Больше рецензий

29 декабря 2020 г. 21:37

440

5

Во второй книге цикла "Ругон-Маккары" Золя резко переносит читателя из провинциального Плассана прямо в средоточие сладкой жизни - Париж.

И если первая экспозиционная глава усыпляет вялотекущей атмосферой роскоши, буквально передавая ощущение отупения, пресыщенности здешнего бомонда, то главы, следующие за ней, резко подстёгивают динамику: огромный флэшбэк о том, как мерзкий оппортунист Аристид (заметным образом фигурировавший в "Карьере Ругонов") "обрёл свой стиль и статус"; выполнено это с той энергичностью и дотошностью, коими славятся лучшие картины Скорсезе об идущих к успеху пацанах.

Но всё же центром этого романа является не Аристид Ругон, обернувшийся Аристидом Саккаром, а его молодая жена Рене. И, не вдаваясь в детали, это один из самых интересных (в плане того как тщательно он выписан), женских образов в литературе, что я встречал. Парадоксально (или нет), но сама Рене как личность при этом проста как три копейки, однако это отнюдь не уменьшает (даже наоборот!) того удовольствия, которое получаешь от подглядывания за ней; завораживает похлеще наблюдения за ничего не подозревающим животным в его естественной среде обитания.

Золя же, на всём протяжении "Карьеры Ругонов" сохранявший бесстрастие, в "Добыче" не скупится на моральную оценку героев, и это отнюдь не навязчивое морализаторство, но праведный гнев демиурга.