Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2021 г. 23:47

2K

2 O tempora! O mores!

Одноактная пьеска в трёх сценах

Действующие лица:
Маргарита Андреевна Гордеева – учитель литературы, хрупкая утончённая женщина, лет сорока, скромно, но со вкусом одетая, в очках с тонкой оправой, с классической учительской причёской.
11 А – в полном составе
Женя Малов – восьмиклассник, «сын полка», прибившийся к факультативу по литературе по непонятным причинам, тревожный, с резкими неловкими движениями, постоянно что-то роняет.

Сцена первая
(Класс со старыми наклонными зелёными партами с хлопающими крышками, портрет А.Ф. Писемского на стене с окнами, напротив портрета Писемского на глухой стене висит портрет Вс. Вл. Крестовского. Дежурные – Ася, Кирилл и Вася уже давно навели порядок: вытерли доску, подмели пол, расставили в «круглый стол» неподъёмные парты, бурно обсуждают…)
Ася. … Да что вы говорите! Помните с чего начинается книга? Восьмилетняя Динка фактически брошена: отцом ради «свершений революции», которому, как говорил Никич - в семье – пусто; матерью - Марина тащит на себе всю семью и тоже «вершит революцию» – содержит себя, своих детей, свою сестру и старика Никича, ей – тупо некогда; тёткой – Катя не понимает Динку, не справляется с ней и опять же «вершит революцию»; сестрой Алиной – та с ней слишком строга, считает себя взрослой; Мышка сестру любит, но она тихая… мышка. Динке плохо и Лёнька появляется не на пустом месте.
Кирилл. Эй, Аська, притормози! Посмотри до чего Писемского довела (Писемский насупился). Динке не бывает скучно, она - сама себе приключение. Увидела шарманщика - посейшенила с ним, сиганула от пацанов в Волгу, вымачивала нитки в чае, чтобы они на бубликах не так заметны были, придумала и добыла себе утёс Стеньки Разина. Она яркая и интересная.
Вася. Да, Кир – яркая и интересная – чуть не утонула, когда в воду сиганула, Лёнька её спасал, а Динка сказала, что топил и хозяин отлупил Лёньку. Конечно, совесть, однако рубцов у Лёньки на спине прибавилось, а шарманщик её на деньги киданул. Весёлые же у Динки приключения!
(из коридора донёсся звук цокающих каблуков)
Ася. Мальчики, Магиня идёт! Изображаем бурную деятельность…
(Ася схватила швабру и стала надраивать чистый пол, Вася метнулся к доске и начал валындать по ней грязной тряпкой, Кирилл раскидал парты по классу и начал их додвигать)
Кирилл (тихо напевает).
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы пионеры – дети рабочих…

Сцена вторая
(распахивается дверь, Марго пропускает одиннадцатиклассников, восьмиклассник пропускает Марго, все заходят, рассаживаются, Женя Малов садится, за спиной у него оказывается портрет Писемского. Марго не садится, а улыбаясь, даёт домурлыкать Кириллу куплет)
Кирилл (иронично)
Близится эра светлых годо-о-в,
Клич пионеров – всегда будь готов!
МАГ (с улыбкой). Весьма уместно, Кирилл… и остроумно. Спасибо. Здравствуйте, ребята. Поднимите руки, кто не читал книгу Валентины Осеевой «Динка». Ноль человек. А теперь – честно поднимите руки, кто не читал книгу Валентины Осеевой «Динка». Ноль человек. Хорошо, это интересно. А теперь ответьте мне на простой вопрос – почему я выбрала именно эту книгу для факультатива?
Марьяна. Ну, уж точно не за литературные заслуги – это просто агитка какая-то! Пролетарии, пролетарствуйте! Я думаю, Вы пытаетесь нас научить думать и привить нам чувство вкуса, в частности через умение отделять зёрна от плевел. Простите мне некоторую высокопарность.
МАГ. Спасибо Марьяна, красивая версия. Ещё мнения?
Женя Малов (вскакивает, задевая головой портрет Писемского, затем поправляет его). Простите, Алексей Феофилактыч ( - портрету, Писемский удовлетворён). Ну, это… (теребит крышку парты). «Динка» - неоднородная книжка. Это большой роман, где вся литературная составляющая находится в третьей части, а почти вся агитационно-пропагандистская - в первой и второй (Писемский задорно подмигивает Крестовскому – посмотри, мол, во даёт!) (Женя садится, громко хлопая крышкой партой так, что все девочки подпрыгивают).
МАГ. Евгений, Вы меня иногда просто потрясаете глубиной видения! Женя и Марьяна исчерпывающе ответили на мой вопрос. А теперь пересядьте по секторам: кому книга понравилась – к портрету Писемского, не понравилась – к портрету Крестовского, кто не определился – к портрету…, нет – просто ко мне (все пересаживаются). Интересная картина. Женя и Кирилл – pro, 18 человек – contra, пятеро с неоднозначным восприятием книги. Запомните свой выбор. Идём дальше. А теперь коротко по кругу – ваши впечатления о прочитанном. Женя, начнём с Вас.
(Женя вскакивает, роняет портрет Писемского, смущается, вешает портрет неудачно, поднимает потрет и кладёт его на парту)
Кирилл. Малов, не теребонькай Писемского!
Женя (портрету). Отдохните, Алексей Феофилактыч. Первые две части – ощущение фонарика. Я не только не могу надстроить мир вокруг дачи Арсеньевых, я не могу надстроить даже Петербург, даже Самару. Ощущение картонных декораций. Третья часть – иная. Уходит фонарик, появляется Киев, люди не злодеи и пролетарии, а живые обычные люди, со своими достоинствами и недостатками. Лёнька, Динка, Мышка и Алина ведут себя как дети, а не как юные революционеры. Третья часть – хорошая детская литература. Не без пропаганды, но она вполне понятна и более-менее уместна.
Кирилл. Лёнька. Его метаморфозы – из «Ваньки Жукова» - в свободного бродягу, из бродяги – в матросы, из матроса – в брата, сына и гимназиста.
Марьяна. Лёнька – убийца. Я так и не поняла, бельмоглазый был сыщиком или революционером-ренегатом. Но он был человеком, которого Лёнька убил, не испытав абсолютно никаких угрызений совести. Убийство должно было необратимо изменить Лёньку, но нет – он всё такой-же белый и пушистый. Мне Мышка понравилась. Лампово-пледная девочка, книжки любит. Странные, правда.
Ася. Семья Арсеньевых. Что петь любят, сидеть на крылечке и читать книжки, атмосфера доброжелательства, идущая от Марины. И да, за украинские песни не знаю, но все песни в книге, которые выдаются за русские народные написаны классическими композиторами нашими и вошли позже либо в застольный репертуар, либо в классический.
- Вообще вся эта подпольщина. Нет, не понравилось, удивило. Эти бублики, промоакции, простите, прокламации, слежка… А главное – как втравляют в это детей. Осознавая всю опасность слежки для Алины, взрослые «революционеры» отправляют её на опасное задание, потому что «она будет меньше вызывать подозрений». Бред и паралич мозгов…
(высказывается ещё много интересного…)
МАГ. Спасибо, ребята. А кто запомнил пролетарский анекдот дяди Лёки, который пересказал Лёнька? Он очень показателен. Ни кто? Давайте я зачитаю (берёт книгу, читает).

Одна нежная мамаша разодела свою дочку-гимназистку в пух и прах, а один подошел и спрашивает девчонку:
- Скажите, пожалуйста, вы актриса?
- Нет.
- Тогда, может, художница, известная певица, может, вы Вера Холодная?
- Да нет, нет! - Дочка даже взревела от досады.
- Ну, тогда вы просто дурочка! Не может умная девочка подчеркивать этими дорогими тряпками свое ничтожество.

Это искажаемое мировосприятие. Не тряпки портят, а отсутствие вкуса. Вслушивайтесь в то, что слышите. Вчитывайтесь в то, что читаете. На следующем занятии…
Все ученики (перебивая, хором). «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой.
МАГ (улыбаясь). Вот как? Хорошо. А теперь пересядьте, кто изменил своё мнение о книге (все пересаживаются). Я надеюсь, каждый из нас что-то вынес сегодня, благодаря неоднозначной книге Валентины Осеевой. Всем спасибо, все свободны.

Сцена третья
(Марго и Женя Малов)
Женя. Маргарита Андреевна, а всё-таки, почему именно эта книга?
МАГ. Евгений, Вы слишком дотошны (улыбаясь). Я хотела предложить вам книгу не вашего поколения, книгу, которую вы в принципе принять не можете. Чтобы вы с ней разобрались. У вас получилось. Ну, не инфа-сотка, но – близко…
(Женя вешает портрет довольного Писемского на место, чем-то обиженный Крестовский отводит взгляд в сторону...)

(Занавес…)

Игра "Жанровые рецензии" драматургическая №1

Ветка комментариев


Драматургический - самый протяжённый жанр, самый объёмный и самый сложночитаемый

Отчего же? ) Смотря о чем речь, как мне кажется.
На этой макулатуре мясорубка буксует, бесспорно. Но отнесем это к пуско-наладочному циклу. Сам же отряд пираний, который Вы создали, способен на все. И это может быть и вовсе феерически - как в кухонном комбайне, прозрачном. ))
Не распускайте их. Устроим Колизей. Прошу Вас! )))

С уважением,
EZ


А вот у этой макулатуры видели рейтинг на лайвлибе? 4,6! Я просто в шоке! А читателей сколько? А у Писемского? Мне даже неловко несколько... Ну, ладно. А что - это уже жанровый цикл получается...))) Посмотрим, что из этого получится.


Ну, рейтинги такие на LiveLib у любой почти макулатуры. )))

; )

С уважением,
EZ


Меня не огорчают высокие рейтинги макулатуры (к которой я "Динку", всё-таки, не отношу, 3 часть романа почти хороша), просто удивляют. Меня возмущают низкие рейтинги настоящей литературы.


Меня не огорчают высокие рейтинги макулатуры... просто удивляют. Меня возмущают низкие рейтинги настоящей литературы.

Влспримите это как «маркер» и как социологические данные (не новые, но весьма стабильные). Я думаю, и всегда так будет - культура вещь элитарная, по определению.
И в Макдональдсе клиентов всегда будет больше, чем в самом крутом «мишленовском» ресторане. )

С уважением,
EZ


Я просто всегда считал, что книгу читает преимущественно её читатель. Зачем читать всего Достоевского, если тебя мутит? И зачем ставить при этом плохие оценки? Это как байка об одной добродетельной женщине, которая смотрела порнографию после полуночи и искренне возмущалась падением нравов...))) Я-то как раз так делаю. Я считаю важным знать врага в лицо. И не всегда останавливаюсь на одной ужасной книге одного автора. Мне нужен точный диагноз, поставленный мной.
Взаимное уважение...


о Диагнозе и Лице Врага

Мне нужен точный диагноз, поставленный мной.

Диагноз, думаю, каждый автор ставит себе сам. Как правило, с первых строчек.
И не дело читателя менять под ним судна и утки. Тем более - читателя столь тонкого и просвещенного, как Вы. Это не наша Карма - а пишущего.

Я тоже врага предпочитаю знать в лицо, но только если "враг" того стоит и в нем самом есть, что знать (в каком случае он для меня скорее становится "другом").
Но, например, ту же "Таню", несмотря на рыжие кудри, не найду в себе места и сил прочитать ни полностью, ни даже частично. )

Но Ваше Служение признаю и - как Служением - восхищаюсь.

С уважением,
EZ


Диагноз, думаю, каждый автор ставит себе сам.

Красота в глазах смотрящего. И во мне нет доводов не считать себя Шекспиром. Не думаю. Талант распределяется между пишущим и читающим. Умение формулировать, умение понимать, владение художественной правдой и т.д. и т.п.

Вы про "Таню Гроттер"? А то я несколько запутался. Не хочу читать откровенную вторичку. Так нельзя, это нехорошо. Это существует в бизнесе, но в детской литературе это надо карать... - нечтением.


Вы про "Таню Гроттер"?

Да, о ней. Но, возвращаясь к тому, о чем говорилось выше, там, как Вы видели, мой комментарий в стиле "чтоб никого не обидеть", несмотря на всю прозрачность, не понял НИКТО.
Кроме Вас. )

Вторичку.... в детской литературе это надо карать... - нечтением.

А во взрослой - не надо? )))


Красота в глазах смотрящего.

Не поверите, но только сегодня утром думала об этой фразе Wilde'а.
Beauty is in the eyes of the beholder...
Неизмеримо Великий был человек, конечно.

С уважением,
EZ


А во взрослой - не надо? )))

А во взрослой это называется "реплика", "перифраз", "аллюзии", "бродячий сюжет"...))) "Возвращение Мюнхгаузена" Кржижановского, "Тот самый Мюнхгаузен" Горина и "Пятое путешествие Гулливера" - абсолютно самостоятельные и прекрасные "вторичные" произведения.

Оскар Уайльд - один из родоначальников символистской прозы, имхо...


Мне кажется тут всё просто: очень многие читали и любили эту книгу в детстве. Она переиздавалась много раз большими тиражами.
И оценка стоит по тем самым, детским восторженным впечатлениям, без перечитывания.)


А вот и нет. Я читал рецензии... Люди перечитывают, читают впервые и восторгаются именно сейчас "неустаревающей детской советской классикой". Вот что происходит. Но там ведь до третьей части нет литературы, одна пропаганда. Спасибо.