Больше рецензий

18 февраля 2021 г. 06:12

2K

2.5

Странная книга про нормальных людей нашего времени.
У каждого времени свои нормальности, про которые писателям так и хочется рассказать. Мир мотает из периода, когда популярны и актуальны люди активно-героические, вот чтобы коня на скаку или в горящую избу с разбега, в период, когда тихое скромное нечто невнятно страдает от непонимания этого мира и от того, что мир его тоже как-то не понимает и не особо принимает.
Сейчас как раз период, когда в моде и на пике актуальности, маленький инфантильный немного трусоватый и закомплексованный человек, обиженный судьбой и людьми, но с тонкой душевной организацией, не такой, но вот какой конкретно не совсем понятно ни ему самому, ни писателю, ни читателю. Сложный. Одновременно такой, каким он себя мечтает видеть и каким боится быть. Пните меня - я гадкий, пожалейте меня - я жалкий, восхищайтесь мной — я умный и очень скромный, вроде как не выпячиваю свою бедность-богатство-гениальность-комплексы, но на каждом шагу об этом говорю или других заставляю.
Салли Руни немного заигралась с персонажами. Так старалась избежать шаблонов и стереотипов, что от героев слегка отдает пластиком. Как куколки Фанко-ПОП.

Тихо бомблю и удивляюсь
Все началось в школе. Коннелл — симпатяга, популярный парень, футболист, одновременно отличник (!), скромный, закомплексованный, из бедной семьи, еще и подрабатывает в свободное время (на машину накопил за пару лет). Этакая гремучая смесь из унылого ботаника и первого парня на деревне. Футбол упомянут просто ради красного словца, для дополнительной офигенности героя. Сверхкратко описан единственный матч и то лишь для акцентирования чувств влюбленной девочки к герою мяча и труселей. Все время после школы Коннелл мотается по своим делам, развозит маму с работы, трахает подружку, напивается, гуляет с приятелями. Какие тренировки?) О них писательница и не вспоминает. Сразу на поле и гол забил, и потом сразу забил на футбол до конца книги, но этот единственный гол упоминался по ходу всей книги. А что вы хотели? Парень противоречивый, особенный. Не до конца понимает влечет его к девушке, с которой он сексом занимается, или нет. Периодически его тошнит и рвет(буквально), в силу особенностей гениального умственного развития он задается вопросом — а уж не сексуальное ли возбуждение его посетило в такой специфичной форме?) А я, сволочь циничная, ржу и кричу - в больничку беги, анализы сдавай, ЖКТ проверяй! Ну и к психологу бы не мешало заглянуть, а то их школьный балду только пинает. Короче, интересный тип для девочки-подростка. Но трусоват и тормознут.
Марианна - в школе изгой, тоже отличница, постоянно ввязывается в ненужные споры с учителями, одноклассников открыто презирает, они отвечают ей взаимностью, да еще и посмеиваются над белой вороной. Обычно ботаники все же сбиваются в мини-группы, как-то за все годы находится хотя бы пара приятелей по интересам, но не в случае с Марианной. С одной стороны она страшная гордячка, а с другой ради парня вроде и все принципы в утиль спускает. Стелется у его ног ковриком, а потом обижается, что он с ней не по-людски поступил. Ок, подростки могут что угодно творить, там в голове сплошной *играй гормон*.
В колледже все кардинальным образом меняется и не совсем понятно почему. У Марианны миллион друзей, все поголовно хотят с ней переспать, она встречается с самым популярным парнем курса (правда, он такой либерал, что не гнушается неонацистов), а Коннелл сторонится людей, не вписывается в снобистский студенческий круг, еще всем в глаза бросается его бедность и закомплексованность. Черт возьми, как!?! Объяснения автора какие-то странные и не особо правдоподобные. У героини неслабые проблемы и это накладывает отпечаток на характер и поведение, я не совсем понимаю, как нелюдимый изгой-одиночка может в один момент превратиться в общительного и популярного человека (сразу вспоминается Татьяна из *Казуса Кукоцкого* Людмилы Улицкой, ходила по школе такая бука, в открытую презирала одноклассниц, а те мазохистично перед ней преклонялись и боготворили, ведь она такая офигенная, ага, дети так и поступают обычно, просто такой странный прием, как правило, сублимация каких-то личных авторских тараканов и комплексов, у Салли Руни похоже аналогичная ситуация)
Пошла изучать биографию автора — закончила Тринити-колледж в Дублине по специальности американская литература, затем работала администратором в ресторане, а потом стала известной и супер-популярной писательницей.
Стиль у автора сверхпростой, если не примитивный. Букер, куда ты катишься, родной?
Героиня учится на политолога, упоминает некоторые актуальные повестки, но и только. Прочитала статью про Сирию, про кризис гос долга в странах Европы, разглагольствовала на тему проблем Израиля (но только, в виде упоминания данного факта). Я понимаю, что для современного юного читателя раскрывать подобные темы смерти подобно, но хотя бы пару абзацев кратко со своими взглядами по делу. Ведь герои на каждом шагу твердят о своем уме и чуть ли не гениальности! Коннелл учится на филологическом, много читает, пишет доклады и единственно о чем он упоминает, что его эмоционально затронула сцена из романа Джейн Остин *Эмма*. Писатели, не говорите об уме своих героев, покажите это!
Зато примитивно-туповатые разговоры о сексе, групповушках и собственной неполноценности на каждом шагу. Каждый холит и лелеет тараканов в голове, но в одиночку и втихаря. Ума особого при этом не наблюдается, скорее наоборот. Наша богиня Марианна из-за собственных комплексов общается с людьми, с которыми в школе на одном гектаре не присела бы (прошу прощения за мой французский, я все еще на взводе после этого великого романа о страдающих подростках). Действие происходит с 2011 по 2015 год, современные вроде люди, не из дикого леса вышли, с интернетом знакомы, учатся в самом престижном колледже Ирландии, и при этом девушка искренне делает вид, что не понимает насколько глубоки её психотравмы. Ладно бы ей просто было страшно за помощью обратиться, но она же делает вид, что не видит проблемы в домашнем физическом и психологическом насилии, и в том, что она себе выбирает в качестве партнеров нацистов-фашистов-расистов-садистов, которые её унижают-бьют-душат (в прямом смысле). Ладно, есть мазохисты, которым подобное в удовольствие, но ей же все это не нравится. Даже её подружка малоадекватная, после очередной порции унижений и предательств, дает дельный совет — к психологу тебе надо, подлечить бы головушку. А наша Марианна удивляется — ей и к психологу? Может не зря все же ей с юности твердят, что она психически нездорова? Да нет, брешут люди! И с готовностью бежит к новому другу-садисту. Никаких размышлений по этому поводу, только страдашки. Ага, Европа, 2013 год.
Мне потом даже жалко стало этого очередного садиста) Он-то наивно думал, что если у них все подчинения-унижения происходят по взаимной договоренности, то это обоим в кайф, не зря же Марианна, роняя тапочки, на все их свидания мчалась. Ничего же вроде не предвещало. Но однажды во время игрищ она начала истерить и угрожать полицией. Мужик был в шоке, тебе же это нравилось, чего же ты раньше молчала?) Конечно, зачем нашей высокодуховной деве психолог?
Еще один аспект личности — она совершенно странно подходит к материальному миру. Семья богатая, оплачивает все её желания, учебу и развлечения. Ей люди миллион раз говорили — не все такие обеспеченные, многим нужно зарабатывать, но она все равно на эту тему постоянно тупит. Родня её обижает-унижает на каждом шагу, и девушка часто задается вопросом — как стать от них независимой? Получила стипендию, учится бесплатно, может вдобавок еще и работу найти, чтобы не ждать подачек? Не наш метод, даже мыслей похожих не возникает) Зато подруге, что нашла на лето подработку, задает странный вопрос - *не смущает ли ту, что ей платят за проведенные на службе часы – иными словами, она обменивает драгоценное время своей земной жизни на искусственное изобретение под названием деньги.*
Та слегка в шоке, мол, это же способ заработать деньги и получить новый жизненный опыт, и всяко лучше, чем целыми днями бездельничать, как наша умница Марианна. Но нет, до гениальной девочки подобная аргументация не доходит. В её системе координат деньги значения не имеют, ведь их полно. Нормальные такие умные люди)
Там скорее ограничения сплошные по умственному развитию.
Все люди разные, не надо на каждого человека от 18 до 23 навешивать ярлык невротика с полной неспособностью к межличностному общению. Мне кажется у каждого были свои комплексы в жизни, свои трудности. Но с каждым годом, да что уж там, с каждым месяцем, ты растешь и меняешься, взрослеешь, учишься на своих ошибках или, по крайней мере, пытаешься проблемы осознать и преодолеть. Мне странно было потом читать мнения некоторых критиков с восторгами о том, как удалось показать автору проблемы поколения миллениалов. Люди! Вы о чем?) Изучая историю или знакомясь с литературой ты понимаешь только одно - может смениться антураж, меняется язык, стиль общения, вся эта наносная мишура, но люди не меняются. У древних греков были те же проблемы, что и у нас, их волновали те же вещи и страхи, почитайте Гомера, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, современных авторов возьмите. Нет индивидуальной проблемы миллениалов, всегда была, есть и будет лишь разница в характерах, восприятии этого мира, интеллекте, социальном статусе, материальном плане и далее по пунктам. Произошла подмена понятий, для некоторых миллениал автоматически приравнен к бесхарактерному овощу, ставшему таким в силу многих причин и обстоятельств. Просто раньше, чтобы получить слово и высказать его на большую аудиторию надо было хоть что-то из себя представлять, чего-то добиться, уметь связно выражать свои мысли, поэтому создается впечатление, что и люди были умнее и более приспособлены к реалиям. А у поколения миллениалов есть интернет и соц сети, любой может писать и говорить, нет никакого порога для выхода на большую аудиторию. Поэтому считается, что вот только сейчас такие неуверенные и неопределенные личности появились. Особое поколение миллениалов. Ага, из пещер вылезли на свет божий)
Салли Руни подняла важные вопросы, но вскользь, упирая в основном на личные чувства, как будто мир вокруг игрушечный, он вроде есть, но отдельно от персонажей, они почти не принимают его во внимание. Главная тема - потрахушки и личные чувственные страдашки, они даже не задумываются о жизни после окончания колледжа. В том же романе многие второстепенные персонажи ведут себя вполне адекватно, а они того же возраста. Главные же герои перемежают игры в молчанку со словесным поносом, то как партизаны ничего не скажут даже под угрозой пыток, будут молча страдать и обижаться, то не заткнешь, и главное - не понятно, где у них кнопка, которой все это можно включить/выключить.
Да и литературный стиль гениальной писательницы весьма примитивен. Только не надо мне про популярность данной книги - оттенки серого гораздо популярнее, а это своеобразные оттенки для псевдоинтеллектуалов)
Начало книги было бодрым и несмотря на поверхностность героев и простоту сюжета, читалось нормально, а дальше стало банально скучно. Вторую половину вымучила.
Популярность книги говорит, что для определенного процента читателей данные вопросы актуальны, но они же уже поднимались много раз в литературе, в кинематографе. И в гораздо более талантливой литературной форме. Простота, конечно, для понимания приятна, но это не тянет на номинацию на Букер.
Что же, продолжаем дружно деградировать) Такие времена.
свернуть

Комментарии


Я тоже не поняла восторгов по поводу данной книги. Написано примитивнейшим языком, герои пластмассовые и клишированные, сюжет не самый увлекательный. И как эта книга получила столько наград? И ее называют современной классикой! Есть книги на подобную же тематику но написанные в миллион раз талантливее.

Не помню в какой рецензии было написано, что "эту книгу не поймет тот, у кого было нормальное детство". Ну не знаю, странная формулировка. Есть много книг, где у героев было ужаснейшее детство, но истории задевали за живое так сильно! А здесь безэмоциональная пустышка.


Сейчас мода на упрощение и стиль поведения по типу *у меня все так сложно, никто меня не понимает*.
Романы, подобные этому, обычно печатаются в других сериях и большинство осознает их литературную ценность, стремящуюся к нулю. А здесь правильное позиционирование редакции, качественная реклама, стимулирование критиков - и получите шедевр) Надеюсь время расставит все по своим местам, или наоборот, через несколько лет все будет еще печальнее с качеством премиальной литературы.