Больше рецензий

15 декабря 2020 г. 12:15

3K

5 Лакмусовая бумажка в мутной воде

картинка Ludmila888

У Замятина я читала роман «Мы» (рецензия на трилогию антиутопий Замятина, Хаксли, Оруэлла) и рассказ «Часы» (рецензия). Теперь же решила прочесть у него ещё и какую-нибудь повесть. И, выбрав «Наводнение» (хотя иногда его называют рассказом, но это не так важно), не ошиблась. Эти три произведения очень разные, но все мне понравились.

Если в «Часах» заметна перекличка Замятина с Чеховым, то в «Наводнении», видимо, не обошлось без влияния Достоевского, как и в широко известной антиутопии «Мы», в которой чувствуется дыхание Великого Инквизитора. При чтении повести вспоминался мне и Раскольников со своим топором. Прослеживается в ней и идея двойничества, первооткрывателем которой справедливо считал себя Фёдор Михайлович, переведя эту интересную тему из гоголевского мистического мира в мир психологии. Причём похоже, что Замятин успел отразить в своём творчестве раздвоение личности («Наводнение», 1929г) чуть раньше, например, Набокова («Соглядатай» (рецензия), 1930г). И у Замятина мучительным раздвоением страдала женщина, а не мужчина.

картинка Ludmila888

Повесть «Наводнение» одновременно и странная, и страшная. Попавшая в приёмную семью девочка-сирота стала своеобразной лакмусовой бумажкой, проявившей тёмные стороны обоих супругов. Ни жена, ни муж и предположить не могли, на что каждый из них окажется способным. Но если отец семейства совершал свои мерзости вполне осознанно, то мать, вероятно, тронулась умом и явно нуждалась в помощи специалиста. А вот несовершеннолетнего ребёнка я не стала бы ни в чём обвинять, хоть девочка и вела себя далеко не самым лучшим образом. Ведь за выстраивание отношений с детьми всегда несут ответственность, конечно, взрослые, в данном случае – приёмные родители.

Трагична и сама повесть, и её финал. Но путь к спасению всегда проходит через правду, какой бы горькой она ни оказалась. Ведь с огромным камнем на душе жить невозможно. Героиня ощутила облегчение и освобождение, рассказав всю правду и признавшись в содеянном. И очень боялась, что ей не поверят. А что будет с ней дальше, уже не волновало эту женщину совсем. «Она медленно, как птица, опустилась на кровать. Теперь всё было хорошо, блаженно, она была закончена, она вылилась вся»

Как отмечал сам Замятин, интегральный образ наводнения он попытался провести через произведение в двух планах: реальное петербургское наводнение отражено в наводнении душевном.

картинка Ludmila888

Комментарии


А мне бы лететь как птица свободно... картинка Lilia55
Как всегда рецензия замечательная!!! Держишь планку высоко.:)


Спасибо за добрые слова, Оксаночка! )

Мы ещё полетаем...

картинка Ludmila888

А пока можно чайком заправиться. )

картинка Ludmila888


И не только чайком...))
картинка Lilia55


Ежиную тему поддерживаю )


Ой, а у меня ведь даже рецензия есть на одну ежиную (но лучше - ёжиковую!) ) историю – о ёжике в тумане. )

картинка Ludmila888

Но не стоит забывать и об утиных историях.
Ведь скоро очередная дуэль. )

картинка Ludmila888


Спасибо, Людмила! Занёс в хотелки. С двуплановым наводнением получился прям "медный всадник"

Спасибо, Женя! )


Раз тут про наводненье то зонтик опять может понадобиться


В десятку, Виктор! Это Вы прямо как в воду посмотрели, которой очень много при наводнении. ) Причём зонтик, имеющий тоже два аспекта, может понадобиться как раз и в каждом из двух планов наводнения: во внешнем мире он может стать реальной защитой от воды, а во внутреннем – подсушить душевное наводнение запахом счастья. Ведь именно счастья, которым пропитан зонтик, героям очень даже не хватает. )


Прям замурлыкать хоцца


Какой из трёх замятинских рассказов вам понравился больше всего и почему?


Спасибо за внимание, Олег! Вы знаете, этот Ваш вопрос сразу почему-то напомнил мне общение преподавателя-экзаменатора со студентами. Надеюсь, не поставите мне двойку? ) А ещё он показался несколько суховатым. Так и хочется размочить этот вопрос улыбкой. ))) Хотя это, возможно, мне так лишь кажется на фоне двупланового замятинского наводнения, где уровень воды в обоих мирах, на границе которых стоит человек, наоборот, зашкаливает. ) Но шутки в сторону, и я вкратце отвечу.

Эти три произведения настолько разные, что сравнивать их, на мой взгляд, не очень корректно. И мне даже странно, что написал их один и тот же автор. Но если судить по моим личным впечатлениям, то более глубокий след в душе, конечно, оставил роман-антиутопия "Мы". На мой взгляд, он отличается широтой и глубиной поднимаемых вопросов и касается каждого из нас. Что для нас может быть важнее человечности, непосредственно связанной со свободой? Если же мы её потеряем, то просто перестанем быть людьми, так как наш человеческий потенциал останется нереализованным.