Больше рецензий

Sebastian_Knight

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2021 г. 08:53

234

5 Спойлер Ночная смена

Стивен Кинг не всегда был человеком состояние которого «Форбс» оценивает сегодня в 400 млн долларов. Когда-то он ходил в обрезанных галошах и был вынужден работать на ткацкой фабрике с расценкой по два доллара за час. Впрочем, в этом не было ничего плохого – благодаря этому опыту он обогатился материалом для одного из лучших своих рассказов.

Летом 1966 года Кинг, живший в деревне с одинокой матерью и сводным братом, устроился на ткацкую фабрику «Варумбо». Это было старое четырехэтажное здание, задняя часть которого выходила к реке. В мемуарах Кинг назвал фабрику «сараем» присовокупив прилагательное на букву «f»; его рабочие место было на третьем этаже, где он сортировал сырье с помощью трепальной машины. Чуть позже, в другом помещении, где было прохладнее, будущий автор занимался покраской ткани в синий цвет. Надо сказать, что Кинг без энтузиазма ходил на фабрику, но был вынужден это делать, так как и он сам, и его семья, нуждались в деньгах. На празднование дня независимости он даже планировал принять участие в уборке заброшенного подвала, но до него очередь так и не дошла, а места в бригаде, которая должна была шабашить по повышенному тарифу, расхватали другие, более опытные работники. Когда уборка была закончена, один из них сказал Кингу, что в подвале видел громадных крыс, некоторые – размером с собаку.

Спустя несколько лет, уже студентом колледжа, Кинг вспомнил устрашающий образ и за один заход накатал рассказ «Ночная смена». Если прочитать эту историю и сопоставить с фактами из биографии писателя, то можно найти много общего. Действие происходит на фабрике, одна из сторон которой граничит с рекой; главный герой – образованный юноша Холл, некий клон Кинга; главный поворот сюжета – спуск бригады в темный подвал, который десятилетиями оставался заброшенным. Далее, впрочем, идут расхождения. Щедрый Кинг напустил в свой рассказ не только крыс, но жуков, пауков и летучих мышей. На «Варумбо» зверьки были относительно пассивны, здесь же кидались на людей словно бульдоги. Причем некоторые из них были размером не с собаку, но гораздо больше. Когда бригадир и двое уборщиков спускались в подвал, там их ждала крысиная королева размером с бегемота. Плюс к тому, Кинг добавил в свою историю социальный фон – начальство фабрики эксплуатирует рабочих, нарушая требования техники безопасности; бригадир постоянно подкалывает образованного Холла и здесь невозможно не предположить, что к интеллигентному Кингу на «Варумбо» относились также – недаром Холл в финале сталкивает наглого начальника в гнездо к крысе-бегемоту. Так Кинг, у которого не хватало духу разобраться с обидчиками в реальной жизни, сводил с ними счеты на бумаге.

C литературной точки зрения «Ночная смена» имеет немало изъянов, например, у нее простое хронологическое повествование и открытый финал. Однако Кинг с таким знанием дела описывает обстановку фабрики и ее атмосферу, с такой серьезностью пишет о громадных крысах в подвале, что его уверенность подчас передается даже самому скептически настроенному читателю. Недаром «Ночная смена» стала первым рассказом, который у начинающего автора приобрел журнал «Кавалер», заплатив ему приличный по тем временам гонорар в 200 долларов. Что еще более важно, «Ночная смена» стала первой профессиональной работой Кинга, в которой он совместил реализм трудовых будней провинциальных работяг и фантастический ужастик, в данном случае, так называемый зоохоррор. Это качество впоследствии принесет ему громадные деньги и громадную аудиторию: как среди представителей среднего класса, которые сидя в комфорте, хотят пощекотать себе нервы, так и среди пролетариев, которые помимо ужасов будут находить в книгах Кинга отголоски собственного быта и бытия.