Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 сентября 2012 г. 23:35

154

4

Сумбурно, но интересно. Интересно, но как же сумбурно. Я люблю исторический параллелизм в произведениях, и с этим здесь все в порядке, фраза, начавшаяся в семнадцатом веке, продолжается в двадцатом, иногда даже не сразу понимаешь, что мы уже переехали. Похожие сцены, похожие сны, похожие переживания. Разные люди, разные страны, разное время. А судьбы? Одинаковые или разные? Кто б сказал. Как-то основная мысль обеих линий прослеживается сложно, особенно современной. Хотя было бы странно, если бы ее кто-нибудь разжеванную на тарелочке положил. Да и собственно, можно вас на минуточку, кто растолкует нам основную мысль нашей жизни? На потомков рассчитывать сложно, у них свои дела найдутся.

Так о чем это я? Ну, да, Менассе. Изгнание из ада. Странная вещь. Прежде, чем сесть за рецензию, я посмотрела, что пишут люди, почитала аннотацию, удивилась. Для меня это не роман о кострах инквизиции и газовых печах нацистов, хотя их никто не отменял, а книга о судьбе и становлении человека, книга о парадоксах воспитания и вывертах стиснутого условностями сознания. Если нас изгоняют из ада, мы создадим свой собственный. Воистину так.

Интересно, как память о прошлом переплетается с памятью о будущем, одному мальчишке снится то, что было не с ним, другому – то, что будет не с ним. Интересен исторический параллелизм, повторяющийся мотив аутодафе: суд над евреями в Лиссабоне, суд еврейской общины Амстердама над своим членом, небрежным в исполнении обрядов, суд троцкистской ячейки в Вене над Виктором Абраванелем за проступок, которого он не совершал. Непомерность наказания, бездушность, ложь. Могут ли быть правы те, кто букву закона ставит выше человека? А для кого закон? Преследуемый превращается в преследователя, и если ему не на кого наброситься, начинает сжирать себя.

Роман полон больных и неловких сцен, унижения, сомнений, и нет ответа ни на один вопрос, и изгнание из ада еще не наступило. Виктор Абраванель устраивает судилище (опять-таки!) на вечере встречи выпускников, но оно превращается в фарс, и все в этой книге насмехается над собой. Так в чем же смысл этой параллельности сюжетов? В том, что древний род, который должен породить мессию, угасает в последнем потомке, способном произвести лишь звук, свидетельствующий о плохом пищеварении? Или изгнание из ада – это отказ идти путями крови, которые всегда приводят к неправедным судам?

С верой в кровь совершались величайшие преступления.


Я с трудом выпуталась из этого клубка, но оценка все-таки положительная. Много сильных сцен, много глубоких мыслей, по сути, это роман-провокация. Язык очень неплохой, слегка ироничный. Такая книга может понравиться любителям парадоксов.

Ветка комментариев


Да, я тоже много думала, поэтому и оценила на четверку, хотя эмоционально она меня почти не зацепила. Если книга будит мысли, однозначно, в ней что-то есть. )))