Больше рецензий

14 января 2021 г. 23:25

4K

3 Элефтерия или молчание?

"Наконец-то", - проносится у меня в голове после грустного вздоха. Закрываю книгу с облегчением и иду сюда - складывать впечатления в слова.

Чем утоляешь жажду? Водой или волной?

В феврале 2019 я познакомилась с господином Фаулзом. Его Коллекционер не произвёл на меня ожидаемого впечатления, возможно, из-за нечитанной до этого Бури. На лекции по литературе, посвященной как раз последнему упомянутому произведению Шекспира, я с ужасом осознала, сколько отсылок прошло мимо меня. Пробелы восполнены, хоть кипящий мозг, старающийся нагнать упущенные фрагменты, конечно, меня не поблагодарил. Так вот, это всё к тому, что... кого же мне нужно будет прочитать, чтобы понять ключевые отсылки Волхва? Их тут явно много, но они то, словно смерть Кощея, спрятаны, то на виду как для читавшего Бурю отсылки в Коллекционере (утрирую), то и вовсе разжеваны до тотального моветона.

Кого нужно прочесть, чтобы бесячий Николас перестал так раздражать? Своим вечным враньем и себе, и другим (многие моменты с женщинами — по поводу сифилиса, по поводу измен и любви). Своей неопределенностью (то Алисон, то Жюли; то идёт к Кончису, то хочет бежать; то убивает себя, то жить хочет). Своей какой-то аморфностью.

Что нужно прочитать, чтобы Жюли (Лилия?) не казалась статуей? Или ей нужно по сценарию такой быть? Чтобы она не была как недоступная картина, неуловимая красота природы?

Своим присутствием она оскорбляла моё одиночество.

Что нужно прочесть, чтобы Алисон найти подобных? Живущих, страдающих, жаждущих. Сколько ни копалась — не нашла. Может, Жоан Маду из "Триумфальной арки"? Нет, та слишком слащавая по сравнению с Алисон. Может, Джулия из "Театра"? Сходства есть, но их не так и много: умение попасть в ноту нужную настроению, актерство — жизнь — и всё. Подобных Алисон нет, тогда как Жюли напоминает Снежную Королеву на минималках.

Что нужно прочитать, чтобы понять Кончиса? И читать его историю не с трудом, заставляя себя преодолеть эти вставки из прошлого, явно влияющие на настоящее, а с радостью?

Здесь тоже много отсылок к Буре. Разница лишь в том, что я их уже, кажется, вижу. И мне мало. Всего мало. Хотя диалоги тут шикарные местами, конечно. Диалоги с Алисон и Жюли - услада на этих восьмистах с лишним страницах, но и их мало. Может, нужно было прочитать античные мифы? Или Юнга? Фрейда? Или, может, нужно было больше читать Лоуренса и Пруста? Кафку?

Что-то у меня с Фаулзом (Листьями) что ни выстрел — то мимо. Идей при чтении возникает много, но они все как те жёлтые бабочки — улетают, не успев поделиться как следует своей невесомой красотой. Как сказала одна из главных героинь этого романа, "главное как, а не зачем". И вот в этом весь Фаулз, сдается мне. Он то, как он пишет, ставит выше того - зачем. Или это мне только так показалось, но я считаю, что важно и как, и зачем. Может, потому мне его произведения и не заходят, оставляя в тотальных непонятках, а почему.

Немилый Николас, говорят, Вы умеете вызывать в женщинах жалость. Что ж... не получилось. Во мне Вы вызывали разные эмоции, от желания понять, которое куда-то спряталось довольно быстро до полного отторжения. В какой-то мере Вы мне противны. Не могу простить Вам те три пощечины, не могу их понять. Говорят, у Вас Эдипов комплекс, что Вас рано и неправильно отняли от груди, но едва ли это Вас оправдывает хоть в чем-то. Вы лживы и весь искусственный. Склеили себя из собственных представлений о том, каким Вам нужно быть. И это всё подставное, везде так и торчит этот клей. Прощайте, Николас Эрфе.

Мгновения. Заметки для будущей себя.
- Эротика, перемежающаяся философией.

- Алисон. Австралийка. Нежная, грубая, опытная, неопытная — оксюморон.
Эротика по венам.

- Книги, оставленные Николасу: Библия, привидения и красоты природы. Все стороны жизни.

- Момент с костьми и ядом. Быстрая русская рулетка. Выпала 6. А ты выпил бы? Что бы почувствовал?

- Алисон и Николас. Имя Алисон в его имени. Хлест пощечины женщине, плачущей от того, что она нелюбима.
И в завершение - звук пощечины уже любимой женщине.

- Или Лилия, медовая Алисон и Роза.

- 1953 — происходящее, Кончис.
1914 — рассказ Кончиса, пережившего две войны.

- Такое ощущение, что там врут все и всем, включая себя. Развлекаются, как могут. Кончис, Джулия, Николас.

- 16.01.1929 — дата рождения сестер.

Страстный поцелуй с Джун вместо Жюли. Самообман.

- Лилия, медовая Алисон, Роза. Три цвета, три женщины, могила того самого кукловода. Плюс засохшие гвоздики после прощания с Алисон.

Но кто знает - а вдруг за этой трусливо-подловатой жаждой походить на других, эгоистичным желанием, чтобы кто-то стирал тебе носки, пришивал пуговицы, удовлетворял твою похоть, восторгался тобой, готовил обед из трех блюд, и есть что-то стоящее, некое стремление к порядку, к гармонии?

Ветка комментариев


На лекции по литературе, посвященной как раз последнему упомянутому произведению Шекспира, я с ужасом осознала, сколько отсылок прошло мимо меня.

Представил тебя на лекции)
А что за лекция? Прям реально была на лекции?

Их тут явно много, но они то, словно смерть Кощея, спрятаны,

Вспомнил довольно пикантный анекдот про Кащея: он держит вырывающегося и перепуганного зайца, и говорит ему: да кого волнует твоё мнение, когда тут решается вопрос бессмертия ( Кащей хладнокровно засовывал утку в (...) зайца.
Дурацкий анекдот, но иной раз читая перегруженную символами и отсылками, классику, невольно думаешь о чём-то таком.
А что потом? Брать книгу и с ней вместе покупать 10 книг для её понимания?
И в жизни так? Жизнь тоже нужно так понимать? Не хочется... в идеале и ребёнок и мудрец и влюблённый должны понимать одинаково, ну, почти)

Что нужно прочитать, чтобы Жюли (Лилия?) не казалась статуей? Или ей нужно по сценарию такой быть? Чтобы она не была как недоступная картина, неуловимая красота природы?

Прелестная тональность и мысль)
Вот бы ты... в общем, представил, как ты находишься на лекции Фаулза.
Все что-то прилежно записывают, молчат, сопят... проходит час, два, три...
Какой-то парень упал в обморок рядом с тобой. Ты обернулась на него. Вздохнула, бросила ручку и встала.
Все смотрят на тебя. Тишина. Фаулз промакнул платочком пот и отпил воды: сейчас что-то будет...
И вот ты ему задаёшь все эти вопросы.
Кто то записывает за тобой. Ты посмотрела на него строго, но потом улыбнулась..

Сходства есть, но их не так и много: умение попасть в ноту нужную настроению, актерство — жизнь — и всё. Подобных Алисон нет, тогда как Жюли напоминает Снежную Королеву на минималках.

Может как Франкенштейн, образ слеплен из многих?
Снежная королева на минималках?
Хм.. почему то вспомнил героиню На восток от Эдема, Стейнбека.

Здесь тоже много отсылок к Буре. Разница лишь в том, что я их уже, кажется, вижу. И мне мало. Всего мало. Хотя диалоги тут шикарные местами, конечно.

Знаешь что я подумал?
Иногда авторы, у которых некая пустота сквозится в творчестве, берут горстями, как клей, эти отсылки все из других произведений разных веков и клеят своё, оно хорошее, но само по себе оно.. почему-то не держится.

И это всё подставное, везде так и торчит этот клей.

Забавно. Написал про клей ещё не прочитав эту строчку твою)
А травмы детства и правда.. не идеальный адвокат от поступков настоящего.

Хлест пощечины женщине, плачущей от того, что она нелюбима.
И в завершение - звук пощечины уже любимой женщине.

Что то я тоже уже не люблю этого Николаса...

Прелестная тональность рецензии.
Спасибо, Надик)


А что за лекция?

По зарубежной литературе.)

А что потом? Брать книгу и с ней вместе покупать 10 книг для её понимания?
И в жизни так? Жизнь тоже нужно так понимать? Не хочется... в идеале и ребёнок и мудрец и влюблённый должны понимать одинаково, ну, почти)

Чтобы прочесть того же Улисса, так ведь и нужно, насколько мне известно. И это, конечно, круто, когда для понимания всех пластов в книге нужна опора в виде прочитанных "до" книг. Но когда из-за этого теряется в принципе вкус в плане эмоций - это уже все, провал.

И вот ты ему задаёшь все эти вопросы.

Наверняка не удивлю своим: а я бы с удовольствием с Фаулзом это всё обсудила.

Что то я тоже уже не люблю этого Николаса...

Он бы вряд ли тебе понравился.)

Тебе спасибо, Сашик.)