Больше рецензий

2 февраля 2021 г. 22:01

54

3 Спойлер О губительности идеологии

Пока преданные Союзу, окрыленные идеей социального равенства главы правительства СССР пытались вырастить утопическое государство на почве, удобренной учением Маркса и Энгельса, крестьяне были озабочены далеко не философскими вопросами. Когда на уровне банальных человеческих потребностей нет гарантий и постоянства, свободы и возможностей, единственная проблема простого люда – как бы не издохнуть. Рассказы сборника дают возможность окунуться в образ жизни тех слоев населения сталинской эпохи, которые, несмотря на классовое равенство, оказались не такими равными, как некоторые.

А. И. Солженицын – писатель с тяжелой судьбой, убедившийся на собственном опыте в деструктивности советской политической системы, всеми силами пытавшийся предать огласке боязливые крики тех, кто этим режимом был обречен на страдания. Произведения этого сборника отражают жизни лагерных заключенных и деревенских жителей, которых совершенность многообещающей на первый взгляд идеологии обошла стороной. Жизни, знакомые Солженицыну, поскольку оба рассказа автобиографичны.

В художественных приемах, стиле речи, и прочих литературных штучках я не мыслю практически ничего, поэтому не могу оценивать писательский талант автора, но такая проза показалась мне тяжело читаемой. Смысловое понимание иногда очень затруднено крестьянским диалектом. Это может отталкивать в начале чтения, но потом затягивает так, что невольно начинаешь думать языком крестьянина, звучащим и просто, и красноречиво одновременно. Это усилит восприятие той эпохи глазами обычного деревенского жителя. Атмосферу этой мрачной и негативной реальности можно понять только прочувствовав, благо издание сборника помогает в неё окунуться, в том числе иллюстрациями, символично нарисованными черным карандашом, поскольку в цвете кадры такой жизни не нарисуешь. Также низко кланяюсь редакции за печать на последних страницах сборника комментариев к произведениям. Знание мыслей автора отрезвляет ваши собственные, а комментарии критиков не позволяют вам рассуждать слишком узко.

Рассказы читаются быстро ввиду небольшого объема, но вам придется и вправду весь день провести с Иваном Денисовичем, поскольку перерывов в виде глав автором не предусмотрено. Выделите 4-5 часов своего времени, чтобы в деталях изучить пугающий своей постоянностью, отупляющий и ежедневно повторяющийся быт заключенного. Вообразив, что таких дней в году было 365 (366), а срок заключения в большинстве случаев не одногодичный, можно представить себе жизнь в не самом жутком лагере ГУЛАГа. Весь ужас - в подробностях, вплоть до рациона питания и его зависимости от месяца года.

Лагерь – место, где заключенный будет вынужден забыть о своей человеческой сущности и вспомнить о своем животном происхождении. Место, где мозг работает с прицелом на выживание, находя выход из любых ситуаций, возникших на фоне приказов и ограничений со стороны лагерного руководства; где приходится стыдиться того, что организм уязвим к болезням, и в случае физического недомогания придется обращаться за медицинской помощью; где ломтику хлеба, горсти табака, лишней порции водяного супа на обед или куску ножёвочного полотна придается немыслимо большая ценность; где по словам самого Солженицына придется «огрубеть», чтобы не погибнуть. Но человеку, как живому существу, для счастья нужно совсем немного – еда и сон всего лишь. Те физиологические потребности, удовлетворение которых приносят заключенному такую обыкновенную, такую животную радость.

Заключенный - это не только преступивший закон и отбывающий срок за содеянное гражданин, но и рабочая сила. Физический труд, являвшийся в лагере мерой наказания, для арестанта стал спасением и от побоев надзирателя, и от смертельного мороза, и от медленно тянущегося времени. Осмысленная физическая деятельность в отсутствие альтернативы не даёт мыслям растекаться в негативном русле, позволяет забыть на время о заледеневших конечностях, голодных болях в животе и предстоящих годах работы в умирающем теле, измученном подобными условиями. Погружение в работу воодушевляет, и спасением является работа, совершаемая по совести. Создание чего-либо своими руками, в случае с Иваном Денисовичем постройка здания, будто бы играет роль единственного продукта духовной мотивации для заключенного. Труд в лагере – единственное направление, в сторону которого возможно направить едва существующие и еще не иссякнувшие душевные порывы, благодаря которым можно остаться человеком в нечеловеческих условиях.

Этот душевный порыв и есть тот фундамент, на котором стоит разваливающаяся конструкция, будь то село, город или государство в целом. «Не стоит село без праведника» - первоначальное название рассказа о Матрёне, которое сразу раскрывает все его смысловые карты. Душевные порывы Матрёны заставляют её практически жить ради чужого блага, даже пагубного, её чрезмерно доброжелательная сущность, непривередливая и до боли простая, не позволит отказать в чужой просьбе. Матрёна – праведник, который тянет наверх вянущие души тех, кто тонет в своих мерзких помыслах и поступках. К сожалению, людское зло в случае с ней одержало победу, и эта сияющая добром изнутри женщина стала жертвой своей же доброты. И о каких бы людях ни шла речь, людях в среде цивилизации или в деревне, смерть от человеческой глупости и жадности везде одинакова – трагична и с увечьями.

Вам будет недостаточно этого сборника, если вы ставите перед собой цель изучить убеждения и взгляды Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» – очень малая часть того мысленного процесса, который происходил в уме Солженицына как заключенного. «Матренин двор» – очень малая часть того, какая позиция сформирована у автора как гражданина и крестьянина. Эти два произведения объединены в сборник для визуализации возможностей человеческого терпения и ментальной акклиматизации в вынужденных условиях, в данном случае созданных политическим строем. Это демонстрация того, как человек утрачивает чувство личности, испытывает ничтожное чувство удовлетворения от простых материальных вещей, терпит жестокость и несправедливость ради не личностного, а организменного существования.