Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2021 г. 23:47

2K

2 O tempora! O mores!

Одноактная пьеска в трёх сценах

Действующие лица:
Маргарита Андреевна Гордеева – учитель литературы, хрупкая утончённая женщина, лет сорока, скромно, но со вкусом одетая, в очках с тонкой оправой, с классической учительской причёской.
11 А – в полном составе
Женя Малов – восьмиклассник, «сын полка», прибившийся к факультативу по литературе по непонятным причинам, тревожный, с резкими неловкими движениями, постоянно что-то роняет.

Сцена первая
(Класс со старыми наклонными зелёными партами с хлопающими крышками, портрет А.Ф. Писемского на стене с окнами, напротив портрета Писемского на глухой стене висит портрет Вс. Вл. Крестовского. Дежурные – Ася, Кирилл и Вася уже давно навели порядок: вытерли доску, подмели пол, расставили в «круглый стол» неподъёмные парты, бурно обсуждают…)
Ася. … Да что вы говорите! Помните с чего начинается книга? Восьмилетняя Динка фактически брошена: отцом ради «свершений революции», которому, как говорил Никич - в семье – пусто; матерью - Марина тащит на себе всю семью и тоже «вершит революцию» – содержит себя, своих детей, свою сестру и старика Никича, ей – тупо некогда; тёткой – Катя не понимает Динку, не справляется с ней и опять же «вершит революцию»; сестрой Алиной – та с ней слишком строга, считает себя взрослой; Мышка сестру любит, но она тихая… мышка. Динке плохо и Лёнька появляется не на пустом месте.
Кирилл. Эй, Аська, притормози! Посмотри до чего Писемского довела (Писемский насупился). Динке не бывает скучно, она - сама себе приключение. Увидела шарманщика - посейшенила с ним, сиганула от пацанов в Волгу, вымачивала нитки в чае, чтобы они на бубликах не так заметны были, придумала и добыла себе утёс Стеньки Разина. Она яркая и интересная.
Вася. Да, Кир – яркая и интересная – чуть не утонула, когда в воду сиганула, Лёнька её спасал, а Динка сказала, что топил и хозяин отлупил Лёньку. Конечно, совесть, однако рубцов у Лёньки на спине прибавилось, а шарманщик её на деньги киданул. Весёлые же у Динки приключения!
(из коридора донёсся звук цокающих каблуков)
Ася. Мальчики, Магиня идёт! Изображаем бурную деятельность…
(Ася схватила швабру и стала надраивать чистый пол, Вася метнулся к доске и начал валындать по ней грязной тряпкой, Кирилл раскидал парты по классу и начал их додвигать)
Кирилл (тихо напевает).
Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы пионеры – дети рабочих…

Сцена вторая
(распахивается дверь, Марго пропускает одиннадцатиклассников, восьмиклассник пропускает Марго, все заходят, рассаживаются, Женя Малов садится, за спиной у него оказывается портрет Писемского. Марго не садится, а улыбаясь, даёт домурлыкать Кириллу куплет)
Кирилл (иронично)
Близится эра светлых годо-о-в,
Клич пионеров – всегда будь готов!
МАГ (с улыбкой). Весьма уместно, Кирилл… и остроумно. Спасибо. Здравствуйте, ребята. Поднимите руки, кто не читал книгу Валентины Осеевой «Динка». Ноль человек. А теперь – честно поднимите руки, кто не читал книгу Валентины Осеевой «Динка». Ноль человек. Хорошо, это интересно. А теперь ответьте мне на простой вопрос – почему я выбрала именно эту книгу для факультатива?
Марьяна. Ну, уж точно не за литературные заслуги – это просто агитка какая-то! Пролетарии, пролетарствуйте! Я думаю, Вы пытаетесь нас научить думать и привить нам чувство вкуса, в частности через умение отделять зёрна от плевел. Простите мне некоторую высокопарность.
МАГ. Спасибо Марьяна, красивая версия. Ещё мнения?
Женя Малов (вскакивает, задевая головой портрет Писемского, затем поправляет его). Простите, Алексей Феофилактыч ( - портрету, Писемский удовлетворён). Ну, это… (теребит крышку парты). «Динка» - неоднородная книжка. Это большой роман, где вся литературная составляющая находится в третьей части, а почти вся агитационно-пропагандистская - в первой и второй (Писемский задорно подмигивает Крестовскому – посмотри, мол, во даёт!) (Женя садится, громко хлопая крышкой партой так, что все девочки подпрыгивают).
МАГ. Евгений, Вы меня иногда просто потрясаете глубиной видения! Женя и Марьяна исчерпывающе ответили на мой вопрос. А теперь пересядьте по секторам: кому книга понравилась – к портрету Писемского, не понравилась – к портрету Крестовского, кто не определился – к портрету…, нет – просто ко мне (все пересаживаются). Интересная картина. Женя и Кирилл – pro, 18 человек – contra, пятеро с неоднозначным восприятием книги. Запомните свой выбор. Идём дальше. А теперь коротко по кругу – ваши впечатления о прочитанном. Женя, начнём с Вас.
(Женя вскакивает, роняет портрет Писемского, смущается, вешает портрет неудачно, поднимает потрет и кладёт его на парту)
Кирилл. Малов, не теребонькай Писемского!
Женя (портрету). Отдохните, Алексей Феофилактыч. Первые две части – ощущение фонарика. Я не только не могу надстроить мир вокруг дачи Арсеньевых, я не могу надстроить даже Петербург, даже Самару. Ощущение картонных декораций. Третья часть – иная. Уходит фонарик, появляется Киев, люди не злодеи и пролетарии, а живые обычные люди, со своими достоинствами и недостатками. Лёнька, Динка, Мышка и Алина ведут себя как дети, а не как юные революционеры. Третья часть – хорошая детская литература. Не без пропаганды, но она вполне понятна и более-менее уместна.
Кирилл. Лёнька. Его метаморфозы – из «Ваньки Жукова» - в свободного бродягу, из бродяги – в матросы, из матроса – в брата, сына и гимназиста.
Марьяна. Лёнька – убийца. Я так и не поняла, бельмоглазый был сыщиком или революционером-ренегатом. Но он был человеком, которого Лёнька убил, не испытав абсолютно никаких угрызений совести. Убийство должно было необратимо изменить Лёньку, но нет – он всё такой-же белый и пушистый. Мне Мышка понравилась. Лампово-пледная девочка, книжки любит. Странные, правда.
Ася. Семья Арсеньевых. Что петь любят, сидеть на крылечке и читать книжки, атмосфера доброжелательства, идущая от Марины. И да, за украинские песни не знаю, но все песни в книге, которые выдаются за русские народные написаны классическими композиторами нашими и вошли позже либо в застольный репертуар, либо в классический.
- Вообще вся эта подпольщина. Нет, не понравилось, удивило. Эти бублики, промоакции, простите, прокламации, слежка… А главное – как втравляют в это детей. Осознавая всю опасность слежки для Алины, взрослые «революционеры» отправляют её на опасное задание, потому что «она будет меньше вызывать подозрений». Бред и паралич мозгов…
(высказывается ещё много интересного…)
МАГ. Спасибо, ребята. А кто запомнил пролетарский анекдот дяди Лёки, который пересказал Лёнька? Он очень показателен. Ни кто? Давайте я зачитаю (берёт книгу, читает).

Одна нежная мамаша разодела свою дочку-гимназистку в пух и прах, а один подошел и спрашивает девчонку:
- Скажите, пожалуйста, вы актриса?
- Нет.
- Тогда, может, художница, известная певица, может, вы Вера Холодная?
- Да нет, нет! - Дочка даже взревела от досады.
- Ну, тогда вы просто дурочка! Не может умная девочка подчеркивать этими дорогими тряпками свое ничтожество.

Это искажаемое мировосприятие. Не тряпки портят, а отсутствие вкуса. Вслушивайтесь в то, что слышите. Вчитывайтесь в то, что читаете. На следующем занятии…
Все ученики (перебивая, хором). «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой.
МАГ (улыбаясь). Вот как? Хорошо. А теперь пересядьте, кто изменил своё мнение о книге (все пересаживаются). Я надеюсь, каждый из нас что-то вынес сегодня, благодаря неоднозначной книге Валентины Осеевой. Всем спасибо, все свободны.

Сцена третья
(Марго и Женя Малов)
Женя. Маргарита Андреевна, а всё-таки, почему именно эта книга?
МАГ. Евгений, Вы слишком дотошны (улыбаясь). Я хотела предложить вам книгу не вашего поколения, книгу, которую вы в принципе принять не можете. Чтобы вы с ней разобрались. У вас получилось. Ну, не инфа-сотка, но – близко…
(Женя вешает портрет довольного Писемского на место, чем-то обиженный Крестовский отводит взгляд в сторону...)

(Занавес…)

Игра "Жанровые рецензии" драматургическая №1

Комментарии


Ба-бах!!..

Начало многообещает. Пахнет Цицероном...
Учительница влюбляет...
Вместо Вовочки - Женя... Наверное, антагонист...
Портрет Писемского... Очевидно, заряжен...
На другой стене - портрет Крестовского. Красавца. Веет то ли трущобами, то ли кофликтом...
«Ощущение фонарика»...
Не всякому дозволено ронять «Портрет Писемского»...
«Промоакции»...
....

Это я записывала за собой, от неожиданности, ощущения. Пофразно...

Браво. Я знала, что Вы это сделаете - именно Вы. Серьезно. Про пьесу, «желательно одноактную».
Читать пьесы тяжело, но писать - одно удовольствие. И это чувствуется.
Великолепная мизансцена вышла. Жаль только, что «нераскрыта тема»... Портрета Крестовского. Впрочем, будем очень надеяться, что впереди еще несколько серий, и разбор полетов состоится тоже.
Декорации и персонажи, которых Вы создали, однозначно требует продолжения, если даже не сдачи в аренду (франшизу вполне можно запустить)).
Пожалуйста, давайте продолжать заседания литературного кружка - только, если можно, не творениями Валентины Осеевой. )))
Скормите им хоть Шекспира, хоть Брежнева - я думаю, что они даже Джойса разделают под орех. ))

Здорово, в общем. Спасибо огромное! ))
Ах, да! Алексею Феофилактовичу-с... Низкий поклон-с...))

Спасибо еще раз.
С уважением,
EZ


Спасибо Вам. Это было ужасно в смысле книги... Пьеска - попытка иносказательно, никого не обидев, непонятно высказать своё негативное отношение. Это где-то одна пятая задуманного текста. Должна была ещё быть одиннадцатиклассница в защиту православия, разбор революционных полётов и поперсонажные претензии. Но получалось настолько длинно, что пришлось всё скомкать. Драматургический - самый протяжённый жанр, самый объёмный и самый сложночитаемый, Вы правы.


Драматургический - самый протяжённый жанр, самый объёмный и самый сложночитаемый

Отчего же? ) Смотря о чем речь, как мне кажется.
На этой макулатуре мясорубка буксует, бесспорно. Но отнесем это к пуско-наладочному циклу. Сам же отряд пираний, который Вы создали, способен на все. И это может быть и вовсе феерически - как в кухонном комбайне, прозрачном. ))
Не распускайте их. Устроим Колизей. Прошу Вас! )))

С уважением,
EZ


А вот у этой макулатуры видели рейтинг на лайвлибе? 4,6! Я просто в шоке! А читателей сколько? А у Писемского? Мне даже неловко несколько... Ну, ладно. А что - это уже жанровый цикл получается...))) Посмотрим, что из этого получится.


Ну, рейтинги такие на LiveLib у любой почти макулатуры. )))

; )

С уважением,
EZ


Меня не огорчают высокие рейтинги макулатуры (к которой я "Динку", всё-таки, не отношу, 3 часть романа почти хороша), просто удивляют. Меня возмущают низкие рейтинги настоящей литературы.


Мне кажется тут всё просто: очень многие читали и любили эту книгу в детстве. Она переиздавалась много раз большими тиражами.
И оценка стоит по тем самым, детским восторженным впечатлениям, без перечитывания.)


P. S. Не знаю почему, но десятый раз слетает like, который я пытаюсь Вам поставить. Надеюсь, он Вам виден.
Если нет - пишите, я пойду за скотчем. ))

Спасибо. )


Лайка нет. Это бывает на сайте. Завтра если жомкните, то появится.


...попытка иносказательно, никого не обидев, непонятно высказать своё негативное отношение.


Я не думаю, что у этой книги есть адепты, готовые Вас вызвать на дуэль. Не Гарри ж Поттер, все же... )))
Те, кого Вы пытаетесь «не обидеть», Вас просто НЕ понимают. Даже если Вы изберете жанр менее замысловатый.
Поэтому - пусть пираньи Ваши рвут и мечут. У Ваших пираний ОГРОМНЫЙ потенциал. Не щадите ни их, ни кого-то еще. )

С уважением,
EZ


Я не думаю, что у этой книги есть адепты, готовые Вас вызвать на дуэль.

Я уже "стрелялся" из-за Тома Сойера и у меня были конфликты за В.П. Крапивина...))) Мне сказали, что Тома в обиду не дадут, а за Крапивина мне сказали, что со мной что-то не так...))) Мне не просто не нравятся эти книги, я считаю, что эта литература не безвредна для детей. Просто детям не надо это читать...


картинка _EZ_

Крестовский Всеволод Владимирович (1839-1895)

Ждем-с... )


Красавчик-красавчик, кто-б сомневался. Да давно собираюсь уже, всё не начать "Петербургские трущобы".


А может не стоит: там все умерли... Почти все... Но лучше бы все умерли...


Спасибо за заботу...))) Я уже читал Крестовского и получил неизгладимое удовольствие... Трилогия о Тамаре Бендавид прекрасна, а "Деды" - чарующая историческая проза.


Замечательный формат, мне очень нравится, сама пьеса отлично получилась ;)
Книгу не читала (наверное, к счастью), но слышала, что это такой детский вариант "Как закалялась сталь", но только с добавлением детей. Если книга действительно такая... хм, агитка, то ее рейтинг меня очень удивляет.


Спасибо. Давно хотел попробовать, а тут к Игре пришлось.

В "Как закалялась сталь", если мне не изменяет память, менее искривлённая реальность. Там дети не убивают взрослых..., хотя бы. Её рейтинг удивляет, так как читается книга сейчас. Если жить в мифологии книги, это про советских школьников, то всё нормально. Но читают-то наши современники, вот где оторопь-то берёт.


Спасибо за рецензию, непременно перечитаю одну из моих первых писательниц, одну из лучших детских авторов. Конечно это не Джованна Ролинг, это гораздо лучше.
Ну и конечно же критиковать детского писателя со своей взрослой колокольни, как это делают некоторые комментаторы это наивно и смехотворно выглядит.
К нашей истории и нашим предкам нужно относиться с почтением, а не по обезьяньи выискивать блох, как говорил Лев Прозоров...


Я честно не хотел никого обидеть, правда. И со всем уважением отношусь к Вашему литературному вкусу. Я не знаю кто такая Джованна Роллинг и очевидно Валентина Осеева лучше.

Да, с моей взрослой колокольни - Лёнька - нераскаявшийся убийца, Динка - Том Сойер в юбке - абсолютно не интересна как персонаж, отец Динки бросил троих детей "ради революции", а в книге положительные герои - только носители революционной идеи, все остальные негодяи. У детей (Динка, Мышка, Алина, Лёнька) нет детства, так как все взрослые вокруг них "вершат революцию" и им некогда воспитывать детей. Да и сами дети - не дети, а маленькие революционеры. Эта книжка м.б. интересна исключительно носителям этой мифологии.

К нашей истории и нашим предкам нужно относиться с почтением, а не по обезьяньи выискивать блох, как говорил Лев Прозоров...

Да, можно и согласиться. Большевики уничтожили Россию и к ней - к уничтоженной России, нужно относиться с почтением. Большевики выслали 2 профессорских парохода из Петрограда в 1922г., планомерно уничтожали крестьянство, священство, интеллигенцию, физически уничтожили царскую семью. Большевики - это уголовники.

У меня нет предубеждения к советской литературе и к детской в частности. Наверное, я смогу с удовольствием читать Аркадия Гайдара. Но, чисто литературно, Валентина Осеева в "Динке" не проявила себя. Это агитка, а не детская литература. Возможно, мне это могло понравиться в детстве, так как я верил этой мифологии и не с чем было сравнивать. Но и в советское время и сейчас - море настоящей детской литературы, так зачем нужны литературные плацебо?

Не обижайтесь, я не хотел Вас задеть. И постарайтесь, пожалуйста, не переходить на личности. Это неприятно. Я не оскорблял ни Вас ни Валентину Осееву. А слова выше - эмоциональный всплеск.


Я извиняюсь, но на личности не переходил, мои слова относились не к вашей рецензии, а к комментаторами оной.
Всегда внимательно читаю ваши рецензии, хотя и взгляды не всегда совпадают, особенно по трактовке начала 20 века, там, где я ставлю жирный плюс, у вас минус, но политика всегда служит предметом раздора, отсюда и разная оценка этого произведения. Динку читал давно, поэтому о художественности говорить воздержусь пока.
Ролинг - это английская писательница, про гарри-потера писала. Но я её читал (сын увлекался и покупал книги) уже после "Девочки с зелёной лентой", маленькой ведьмы и академии пана кляксы, поэтому было вторично и скучно. Я не писал рецензию на это творение, потому что это судить критично о сказке со взрослой колокольни, не правильно. Детям нравится и ладно.
Примите уверения в глубоком к Вам почтении.


"Извиняюсь" - возвратный глагол и в буквальном значении это - "извиняю себя"... Простите, это - шутка в сторону.

...мои слова относились не к вашей рецензии, а к комментаторами оной...

Именно это меня и задело. И простите, если я это резко высказал.

...но политика всегда служит предметом раздора, отсюда и разная оценка этого произведения...

Не буду спорить, но я индифферентен к политике, у меня это мировоззренческое.

Про Роллинг я ёрничал, я как раз поклонник Поттерианы. Считаю это хорошей детской развлекательной литературой. Безусловно, не ставлю в один ряд с "Королём Матиушем I" Януша Корчака, "Сыщиком Калле Блюмквистом" Астрид Линдгрен или Алисой Кэрролла. Но с "Волшебником Изумрудного города" Волкова или "Тремя толстяками" Олеши - вполне коннектится. Я не претендую на безупречность своего литературного вкуса, я отстаиваю своё право на мнение, со всем уважением относясь к Вашему.

...судить критично о сказке со взрослой колокольни, не правильно...

Иметь своё обоснованное мнение о чём бы то ни было - правильно. И это для меня принципиально. Честно признаюсь, я воспринял первую книгу о Поттере по-пуритански... сначала. А потом прочитал статью диакона Андрея Кураева - ""Гарри Поттер": попытка не испугаться" и смог прочитать эту книгу по-другому и мне понравилось.

Я Вам искренне признателен за корректность и попытки объяснить.


Это очень значимая книжка моего детства и конечно большая оценка. Там дети взрослым говорили в лицо, то что думали. И в школе тоже. Очень хотелось набраться этой силы и свободы. Этой свободы у нас как раз и не было. Только посмотреть в глаза завучу - уже было нанесенным оскорблением от малошкольника, неслыханная дерзость. И каждый вкладывает в свои оценки свой опыт и переживания.
Хотя посмотреть рейтинг старых книг поделенный на прочитанное в 20 и 21 веке по отдельности было бы познавательно.


Уважаю Ваше мнение. Детские впечатление - личностнообразующи. Мы вышли из книг нашего детства. Моей "Динкой" стали "Три толстяка" Олеши. "Три толстяка"дали мне направление, заставили выбрать. Но, тот я - жил вполне себе в мифологии "Трёх толстяков" и "Динки". Я не читал "Динку" в детстве, но я просто не могу понять чем бы этак нига смогла меня зацепить..., чсетно. Может быть это - детская литература для девочек? Хотя, я не делю литературу по возрастному и гендерному принципу. Спасибо Вам. И простите, если чем-то Вас обидел.


Здорово! Очень! И как выстрелил заранее анонсированный портрет Писемского: сильная мизансценообразующая деталь. И бонус в виде портрета Крестовского. Поздравляю с драматургическим почином в ИЖР!

У меня появился ориентир и страстное желание пройти вслед за вами. Как заметила EZ, писать такое легко, читать тяжело. Заодно проверю насчет писать. Да, читать было не легко – плотный текст. Но эта относительная сложность – всего лишь атрибут жанра, imo.

И этих трех актов лично мне оказалось мало. Видимо, ремарка "высказывается ещё много интересного" прячет остальные 80%. Думаю, надо было написать столько, сколько шло. Могу предложить для таких случаев: вы пишите столько, сколько получится. И если не хотите как рецензию помещать весь текст, то помещаете часть, а полный вариант – как отдельный пост в группе "Морфоч". Дождемся?


Спасибо. Дерзайте, Вы поражаете меня своей пассионарностью. Писалось и правда легко. Шло столько, сколько написалось. У меня есть некий личный формат рецензии - 1-2 листа А4 таймс нью роман 14 кегль. И я всегда в него укладывался. Могут быть исключения, но именно исключения и именно могут быть. Вряд ли я буду публиковать два текста. "Морфоч" - забавный окказионализм, улыбнули.


Уточняю, что правильнее – «Морфочи́», группа «Морфочи́». Очень удобное сокращение. У нас недалеко от Обнинска есть детский развлекательный комплекс «Играчи». Это название тем более остроумно, что комплекс находится в деревне Грачи. А еще в том же корпусе есть Музей мусора (Муму) – весьма примечательный.


У нас недалеко от Обнинска есть детский развлекательный комплекс «Играчи». Это название тем более остроумно, что комплекс находится в деревне Грачи.

А вот за это - пятерка. ))

С уважением,
EZ


"Играчей" спасает только деревня, а вот "Муму" - клёво. Мне не во всём нравится словесная эквилибристика, скажем, Хлебникова. В "Смехачах" куча ужасных словесных конструкций, противоестественных русскому языку. "Играчи" построено по тому же принципу, но если они в Грачах, это уже лучше, уже вытаскивает. Спасибо за культпросвет!


Вот-вот, «Смехачи» – совсем забыл. Ну, Хлебников – экспериментатор, это скорее не для чтения, для изучения. Но почти не читал, мог вляпаться.
И «Морфология читателя» – это тоже сильно экспериментально. Честно скажу, мне запоминается с трудом. (Пошел за эпитафией.)


И «Морфология читателя» – это тоже сильно экспериментально.

Даже спорить не буду.))) Я просто очарован волшебной книгой В.Я. Проппа "Морфология волшебной сказки"... уже на протяжении 20 лет. И мне показалось что "морфология" читателя - очень точное определение по мысли. По звучанию, мягко говоря - так себе, громоздко... Но иногда этим можно жертвовать...)))


Да, конечно. Но я буду держаться «Морфачей», если вы не против.


Разумеется! Всем д.б. удобно. Я не против. Ваше "ИЖР" я уже освоил...)))