.
 
Любопытно, но в сострадании коренится и измена себе.
Но что значит — себе? Телу? Спокойному и сытому счастью? Принципу задремавшему и оглохшему?
Давайте сознаемся себе: как часто мы сострадаем тем, кому противостоим, ненавидим?
Нет, речь не о сострадании для галочки. Есть и бунт для галочки и счастье для галочки.
Чувствуем ли мы неупокоенное страдание мысли в чужой душе?
Можем ли мы хоть раз поставить свою шумную душу на паузу, и в стройной тишине прокрасться в душу другого человека, события, расслышав их мысли и обняв их, расслышав даже муку детства этого человека?
Неужели мы так неуверенны в себе… бессознательно уверены в возможной иллюзии своих принципов ( стержневых), что боимся оставить их на расстоянии взгляда?
А может любовь — сильнее всех принципов и нужна только она и она и есть главный принцип жизни?
 
Вот светит тихая звезда в ночи.
Если бы вам сказали, что если вы её погасите, то спасёте жизни тысяч, миллионов людей: они станут счастливыми.
Вы бы сделали это?
Всего лишь яркая точка, среди множества точек.. невеликая потеря, не правда ли?
Сколько бы людей, искренних революционеров, гуманистов, пожертвовали этой звездой?
А кто из них почувствовал бы её всем сердцем?
А вдруг на ней — жизнь? Лучше или хуже она нашей?
В широком смысле, Сартр развивает экзистенциальное христианство без бога: убийство равно самоубийству: Я есть Ты. Я в тебе, а Ты во мне.
Иной раз легче убить другого, чем выслушать его.. а иначе, он может переубедить тебя в чём-то.
Сартр словно бы разыгрывает пьесу между двумя фаустианскими безднами: в одной, есть те силы, которые, часть силы той, что всему желая зла, вечно совершают благо.
Другие силы — вечно хотят добра, но.. в слепоте свой и праведном гневе бунта — творят вечное зло.
 

У убийц нет воображения. Им ничего не стоит причинить смерть, поскольку они понятия не имеют, что такое жизнь.
Предпочитаю людей, боящихся чужой смерти.

Как там у Достоевского? Все виновны перед всеми?
А у Сартра — все правы и все страдают от этого: никто не хочет уступить даже на миг, попятиться душой, дабы услышать другого: принципы мешают…
Сартр ведёт своего героя по кромке солипсической бездны: убийство равно самоубийству: революционер во многом равен тирану: ничего не стоит убить невиновного, ради достижения цели.
А что дальше? Мир идей бестелесных, которыми воспользуются другие: если бога убить, то человек просто.. становится его гротеском.
 
Если проникнуть в бессознательно пьесы, то перед читателем предстанет драма вселенских масштабов: одна из тех драм, которые пишутся в последний день конца света.
( Кстати, на какой строчке оборвётся искусство, когда всё кончится?
Будет ли это строка поэтессы о звёздах? Пошлая строчка о развратном сексе, содомии? Или же робкая строка юноши: школьная записочка подруге, с вечными словами: люблю тебя, солнце…
И Солнце, настоящее, словно бы это было написано ему, взрывается и обнимает Землю и влюблённого школьника)
Всё дело в том, что Уго — это образ Христа: Гамлета вечности.
Это Христос — которого мы заслужили: он слаб, прекрасен, то смел, то труслив.. и в сердце у него, как у Бедного рыцаря Пушкина — тот самый образ женщины.
 
Ему, революционеру, поручают главное задание его жизни: проникнуть в Замок главаря, готовящего измену, и… убить его.
Этот человек — бог-Отец.
Замок — тот самый Кафкианский замок, до которого так и не дошёл гг.
В этом замке все вспоминают своё детство: они понимают, что они в доме своего Отца ( ах, в постановке пьесы это можно было бы обыграть изумительно! Всё происходит на далёкой звезде. За окном — робкие декорации мира).
Платон писал, что сущности идей, людей, истины — обитают на звёздах, а здесь, на земле, только их тени, игры теней.
Платон ошибался: сущности идей не на звёздах.
Быть может, звёзд вообще уже нет: они давно умерли: истина — в сердце женщины, в сердце дерзающего человека, чья душа распрямилась до звёзд.
Просто… души в любви, стали — как звёзды.
 
Итак, Сартр описывает предельное в своей экзистенциальности — самоубийство бога.
Бог-Сын, словно небесный Кириллов из Бесов Достоевского, навёл курок на Бога-Отца.
2000 лет назад, Бог пожертвовал сыном своим, пожалев себя, не пожелав запятнать своих рук.
Теперь, придётся пожертвовать уже ему, быть может — навсегда.
После пьесы реально странно хочется оглянуться на мир: а что, если бог в мире. и не важно, верим в него или нет, и многое из того в мире, что мы считали тьмой, безумием жизни, — на самом деле жертвуют собой и грязными руками делают некую чёрную работу, спасая нас от неё?
 
Читатель, верующий, или атеист, не важно, равно ощущает этот тёмный холодок револьвера в руке: решается не судьба героя пьесы, а словно бы судьба всего человечества, читателя.
Был случай в немецком театре 20 века, когда на сцене стреляли в актёра, а умирал один из зрителей: что-то главное решалось в этот миг в его сердце, и он пережил то, что никогда не переживёт актёр.
Ах! Если бы мы могли в ретроспективности времени навести фокус камеры на лицо, мимику тела этого зрителя: само представление на сцене кажется вторичным.
Читатель, не бойся открыть для себя эту странную пьесу Сартра.
Быть может, её написал даже не он.. а некий ангел, с которым он общался в конце жизни, когда весь мир — погас.
 
Закрываю глаза и вспоминаю Ариадну Эфрон.
Боже! Не так же и сердце наше сидит порой на полу карцера жизни, и, увидя, как кто-то входит к нему: красота искусства ли, милые звёзды и дождь, друзья и любовь…
Оно переводит свою грустную улыбку глаз на них и ждёт, ждёт, милое, что стены тюрьмы сейчас разрушатся и оно станет свободным.
Оно ведь невиновно. Оно ведь.. невиновно?
 
картинка laonov

Комментарии


Очень пр-философски написана статья-отзыв. Я тоже считаю, что нужна смелость признать, что принципы, а следовательно и прошлое, которое ты прожил были ошибочны. Нужно начать заново, принимая то, что прежде отрицал. Есть яркий пример в фильме "Лоуренс Аравийский" там герой убивает, а еще какое-то время назад не хотел ничего общего иметь с убийцей. Можно много на эту тему рассуждать, начиная от не судите, не судимы будете до отрицания дуальности бытия как принципа, на котором построено общество.

Другая мысль про стержень в человеке. Я понимаю ту интерпретацию человека со стержнем, как человека определенных принципов, несгибаемого. Обычно так наверное понимают. Вроде как жизненные обстоятельства не могут его сломать. Однако мне думается, что стержень может быть не только железным, но и каучуковым....почему бы нет. Во-первых, не заржавеет, во -вторых, гибок:-)

И это человек, который может согнуться, хотя и не прогнуться, а стержень у него на месте. Такой человек,по моему мнению, может впитать в себя и другие принципы, сыграть другие роли. Хотя роли это не совсем то, про что статья, но есть и такая концепция тоже. Может быть она применима к определенному типу людей, но в разное время человек буквально меняет роли. Иногда
Внутри дня сыграет несколько ролей. Иногда это периоды в жизни. Часто человек разрознен, от того роли в его жизни....причем от неосознанности того самого стержня. Стержень может быть как калейдоскоп. В человеке много всего пусть даже взаимно противоречащих друг другу элементов. И если стержень человека таков, он так сказать синтетичен, в смысле в нем сочетается многое, и человек может многое принять и в других, и в себе даже отталкивающие вещи (то, что принято называть этим словом), то тогда этот стержень не так уж плох. Я поняла о каком роде стержне пишете вы, и я согласна, но просто тут написала немного размышления на тему.

Статья написана человеком внимательным, с цепким взглядом. Это несомненно.


Про Лоуренса Аравийского хороший пример.
Кстати, в науке вроде есть метод гипотетической точки.
Если например все факты говорят что данная теория невозможна, то нужно хотя бы призрачную возможность оставить на то, что все факты были ошибочными.
Так и в жизни, наверно, хорошо такую точку иметь и в отношении себя. И пускай эта точка дышит и очищает нас от "бронзовения".
Тогда и легче будет понять другого и признать ошибки.

Я понимаю ту интерпретацию человека со стержнем, как человека определенных принципов, несгибаемого. Обычно так наверное понимают. Вроде как жизненные обстоятельства не могут его сломать. Однако мне думается, что стержень может быть не только железным, но и каучуковым....почему бы нет. Во-первых, не заржавеет, во -вторых, гибок:-)

Про каучуковый стержень, улыбнули)
Тут скорее нечто их мира деревьев, что под бурей и штормом хоть и гнутся, не не ломаются и не уступают.
Фактически это древний метод айкидо: противник думает что ему уступают, а на самом деле этот метод взаимодействия с миром и более глубокое соприкосновение с ним.
Я ходил на айкидо... чуточку. Пока травму не получил)
И знаете что ещё интересно? Понятийный аппарат.
Мы часто путаем слова и чувства, которые не умещаются в привычные слова "стержень" и т.д.
Есть в нас такие редкие чувства, которые по природе своей - близки ландшафту природы, деревьям. И вот они нежные и податливые. Но строгие одновременно. И мы почему то стремимся их сделать как камень и стержень.
А самый стержень.. порой сами не ведая того, ломаем и гнём.
Вы правы, есть принципы, даже в плане чести, которые стержневые, основа.
Например, не причинять женщине боль.
хороший принцип, да?
Некоторые цепляются за форму этого принципа и.. упускают душу, и причиняют легко душевную боль и рубцы на душе женщины.
В мире с толерантностью сейчас это ярко, хоть и косвенно видно.
У меня есть замечательный друг, который обожает животных и не может причинить боль даже мышонку.
Добрейший человек.
Но.. очень любит рыбалку. В его голове это как то странно состыкуется.
Мы сами порой не понимаем где наши стержневые принципы прогибаются, идут на компромисс с миром и ведут с ним тайные переговоры.

В человеке много всего пусть даже взаимно противоречащих друг другу элементов. И если стержень человека таков, он так сказать синтетичен, в смысле в нем сочетается многое, и человек может многое принять и в других, и в себе даже отталкивающие вещи

Здорово вы написали)
Ну, про роли человека.. сложная тема. В роли можно и заиграться и потерять себя. Или играть в них часто, т.к. - себя толком и нет.
А есть чисто поэтические натуры, которым важно воспринять в себя отзвуки и блики мира, души другие и стихии.
Достоевский с чёрного входа набрёл на это и назвал русскую душу - всемирной отзывчивостью: Пушкин мог писать как испанец, араб, итальянец и египтянка.
И в тоже время Пушкин оставался собой. Расширял свою душу в мир. Мир становился его душой.
Красота и боль мира - его стержнем.
В этом смысле я и написал в рецензии, что есть лишь один стержень - любовь.
А то что в нас часто под именем стержней бытует... хочется достать чернил и плакать с Пастернаком)

Синяя птица, огромное вам спасибо за блестящий коммент и внимание)


Да, вы затронули множество тем и чтобы внятно отвечать нужно было бы и мне как коментирующему написать не меньше, чем оригинал по обьему. Плюс многозначность одного и того же слова может запутывать.


Про тетенек и не только...конечно это и называется психологическое насилие,но его почему-то не принято брать в расчет.


И еще ....где можно посмотреть в исполнении Ришара? Есть в сети? Пока не могу найти...


В исполнении Ришара нельзя найти в сети, к сожалению.
Но оно есть в моём воображении)
Синяя птица, спасибо, улыбнули.
У меня такая же доверчивость.
Просто в пьесе были моменты, когда Уго был... ну совершенный Ришар, с его беззашитной ранимостью, неуклюжестью поведения и.. сразу же почти, какой то прелестной мальчишеской смелостью.

p.s. На ваш коммент выше отвечу чуть позже)


Я уже потом подумала, что могло быть так, как вы сказали, что это воображение : ). Однако посмотрела список ролей Ришара и не нашла в нем Уго :)


А предаёт ли зимняя веточка себя, когда листва весной сочится красотой из её изогнутых запястий?


Такой поэтический образ. Благодарю за него )
И еще интересный вопрос ты задаешь., который у меня часто возникает. Что такое предательство? В какой именно момент изменений человека он становится предателем? Ведь человек меняется полностью даже физиологически каждые 7 лет. Неужели он предает себя?

Нужно каким то образом.. принять, что не тьма у нас в гостях, а мы у неё.


или осознать, что нет тьмы, что нет нас, что все едино.>

Всё в мире – только имена! Кто скажет: месяц, кто: луна


Закрываю глаза и мечтаю: если бы наедине с этой книгой запереть за закрытой дверью людей самых разных и критических взглядов:


Как только ты их насильно запрешь, люди забудут про книгу и станут бороться за свободу...Вот нельзя к счастью или мудрости привести сверху (


где человек умирает так же внезапно и легко, как падает с дерева лист.


да, почему нельзя так умирать? Если бы смерть была похожа на порыв ветра, а не на агонию. Многих страшит не смерть, а боль, страдания тела. Если бы люди научились просто закрывать глаза и уходить в другой мир. Ведь смерть - это то самое изменение, которое не является предательством жизни. Просто этого оттенка нити в узоре жизни уже довольно.

убийство равно самоубийству


Для меня это так, но может быть, чуть-чуть по другому. Убийство - это то, что меняет убивающего, так сильно меняет, что его прежнего уже не существует.

Бог пожертвовал сыном своим, пожалев себя, не пожелав запятнать своих рук.


Жалеет ли себя дерево, жертвуя своими листьями?

Христос...искупает человеческие грехи - и именно потому, что жертвует себя по своей воле; это не заклание, а самопожертвование, где главное действующее лицо - одновременно и Жрец, и Приношение.

Добровольная жертва спасает человека от проклятия греха и смерти, так как на подобную самоотверженность способен лишь Один - Бог, подлинное Я. Иное, зовущееся обычным "я", просто не в силах прервать собственное существование, поскольку мыслит в категориях его постоянного продолжения. Даже самоубийство не является настоящим уничтожением "я", потому что представляет собой, как и любая другая надежда на будущее, попытку сберечь что-то из минувшего, хранящегося в памяти; в случае самоубийства дело касается воспоминаний о глубоком сне, пусть и растянувшимся на целую вечность. "Я" гибнет по настоящему, когда свет непосредственного сознания "сейчас", подлинного Я, разоблачает нереальное, абстрактное, бесплодное эго....

Это из моего любимого Уотса )

Волшебного тебе времени суток в этот праздничный день ))


Ведь человек меняется полностью даже физиологически каждые 7 лет. Неужели он предает себя?

Алис, вот если бы человек менялся полностью, физически, сразу)
Но вопрос интересный, спасибо.
Ещё и в том смысле, что за спиной души человека ведётся тайный заговор против него.
Вот он любит белое вино и Тургенева.
Проходит 7 лет. Но... что-то в организме видимо изменилось и он уже не любит белое вино и вместо Тургенева любит... Достоевского.)
Измена ли это? Расширение своих взглядов? Или просто течение жизни? Река ведь тоже течёт из одной страны в другую и искренне обнимает пейзажи и гор и равнин...
Наверно нужно что-то выработать в себе, что.. имело бы точку опоры где-то помимо тела и души, что не меняется и не умирает.
Что это? Любовь? Одно дело просто разлюбить человека, а другое, тихо изменять за его спиной и лгать, а потом в верности ему клясться.
Да много видов есть измен.

или осознать, что нет тьмы, что нет нас, что все едино.

Так это само собой разумеется)
Потому я и написал в рецензии, что победа над "тьмой" будет тогда, когда человечество приложит к виску револьвер.
Да, образ чуточку патетичный и символичный, преувеличенный, но...
Просто тело и формы языка и понятий не поспевают за мышлением души. Мы видим мир в калейдоскопе своих правд и правдочек и самых разных оттенков.
С одной стороны - это хорошо. Это жизнь и её разнообразие. С другой - мы ничерта понимаем и не видим жизнь в её цельности и дробим её по живому.
Выход - стать цельным с ней: умереть. Стать тьмой и светом - разом.
Но это уже кирилловщина)

Как только ты их насильно запрешь, люди забудут про книгу и станут бороться за свободу...Вот нельзя к счастью или мудрости привести сверху (

Это само собой разумеется)
Причинить добро))
Алис, я тут обыграл просто другую пьесу Сартра: за закрытой дверью.

Многих страшит не смерть, а боль, страдания тела. Если бы люди научились просто закрывать глаза и уходить в другой мир. Ведь смерть - это то самое изменение, которое не является предательством жизни. Просто этого оттенка нити в узоре жизни уже довольно.

Кстати, при самоубийстве странным образом боль страшит: грустный огляд души на жизнь. Последняя попытка задержаться.
Про закрывать глаза и другой мир... если бы я был греком, и жил 3000 лет назад, я бы придумал миф о сне)

Для меня это так, но может быть, чуть-чуть по другому. Убийство - это то, что меняет убивающего, так сильно меняет, что его прежнего уже не существует.

Здорово.
И в обратном порядке: тот кто хоть раз пробовал покончить с собой - ценит чужую жизнь.

Жалеет ли себя дерево, жертвуя своими листьями?

Чудесный образ.
Ну в выделенной тобой строке о Сыне и Боге - это лишь символ. Луч распятый на цвета.
Если бы люди думали цельностями, то не было бы метаний героев Достоевского и всей мировой литературы)
Это так - рябь красоты и боли.

Спасибо за Уотса)
И за отличный комментарий)
И тебе чудесного времени суток и даже чуть больше, Алис)


Наверно нужно что-то выработать в себе, что.. имело бы точку опоры где-то помимо тела и души, что не меняется и не умирает.

Если использовать твою метафору реки – найти свое русло? Русло, конечно, тоже меняется, но гораздо медленнее. Стихия земли менее подвижна, менее пластична, ей нелегко менять форму. И именно поэтому она может быть опорой. Для речки. И мне кажется, что мы, люди, очень часто выбираем себе ложные опоры ) Которые вне нас.

Мы видим мир в калейдоскопе своих правд и правдочек и самых разных оттенков.

Да, наши правды и правдочки – это наши фильтры восприятия мира.

С другой - мы ничерта понимаем и не видим жизнь в её цельности и дробим её по живому.

Выход – не стремится постичь только пониманием, мы можем не понимать, но сопереживать, сочувствовать. Один из вариантов, менее фатальный. ) Вообще из-за наших индивидуальных фильтров нам друг друга нелегко понимать. Некоторые психологи даже считают, что существует иллюзия понимания. Потому что каждый имеет в виду свою картинку, но думает, что эти картинки совпадают.

И в обратном порядке: тот кто хоть раз пробовал покончить с собой - ценит чужую жизнь.

Хотелось бы в это верить, но это может и не работать в обратном порядке. Иногда бывают такие демонстративные суициды «чтобы они испугались», «чтобы больше меня ценили». Но я понимаю о чем ты. Или имею иллюзию понимания )

это лишь символ.

Это – целый символ, и один из коренных дискуссионных вопросов. Церковь стремится превратить символы в простую историю с обычным человеком. Миф – вечно живой и говорит о том, что совершается с нами постоянно. А история про то, что было когда-то и прошло – это совсем другое.

И тебе чудесного времени суток и даже чуть больше, Алис)

Спасибо, Саша. У меня всегда чудесное время суток, и даже чуть больше - года, жизни, вечности ))
Придется читать Сартра )


И мне кажется, что мы, люди, очень часто выбираем себе ложные опоры ) Которые вне нас.

Хорошо ты про речку и землю. Опору...
Любопытно, что многие поэты, выбирали себе в спутницы именно... земных женщин, в том смысле, что они и на земле могли найти небо и вечность и не рвались куда то там.
А поэты.. без них не долго бы прожили. Не все, разумеется.

Выход – не стремится постичь только пониманием, мы можем не понимать, но сопереживать, сочувствовать.

Здорово)
Мне очень близко это: понять то мы не поймём даже и бездны цветка. Но чувствовать его.. сопереживать ему...
Неустанно. это душа понимания.
Так и с человеком.
А про иллюзию понимания ты права. Да и не иллюзия это.
Посади поэта и художника перед цветком и скажи чтобы они изобразили его.
Они по разному это слелают.
И это хорошо. И не нужно, чтобы художник изображал как поэт и наоборот.
Этим они только сузят понимание общее.. цветка. Да и себя.
Главное, чувствовать)

Иногда бывают такие демонстративные суициды «чтобы они испугались», «чтобы больше меня ценили». Но я понимаю о чем ты. Или имею иллюзию понимания )

Такие исключения есть везде, Алис. И в любви и в добродетели... всегда будут те, кто... искусственно это делает, по самым разным причинам.
А такого рода шантажный суицид часто у детей бывает.
Грустно.

А ты пьесы Сартра ещё не читала?
Завидую)


А ты пьесы Сартра ещё не читала?


Я начинала знакомиться с Сартром несколько раз. Но как-то у меня не складывается с ним. Прочитала эту пьесу, пока состояние без мыслей и слов. Я - тормоз, иногда мысли и слова приходят позже.


С Сартрос, как и с Набоковым, Платоновым, нужно знакомиться осторожно )
Ты прочитала эту пьесу?
Надеюсь знакомство прошло не плохо?
Пьеса сложная, сценическая, спиральная.
Надеюсь штиль впечатлений уляжется.
Ну какой ты тормоз, Алис, брось)
На комплимент напрашиваешься?))
Я скажу... от чистого сердца.)


Доброе утро )

Я прочитала. Нет, это не про жажду комплимента. Это про принятие своего темпа жизни и формирования впечатления, мыслей о произведении. Я пока живу с героями пьесы, разговариваю с ними, и, конечно, у меня нет готовых ответов на вопросы, которые поднимаются пьесой. Но надеюсь, что отклик сможет оформиться в какие-то слова позже.

Зато мне теперь лучше понятны твои слова, твои образы о пьесе )


С добрым утром)

Ты права, иногда впечатления от прочитанного или увиденного формируются медленно, зато - верно.
Есть такие цветы: цветут раз в несколько лет)
Зато как цветут!
Будет интересно глянуть на твой отклик.

Доброго дня, Алис)


Тогда гляди ) Я попыталась выслушать и понять каждого из троих. Не знаю, насколько мне это удалось. Ольга и другие персонажи меня не очень заинтересовали.

Доброго дня и вечера, Саш )


"Есть такие цветы: цветут раз в несколько лет)
Зато как цветут!"
Это Вы про кактусы, Саш?)


Просто жизнь более безумна, чем мы думаем, но и более проста: в ней есть чёрные пустоты, похожие на таинственную чёрную материю между звёздами.

Объёмная мысль... я бы сказала, что жизнь - проста в своей бесконечной сложности.

особенно хорош Пьер Ришар в роли несчастного и простодушного Уго, и неподражаемая Ева Грин в роли Ольги.

Ух, какой состав... и какая пьеса могла бы получиться)

Лишь хрупкие декорации прошлой жизни стоят и светит фонарь возле дороги, освещая дом на краю света.

Эффектно, живо представила себе эту постапокалиптическую картину.

Вы гуманист? А вы уверены, что завтра обстоятельства не сложатся так, что вам предстоит убить человека?

Саш, над этим вопросом хочется поразмышлять... Уверенным, наверное, никому не следует быть. Мне кажется, что если человек уверен в своей непогрешимости, что бы ни случилось, то это уже подозрительный симптом, своего рода звоночек. Но можно посмотреть и с другой стороны. Что бы там ни случилось в условном завтра, это никак не отменяет гуманизма (добрых поступков, эмпатии и т.д.) сегодня. Иными словами, ценность гуманных поступков не обесценивается от того, что их создатель слаб, как любой человек.

Во всём этом сокрыт жестокий абсурд: то ли из-за птицы, то ли из-за слов и упавшей ложки в детстве, огоньков на столе, утром должен погибнуть человек.

Понимаю, что здесь немного о другом, но в голове возникла параллель с пресловутым "эффектом бабочки". Один взмах крыла бабочки на Мадагаскаре может вызвать цунами в Японии.

Она оговорила отца под пытками.
Предала ли она его?

Вряд ли у (более или менее) мыслящего человека может даже на секунду возникнуть мысль об утвердительном ответе... Очень грустно всегда о таком читать.

и многое из того в мире, что мы считали тьмой, безумием жизни, — на самом деле жертвуют собой и грязными руками делают некую чёрную работу, спасая нас от неё?

Эта метафорическая мысль тоже чем-то зацепила. В любом случае в современном мире есть "грязная" работа, и её тоже кто-то должен делать.

Спасибо за отличную рецензию, Саш! Много в ней разных граней переливается... С большим удовольствием прочитала)


Мне кажется, что если человек уверен в своей непогрешимости, что бы ни случилось, то это уже подозрительный симптом, своего рода звоночек.

Ник, помнишь под твоей рецензии на свидетеля концлагерей и тех кто помогал, мы обсуждали подобное?
Вот так в миру, каждый может бить себя в грудь и говорить: я не такой! Я.. ух какой добрый и гуманный!
А потом настаёт нечто такое, что ломает человека. И не всегда это нечто мощное.
Так и на войне. Те к то в миру были храбрецами на словах, часто ломались и трусили, а те кто были робкими и над кем смеялись - проявляли чудо героизма и жертвенности.
Это вообще.. тайна человека.
И всё же есть нечто в принципах человека, что повышает процент его сопротивляемости безумию мира, тому, что он не прогнётся.
Это как.. нравственный иммунитет.

Понимаю, что здесь немного о другом, но в голове возникла параллель с пресловутым "эффектом бабочки". Один взмах крыла бабочки на Мадагаскаре может вызвать цунами в Японии.

Ты права. Я этот эффект и упомянул в рецензии и чуточку обыграл его)

Вряд ли у (более или менее) мыслящего человека может даже на секунду возникнуть мысль об утвердительном ответе... Очень грустно всегда о таком читать.

Ты права. Этот случай с Ариадной - прям прописной. Тут прям всё по.. жанру, чёрточка к чёрточке.
Тут не знаю кем надо быть чтобы думать о ней как о предателе и т.д.
Но стоит в жизни случится нечто подобному и одну-две чёрточки убрать, и всё: мы порой не сразу и скажем что и думать.
Грустно.
Хотя.. если веришь в человека, в добро его сердца...

Спасибо большое за хороший коммент, Ник)
Доброго вечера тебе)


Саша, какая чудная рецензия! Не устаю восхищаться Вашим необыкновенным видением мира и способностью переливать свои ощущения и мысли в слова))

предаёт ли зимняя веточка себя, когда листва весной сочится красотой из её изогнутых запястий?
Предаёт ли цветущая ветка, весну и птиц, когда истекает алой листвой?

Боже, как красиво! Ну вот как это у Вас так выходит?!

Есть что-то невыносимо страшное, более страшное чем звёздные бездны Паскаля в принципах человека, в фатальном и едком движении его мыслей и жизни: у Сартра это революционеры. Словно в аду, они уже никого не видят и не слышат кроме себя

А ведь это действительно страшно - когда человек самоотверженно служит идее, принципу, забывая о других людях, когда идея "подминает" под себя своего приверженца. И ведь редко кто из таких людей осознает в конце концов, что "любовь — сильнее всех принципов и нужна только она и она и есть главный принцип жизни".

речь в пьесе не о политике и не о революции: о душе и её праве быть собой, остаться собой в этом безумном мире.

Только такие книги - о душе - по-настоящему притягательны. О вечном, а не преходящем.

в этом смысле Уго похож на "Иуду" Леонида Андреева: его жертвенность — грязна, века предадут его вечной хуле и позору, но без него.. не свершилось бы судьбы Христа.

Очень точное наблюдение!
Спасибо за глубокие мысли и импульс к размышлениям)) И хорошего времени суток))


Лика)
Рад вам! Уже стал скучать по вам...
А вы мне снились сегодня, кстати)

Боже, как красиво! Ну вот как это у Вас так выходит?!

Да там как-то сам образ напрашивался. Ну, почти)
Нужно было совместить в одном образе нечто природное и цельное, и оскоминку самоубийства, которое вроде и не самоубийство.
Потому и природа, осень и зима и веточка)

А ведь это действительно страшно - когда человек самоотверженно служит идее, принципу, забывая о других людях, когда идея "подминает" под себя своего приверженца.

Лик, а это и правда страшно.
Да, принципы и стержень в душе это всегда здорово, но..
Как и всякая хорошая идея, страсть даже, при невоздержанности, они могут как бы подмять человека под себя, пожрать его и сделать своим рабом.
Всё же это важно, слышать не только себя но и других: будем пытаться ( хотя бы!) услышать других, тогда и другие перестанут быть адом)

Только такие книги - о душе - по-настоящему притягательны. О вечном, а не преходящем.

Лик, пьеса Сартра и правда чудесная и редкая.
Знаете, есть пьесы, которые читать чуть не интересней чем её постановка.
А есть такие пьесы ( у Платонова такие есть), которые чуточку альденте, словно зёрнышко, которое должно прорасти в театре или.. воображении сценическом читателя.
В рецензии я попытался чуточку наметать штрихи такой постановки.

Большое спасибо вам за внимание и чудесный коммент, Лика)
Доброго и светлого дня вам)


Рад вам! Уже стал скучать по вам...

Спасибо, приятно)) Просто работы навалилось, "реал заел")) У меня еще даже Ваши последние истории не читаны, так, по диагонали только, но это не считается:)) Всё жду, когда можно будет это сделать без суеты и спешки, как я люблю))

пьесы ( у Платонова такие есть), которые чуточку альденте...

Как здорово сформулировано!
Надо бы мне и к пьесам Сартра присмотреться. Пока почему-то их избегала, при всей моей любви к драматургии.
Чудесного Вам дня!


У меня еще даже Ваши последние истории не читаны, так, по диагонали только, но это не считается:)) Всё жду, когда можно будет это сделать без суеты и спешки, как я люблю))

Лика, не нужно вот так держать в голове что вы что то должны прочитать и т.д.)
В мире и так много всего интересного)
Расслабтесь)
Если захотите отдохнуть на пару минут с чашкой чая, то можете заглянуть в мою историю: фотоальбом Цветаевой с сыном.
Там вы отдохнёте и улыбнётесь душой. Ну.. и чуточку погрустите.
Мысли детей - успокаивают, лечат.

А вы не читали пьесы Сартра?
Вот прям завидую вам))
И такой выбор у вас славный.. как в меню на Монмартре в кафе)

Уютного вечера вам и чая, вкусного)