Больше рецензий

14 января 2021 г. 23:25

4K

3 Элефтерия или молчание?

"Наконец-то", - проносится у меня в голове после грустного вздоха. Закрываю книгу с облегчением и иду сюда - складывать впечатления в слова.

Чем утоляешь жажду? Водой или волной?

В феврале 2019 я познакомилась с господином Фаулзом. Его Коллекционер не произвёл на меня ожидаемого впечатления, возможно, из-за нечитанной до этого Бури. На лекции по литературе, посвященной как раз последнему упомянутому произведению Шекспира, я с ужасом осознала, сколько отсылок прошло мимо меня. Пробелы восполнены, хоть кипящий мозг, старающийся нагнать упущенные фрагменты, конечно, меня не поблагодарил. Так вот, это всё к тому, что... кого же мне нужно будет прочитать, чтобы понять ключевые отсылки Волхва? Их тут явно много, но они то, словно смерть Кощея, спрятаны, то на виду как для читавшего Бурю отсылки в Коллекционере (утрирую), то и вовсе разжеваны до тотального моветона.

Кого нужно прочесть, чтобы бесячий Николас перестал так раздражать? Своим вечным враньем и себе, и другим (многие моменты с женщинами — по поводу сифилиса, по поводу измен и любви). Своей неопределенностью (то Алисон, то Жюли; то идёт к Кончису, то хочет бежать; то убивает себя, то жить хочет). Своей какой-то аморфностью.

Что нужно прочитать, чтобы Жюли (Лилия?) не казалась статуей? Или ей нужно по сценарию такой быть? Чтобы она не была как недоступная картина, неуловимая красота природы?

Своим присутствием она оскорбляла моё одиночество.

Что нужно прочесть, чтобы Алисон найти подобных? Живущих, страдающих, жаждущих. Сколько ни копалась — не нашла. Может, Жоан Маду из "Триумфальной арки"? Нет, та слишком слащавая по сравнению с Алисон. Может, Джулия из "Театра"? Сходства есть, но их не так и много: умение попасть в ноту нужную настроению, актерство — жизнь — и всё. Подобных Алисон нет, тогда как Жюли напоминает Снежную Королеву на минималках.

Что нужно прочитать, чтобы понять Кончиса? И читать его историю не с трудом, заставляя себя преодолеть эти вставки из прошлого, явно влияющие на настоящее, а с радостью?

Здесь тоже много отсылок к Буре. Разница лишь в том, что я их уже, кажется, вижу. И мне мало. Всего мало. Хотя диалоги тут шикарные местами, конечно. Диалоги с Алисон и Жюли - услада на этих восьмистах с лишним страницах, но и их мало. Может, нужно было прочитать античные мифы? Или Юнга? Фрейда? Или, может, нужно было больше читать Лоуренса и Пруста? Кафку?

Что-то у меня с Фаулзом (Листьями) что ни выстрел — то мимо. Идей при чтении возникает много, но они все как те жёлтые бабочки — улетают, не успев поделиться как следует своей невесомой красотой. Как сказала одна из главных героинь этого романа, "главное как, а не зачем". И вот в этом весь Фаулз, сдается мне. Он то, как он пишет, ставит выше того - зачем. Или это мне только так показалось, но я считаю, что важно и как, и зачем. Может, потому мне его произведения и не заходят, оставляя в тотальных непонятках, а почему.

Немилый Николас, говорят, Вы умеете вызывать в женщинах жалость. Что ж... не получилось. Во мне Вы вызывали разные эмоции, от желания понять, которое куда-то спряталось довольно быстро до полного отторжения. В какой-то мере Вы мне противны. Не могу простить Вам те три пощечины, не могу их понять. Говорят, у Вас Эдипов комплекс, что Вас рано и неправильно отняли от груди, но едва ли это Вас оправдывает хоть в чем-то. Вы лживы и весь искусственный. Склеили себя из собственных представлений о том, каким Вам нужно быть. И это всё подставное, везде так и торчит этот клей. Прощайте, Николас Эрфе.

Мгновения. Заметки для будущей себя.
- Эротика, перемежающаяся философией.

- Алисон. Австралийка. Нежная, грубая, опытная, неопытная — оксюморон.
Эротика по венам.

- Книги, оставленные Николасу: Библия, привидения и красоты природы. Все стороны жизни.

- Момент с костьми и ядом. Быстрая русская рулетка. Выпала 6. А ты выпил бы? Что бы почувствовал?

- Алисон и Николас. Имя Алисон в его имени. Хлест пощечины женщине, плачущей от того, что она нелюбима.
И в завершение - звук пощечины уже любимой женщине.

- Или Лилия, медовая Алисон и Роза.

- 1953 — происходящее, Кончис.
1914 — рассказ Кончиса, пережившего две войны.

- Такое ощущение, что там врут все и всем, включая себя. Развлекаются, как могут. Кончис, Джулия, Николас.

- 16.01.1929 — дата рождения сестер.

Страстный поцелуй с Джун вместо Жюли. Самообман.

- Лилия, медовая Алисон, Роза. Три цвета, три женщины, могила того самого кукловода. Плюс засохшие гвоздики после прощания с Алисон.

Но кто знает - а вдруг за этой трусливо-подловатой жаждой походить на других, эгоистичным желанием, чтобы кто-то стирал тебе носки, пришивал пуговицы, удовлетворял твою похоть, восторгался тобой, готовил обед из трех блюд, и есть что-то стоящее, некое стремление к порядку, к гармонии?

Ветка комментариев


Волна меня больше привлекает. Впрочем, по настроению. Иногда и воды много, а с кем-то и волны мало.)

А наедине с собой и от себя? Что бы выбрал?

А "зачем" само по себе не столь важно, ведь склоняюсь я к бессмыслию человека в любом случае.

Хм...
Любопытная мысль. Выходит, я как раз уверена, что это "зачем" должно быть и не может его не быть, потому меня так "колотит" от этой фразы. В плохом смысле.

Герда отправилась за Каем, дабы вернуть его домой, к цветам. Ну в этом что-то есть, в плане... в образе Алисон.

Ммм... Нет, для меня Алисон совсем не похожа на Герду.

Когда перечитаешь сказку ?)

Когда словлю подходящее настроение - обязательно перечитаю. Пока дважды или трижды подступалась, но всё никак.
Понимаем мы ее, СК, и правда, по-разному.

А тебе известны мотивы христианского бога?)

Я не то чтобы увлекаюсь этой темой.
Да и задавалась бы вопросом, известны ли мне мотивы тех, кто его создал в своей голове. Тут, пожалуй, больше да, чем нет.

Да и вообще, разве у Бога (в своей сути) могут быть мотивы? Сугубо на твой взгляд.

Хм. Понимаешь ли... Когда человек играет в бога - это одно. У него должны быть мотивы. Своя философия и то, почему он это делает, какое-то завершение, точка. Не просто игра ради игры, что, в принципе, тоже может быть мотивом, конечно, но не в случае с Кончисом. А бога нет, в моем понимании. Потому я не могу сказать, есть ли мотивы у того, кого нет. Это как-то в квадрате представлять Ничто.
Плюс мне сам Кончис не показался богом, какой-то он так и остался загадкой, непонятый мною.
(Как и весь роман, ага).

Я к этому и склоняюсь - смысл в отсутствии смысла. Игра в бога. :)

То, о чём я выше уже написала и с чем не согласилась. Именно из-за самого Кончиса.

Вообще, я в этом вижу плюс литературы.

С этим и не подумаю спорить, но тут я почувствовала себя голодной, вот честно. Не знаю, почему. Полагаю, Фаулз - просто не моё, не туда "давит". Для меня пусто.

Не знаю, надо смотреть на настроение опять же. Вполне допускаю, что и выпил бы.

Глупая была бы смерть, не находишь?)

Мм, это сарказм, да?)

Нет...
Искренне было. Вообще-то.


А наедине с собой и от себя? Что бы выбрал?

Я бы выбрал то, что позволяет максимально поймать момент, мгновение. Тут определенно волна.)

Выходит, я как раз уверена, что это "зачем" должно быть и не может его не быть, потому меня так "колотит" от этой фразы. В плохом смысле.

А все-таки. Смысл есть?)

Нет, для меня Алисон совсем не похожа на Герду.

Если суммировать, как мне кажется, этот персонаж тебе понравился больше других?

Пока дважды или трижды подступалась, но всё никак.

Там про нее, наверное, 5 страниц в общей массе.)


Плюс мне сам Кончис не показался богом, какой-то он так и остался загадкой, непонятый мною.
(Как и весь роман, ага).

Когда у меня друг прочитал Волхва, сказал почти так же, мол, я так и не понял, что хотел донести этот дед?

Глупая была бы смерть, не находишь?)

А есть другая?)
Шучу, наверняка есть.

Нет...
Искренне было. Вообще-то.

Было в удовольствие.)


Тут определенно волна.)


Так и думала.)

А все-таки. Смысл есть?)


Для каждого свой.
Мой - в его вечном поиске. Можно сказать, что есть, да.
Для тебя категоричное - нет?)

Если суммировать, как мне кажется, этот персонаж тебе понравился больше других?


Не сказала бы, на самом деле.
Мне точно не понравился ужасно Николас. Мне непонятен Кончис.
Мне понравилась Жюли. Да, она статуя, но красивая и чарующая статуя. Жаль, что ее мотивы тоже не до конца раскрыты остались.
А Алисон просто самая живая, о ней проще всего, она человек.
Джун - тоже загадка.
А тебе из них больше всех кто нравится? Николас?))

Там про нее, наверное, 5 страниц в общей массе.)


А такое название!...)

Когда у меня друг прочитал Волхва, сказал почти так же, мол, я так и не понял, что хотел донести этот дед?


Он про Фаулза или Кончиса?))
Кстати!) Может, параллель не просто так. Но да ладно.
На самом деле, если о том, что пытался донести Кончис, по последним страницам с Николасом можно догадаться, просто в слова не перевести - то его портрет как бога все равно остается загадкой.


Для каждого свой.
Мой - в его вечном поиске. Можно сказать, что есть, да.
Для тебя категоричное - нет?)


Ну почему, может и есть смысл, вон их сколько, выбирай любой.)
Мне просто никакой не нравится. Кроме, пожалуй, двух. Формулировку второго не помню, а первый - гедонизм.
Второй связан со странной мыслью - развитие в себе человека. Уйти в лучшем образе, чем пришёл.

А тебе из них больше всех кто нравится? Николас?))

Жюли, конечно.
Я бы глянул фильм, интересно посмотреть на персонажа другими глазами.

Он про Фаулза или Кончиса?))

Про второго.)

то его портрет как бога все равно остается загадкой.

В этом плане, как я вижу ситуацию с богом на страницах.
Если раскрыть бога - это уже примитивный бог. У него должна быть таинственность и загадка.) Иначе все сразу поймут, что бога нет, ну.)


Почему странной мыслью?)

Ну, и про бога. По-моему, есть большая разница между таинственностью и нераскрытостью. Хорошо, что тебе всего хватило. Мне — нет. Но я рада, что прочитала эдакую глыбу, вряд ли, правда, к Фаулзу ещё подойду. А ты у него ещё что-нибудь читал?)


Почему странной мыслью?)

Не знаю, видится мне странненькой.) Она в своей сути... нелогична. Начало человека - пустота, генетика... т.е. сюда не совсем ложится качественный показатель (плохо/хорошо) А раз нет точки сравнения, то и сравнивать по итогам бессмысленно.


А ты у него ещё что-нибудь читал?)

Джон Фаулз - Дэниел Мартин

Тоже понравился, кстати.)