Больше рецензий

11 января 2021 г. 21:25

688

5

Третью книгу цикла "Ругон-Маккары", всё действие, которой разворачивается на продуктовом рынке Парижа (казалось бы, что может быть скучней?) Золя целиком посвящает вечному негласному противостоянию людей, непосредственно создающих и поддерживающих материальную реальность и людей, от неё оторванных, чья цель в служении идеалам.

Обозначить эти противоборствующие группы можно по-разному. Если на манер учительницы по литературе, то это будет народ и интеллигенция. Если в терминах темперологии Кронина - бедные и честные. Но Золя выбрал самый простой, жёсткий, честный, не допускающий уверток физиологический критерий. "Чрево Парижа" о войне толстых и тонких. Не раз и не два писатель приравняет весь жизненный уклад лавочников, торгашей процессу пищеварения; так же не раз и не два будет подчёркнуто что люди подобного толка пойдут на любые компромиссы или же отчаянные меры, лишь бы этот процесс вечного поглощения и переваривания пищи не прерывался.

Формально главный герой, Флоран, учитель, интеллектуал возвращается после шестилетней (совершенно несправедливой) ссылки с острова Дьявола (см. "Мотылёк") в Париж к своему младшему брату, преуспевающему колбаснику-подкаблучнику. Почему он главный герой лишь формально? Потому что мы наблюдаем его как бы в глубине кадра, постоянно в толчее чуждых ему людей. Чтобы подчеркнуть его оторванность и тот факт, что он ничего в этом царстве чревоугодия не решает, Золя, за исключением пары-тройки сцен, практически лишает Флорана прямой речи.

Однако, в высшей степени смиренное (даже несмотря на прожекты политического переустройства) сосуществование Флорана в среде тучных лавочников запускает в этой самой среде крайне нездоровые процессы, схожие с теми, которые происходят в организме, пытающемся избавиться от инородного элемента. Этому и будет посвящено основное действие этого захватывающего романа.

Кстати, в "Чреве Парижа" впервые появляется уличный художник Клод, чей характер явно вдохновлён другом Золя Полем Сезанном. Клод худ, энергичен, его восхищает непосредственная, сырая, клокочущая фактура рынка. Он будет Флорану единственным другом и близким по духу (хоть и не совсем единомышленником) человеком. А сцена их совместной загородной вылазки, преисполнена такой нежности, что хочется чтобы она никогда не заканчивалась. Но, к сожалению, как и всё прекрасное, она до горечи скоротечна.