Больше рецензий

Melkij_Parazit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (О да, эксперт! Все вздрогнули!))

18 января 2021 г. 13:14

367

5

Это еще раз подтверждает справедливость слов, которые лет за пятьдесят до того сказал кордовский философ Ибн Хазм, критикуя равнодушие таифских князей (мавританские правители) к предписаниям ислама: «Когда они видят, что крест сулит им выгоды, они тут же принимают предложение; они позволяют христианам захватывать мусульманских женщин и детей, передают им города и замки, и по их великой вине мусульмане уходят из многих областей, где вскоре поднимаются колокольни».

В глобальном масштабе это выглядело так: в 711 году арабы вторглись на территорию Иберийского полуострова. За 7 лет они захватили практически всю территорию будущей Испании и Португалии, за исключением узкой полоски побережья на севере. Чтобы отвоевать все это обратно (Реконкиста), христианам понадобиться почти 800 лет. Сид Кампеадор жил в 11 веке, за 300 лет сосуществования христиане и мавры как-то научились уживаться друг с другом и Реконкиста выглядела не как религиозная война на уничтожение, а как вялотекущий гражданский конфликт, в котором битвы развязывали ради обогащения.

Вот это по-настоящему шокирует - войны велись ради пленников. Богатых и знатных отпускали за выкуп. Правителей обязали платить дань. Бедняков угоняли в рабство или продавали. Убивать как можно больше врагов никто не собирался. В то же время излюбленной тактикой рыцарей и мавров были опустошительные набеги на окраины. Экономическая база уничтожалась под корень - вырубались сады, вытаптывались поля, угонялся скот и люди. Не хочешь чтобы твои земли истощали варварскими набегами? Плати дань и получишь защиту.

В 11 веке постепенно возросло влияние королевства Кастилия в регионе. Возросло настолько, что король Альфонсо VI Храбрый позволял себе не только навязывать огромную дань, но и своих неместников в мусульманских городах. Эмиры аль-Андалуса (мусульманская Испания) испугались за свою власть и призвали на помощь Альморавидов - берберов из Сахары (вторая волна арабской экспансии на Иберийский полуостров). А те, с пылкостью неофитов, в 1086 г. превратили вялую грызню соседей за пограничную крепостцу и 2 тысячи годовой дани в религиозную войну с устрашительными акциями вроде курганов из отрубюленных голов. Жизнь перестала быть томной.

Кто именно творит историю - обстоятельства или личности - вопрос дискуссионный. На "личностном" уровне это выглядело так: в 11 веке жили 2 видных христианских деятеля Реконкисты - Сид Кампеадор и его король Альфонсо. Альфонсо из-за отсутствия гибкости и предусмотрительности накликал на Испанию Альморавидов и потерял все свои завоевания в аль-Андалусе. А Сид Кампеадор к 1091 году прославился как легендарный военачальник, окончательно потерял расположение своего сюзерена и оказался центральной фигурой сопротивления маврам. В это десятилетие он захватил пребывавшую во власти мавров аж с 714 года Валенсию, подчинил себе весь иберийский Левант - средиземноморское побережье восточнее мыса Таифа. Он умер в 1099 году, его наследники не смогли удержать его завоевания и Реконкиста откатилась назад. Но жизнь этого человека действительно достойна восхищения.

Рожденный в час добрый стал всюду известен.
В Арагоне с Наваррой царят его дети.
Монархи испанские — Сидово семя.

"Песня о моем Сиде", по большому счету, довольно точно пересказывает историю, где-то опуская подробности, где-то упрощая события. Фактически, это история Золушки - бедный рыцарь, несправедливо изгнанный королем, своим мечом завоевывает богатство, владения, уважение высшей знати и выдает дочерей замуж за правителей Арагона и Наварры. Все это было, и два изгнания по наветам недоброжелателей, и блестящие победы, и даже замужество дочерей за принцем Наварры и графом Барселонским. Внук Сида правил Наваррой, праправнук Сида - Альфонсо VIII Благородный, король Кастилии, - выдал дочерей за правителей Португалии, Арагона, Франции.

Это история о человеке, который добился всего вопреки обстоятельствам и благодаря собственному гению и душевным качествам. Книга очень интересная, правда, немного подкачали перевод и для лучшего понимания событий я бы добавила больше ссылок, информационных таблиц, карт и генеалогических схем. Проблема в том, что даже всесильный Гугл показывает очень мало русскоязычных рессурсов, посвященных данному периоду истории Испании, а испанский язык у нас в школе не изучают... Но наверное стоит поблагодарить издателя за то, что эту книгу издали хотя бы так.

Немного о роли женщины в этой истории - Уррака из Саморы
картинка Melkij_Parazit

Комментарии


Вы обратили внимание, что праправнук Сида был женат на дочери Алиеоноры Аквитанской? :)
Это просто мимими....:)


Да уж, одна большая семья...))) Но Алиенора вообще пристроила деток во множество правящих домов. Такая "бабушка всей Европы", как потом назовут королеву Викторию


Ее Наталия Ивановна Басовская так и называла :))))
И, кстати, спасибо за рекомендацию, прочитала с большим удовольствием.
Пока читала, все время проводила параллели с Хинес Перес де Ита - Повесть о Сегри и Абенсеррахах :)


Рада что книга понравилась. Во жизнь у мужика была - покруче всяких приключенческих романов! ))) Я скачала себе Хинеса де Иту, но коварный реал вмешался - сейчас чтение на паузе. А вообще предвкушаю как буду проводить параллели! ( И давайте уж на ты. А то как-то неудобно, что ли)))


Давай :) Ита легким чтением не будет, все таки средневековая литература... высокий штиль. Я его медленно читала и после книг об Алиеоноре, у меня было постоянное ощущение, что я читаю куртуазный рыцарский роман в исламском антураже.
А потом копнув поглубже ... у меня сложилось впечатление, что вот та самая куртуазность пришла в Аквитанию от испанских мусульман...

И эта книга о Сиде частично эту идею подтвердила.


Как знать))) В "Сиде" интересно было о изнеженных андалузских эмирах и фанатичных берберах из Африки. Мне это всегда напоминает "Тысячу и одну ночь" и то, что все злодеи там "магрибинцы", это ж типа с территории современного Марокко. Короче, репутация у людей была никакущая )