Больше рецензий

7 января 2021 г. 11:26

1K

4 «Навия»: как философская сказка превратилась в подростковый триллер

В начале осени в издательстве «РОСМЭН» вышла «Западня» – первый том нового фэнтези-цикла «Навия» от Елены Булгановой. В романе автор серий «Вечники» и «Инсомния» снова обращается к теме вечной жизни, мистическим тайнам и противостоянию двух миров, а также экспериментирует с жанрами и пользуется приёмами Хичкока.

reixmngk-r.jpg

Незнакомцы, мистика, подростки Елена Булганова – новое имя отечественной подростковой литературы в жанре фэнтези. В начале «нулевых» автор работал над малоизвестными любовными романами, пока в 2017 году в издательстве «РОСМЭН» не вышла её фэнтезийная трилогия «Вечники», рассказывающая о девушке Лиде, которая обнаруживает у себя дар бессмертия. Уже в следующем году – 2018 – у Елены Булгановой выходит ещё один цикл – «Инсомния», и в ней главным героем выступает уже юноша Алёша, с раннего детства видящий во сне странную девочку Иолу. Наконец, в 2020 году у Булгановой выходит роман «Западня», положивший начало очередному фэнтези-циклу «Навия».

Герои Булгановой – старшеклассники, которые сталкиваются с неприятностями из других миров и незнакомцы, либо угрожающие смертью этим самым старшеклассникам, либо помогающие им спасти мир. Всё это переплетается с семейными тайнами и мистическим антуражем, дополняющего сплав детектива и триллера.

Вот и в «Навии» главная героиня – взбалмошная и избалованная девушка Богдана – ученица старших классов, у которой есть лучшая подруга-одноклассница по прозвищу Кимка и возлюбленный (по совместительству друг детства) Сашка Дятлов. Но типичная жизнь Богданы нарушается с появлением новенького в их классе – таинственного Артура, который утверждает, что знает о девушке всё, и что она в последствии вспомнит не только его, но и некую страну Навию…

r24jk30c-r.jpg

Трагедии и тайны Каждую свою новую историю Булганова начинает почти одинаково, словно по какому-то авторскому шаблону. Как и в «Вечниках», главная героиня «Навии» – девушка, живущая одна с больной матерью. Про отца, как правило, ничего не известно, а с дальними родственниками связи либо вообще нет, либо общаться с ними – себе дороже.

Потом автор с первых страниц рассказывает, что жизнь его героев с раннего детства таит в себе какую-то загадку или даже трагедию. Например, Лида из «Вечников» после рождения чуть не погибла в крушении поезда, а в младших классах была изгоем. В «Инсомнии» на фоне странных сновидений и новых способностей главных героев прослеживаются напряжённые отношения между поколениями, одиночество и общая несправедливость. Богдана же из «Навии» всю жизнь жила под запретами матери и иногда лишалась того, чем живут её сверстники.

«Чем старше я становлюсь, тем кровопролитнее борьба. Но пока мне так и не удалось одержать в ней ни единой победы. Даже во время летних путешествий мать вьется надо мной коршуном, и чем ближе к ночи – тем активнее. Тащится на дискотеки, глаз не сводит, лишь бы я не упорхнула куда-то с новыми знакомыми»

Персонажи сталкиваются с общественным давлением в школе или на улице, переживают внутренние противоречия или непонимание близких людей. Так герой «Навии», любитель походов Сашка Дятлов находится в конфликте с отцом, потерявшего и работу, и честное, деловое имя.

«Отца он любил по-прежнему, но проникаться благодарностью к тирану – последнее дело»

Но автор, несмотря на личные проблемы героев и их трагичный бэкграунд, подкидывает им новые неприятности и испытания, и совсем не факт, что герой из них выберется. В лучшем случае обойдётся разбитым сердцем (и не только своим, но и читателей), в худшем – поплатится собственной жизнью.

Однако всё-таки утешение есть. Парадоксально, но в большинстве случаев, незнакомцы, встречаемые героями, становятся им гораздо ближе, чем родные люди. Да и сами незнакомцы – яркие, интересные персонажи. Например, в «Вечниках» Лида встречает Анну – героиню картины Ивана Крамского «Неизвестная», а в «Инсомнии» Алёша знакомится с Эриком Ильичом – директором лагеря атлантов, которая находится глубоко под землёй. В «Навии» же Дану преследует некий Артур, с которым, по его словам, она была знакома в своей прошлой жизни.

Несмотря на то, что герои Булгановой шаблонны и типичны (лучший друг или подруга, давняя любовь или любовь с первого взгляда, личная тайна, о которой герою станет известно из уст незнакомца), а хронология событий переходит из книги в книгу, персонажи кажутся настоящими, им можно сочувствовать и сопереживать, а порой книга настолько увлекательна, что забываешь и про сон.

sx2valfw-r.jpg

О дивные новые миры Миры Булгановой непохожи друг на друга и до того сказочные, что даже взрослый читатель будет с упоением читать описания других земель и следить за приключениями героев. Автор знакомит читателя с другими измерениями, в которых есть своя флора и фауна, причудливые существа и даже целые города.

«Теперь он [Орлик] уже знал, что местных прислужников называют варганы и они наполовину люди, наполовину деревья, или камни, или озёра с ручейками. Что живут они в своём круге, который называется Хаваим, но иногда приходят сюда, в Брит, и нанимаются в услужение. А вот сукры – очень опасные существа, с заходом солнца их необходимо запирать, потому что они превращаются в огромных псов, укусу которых страшнее смерти. <…> А золотой город на белом холме называется Блишем. <…> Жить там – мечта любого обитателя Брита…»

Мир Навии во многом схож с подземным миром атлантов, в котором путешествовали герои «Инсомнии». В обоих измерениях есть свои законы и порядки, необычные существа, властные правители, города и небольшие селения. Но если в «Инсомнии» герои в настоящем времени взаимодействовали как с фантастическим миром, так и с реальным, то в «Навии» предания о неизвестной стране остались далеко в прошлом и обзавелись легендами и слухами. Этот приём и отличает «Навию» от других серий Булгановой, придавая книге сказочный антураж и атмосферу волшебства.

«Люди внимали пению, не зная, на земле они еще или на небе… <…> В полудреме наблюдали, как звезды заполоняют небо, а поджаристая краюшка солнца все торчит из-за леса, не желая уходить, не дослушав любимую песню, как мерно дышат крыши домов, на которых тысячи птиц сидят молча, тесно прижавшись друг к дружке. И как медленно поднимают головы деревянные идолы на каменных столбах, вспыхивают веселым пламенем их пустые глазницы…»

Параллельно тому, как Богдана в настоящем времени вспоминает свою жизнь в Навии, читатель узнаёт, как много лет назад в этой неведомой стране нашли своё спасение жители городка Кречет во главе со старейшиной и его сыном Орликом. Таким образом, в сюжете образовались две временных линии, которые в последствии сошлись в единую историю.

Помимо живописных и детально проработанных миров, истории Булгановой объединяет уже знакомый мотив вечной жизни, который встречается в каждой серии автора. В «Вечниках» это было основной темой и отражалось через самих вечников – героев, живущих вечной жизнью. Некоторые персонажи «Инсомнии» подвергались заморозке на долгие годы – это позволяло сохранить им жизненные силы и не состариться. В «Навии» на этот раз вечной становится не тело, а душа. И происходит это не в другом мире, а в нашем, реальном.

«Ваш мир называется миром бессмертных, потому что ваши души свободны и после смерти своего тела отправляются в новый путь»


qhs3q3cn-r.jpg

Сказочный триллер Ещё одна особенность прозы Елены Булгановой – смелое сочетание городского фэнтези с подростковым триллером. Если в «Вечниках» и «Инсомнии» этот приём только набирал обороты, то в «Навии» он вышел на новый уровень и делает сюжет ещё увлекательнее.

Сюжет в обоих мирах постепенно становится мрачнее, а тревожное ожидание, как в фильмах Хичкока, идёт по нарастающей, всё больше драматизируя и накаляя атмосферу истории. Кроме того, по закону жанра, в финале романа читателя ждут неожиданная развязка и несколько финальных твистов. Так что приёмом сценарного крючка Булганова владеет отлично.

Однако не всегда крутые повороты сюжета играют на пользу книги. В некоторых сценах сумбурность и нелогичные действия героев разрушают эффект неожиданности, заставляя перечитывать эти моменты ещё раз. Например, в одной сцене главная героиня узнаёт печальную новость о своей матери, и сразу после этого случаются ещё несколько событий, не дающих «отдышаться» читателю после предыдущего твиста. Причём это даже не кульминационная часть, а развитие действия.

Роман «Западня» нового цикла Елены Булгановой «Навия» можно сравнить с магнитофонной аудиокассетой: иногда с неё слетает плёнка, но всегда можно взять ручку и закрутить её обратно на барабан. И пусть это препятствует звучанию записи, дослушать её до конца стоит – иначе вы рискуете пропустить увлекательный сказочный триллер с неожиданными поворотами и приключениями по таинственной и пугающей Навии.