Больше рецензий

10 марта 2019 г. 17:40

2K

5 Бегство от свободы

«Теперь и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне, а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили её к ногам нашим» (Ф.М.Достоевский «Великий инквизитор»)

Интерес к этой трилогии широко известных антиутопий ХХ века пробудил во мне Эрих Фромм. Я достаточно долго собиралась и наконец-то прочитала залпом все три романа.

картинка Ludmila888

Красной нитью через всю трилогию проходит тема свободы, а вернее – её отсутствия. В описываемых обществах во главу угла ставится система запретов и насилия, тщательно прикрываемая в первых двух романах маской заботы о счастье людей. А в «1984» всё гораздо циничнее и жёстче.

В романе «Мы» запрет налагался на чувства, то есть на сердцевину человеческого бытия – душу, а также на проявление индивидуальности личности. «И если бы знать: кто - я, какой – я?». Но познавать себя, стремиться быть самим собой – строжайше запрещено, так как «личное сознание – это только болезнь». Быть пронумерованным и обезличенным винтиком огромной и жестокой государственной машины – вот главная цель любого гражданина Единого Государства.

В «Дивном новом мире» считались вредными и не поощрялись воспоминания и уединение, существовал запрет на собственные мысли, искренние чувства и эмоции. Всё это должно было быть искусственным, то есть результатом гипнотического внушения или воздействия наркотических веществ («сома»). «Быть инфантильными, младенчески нормальными даже вопреки своим склонностям – их прямой долг». Девиз планеты - «Общность, Одинаковость, Стабильность».

В «1984» люди, по своей значительности заслуживающие слежки, жили «с сознанием того, что каждое твоё слово подслушивают и каждое твоё движение, пока не погас свет, наблюдают», «скрывать чувства, владеть лицом, делать то же, что другие, - всё это стало инстинктом». «СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ». «Старший Брат –олицетворение партии». Задумываться о чём-то – страшное и строго наказуемое «мыслепреступление». Знать иностранные языки запрещено. «Половое влечение было опасно для партии», «нормальный роман – это что-то почти немыслимое». Детей учили шпионить за родителями и доносить на них. Действительность искажалась так, как заблагорассудится партии. «Ложь всё время на шаг впереди истины». Партия извращала само понятие истины, пытаясь её контролировать посредством контроля над человеческим сознанием. «Избранная ложь будет сдана на постоянное хранение и сделается правдой». Один из партийных лозунгов - «ВОЙНА - ЭТО МИР», поэтому «война должна длиться постоянно, без победы». «Таким образом, война, если подходить к ней с мерками прошлых войн, - мошенничество».

Природа психологического насилия, связанного с манипуляцией сознанием, такова, что находящийся под его влиянием человек не ощущает себя жертвой и искренне считает, что свободен. «Весь секрет счастья и добродетели: люби то, что тебе предначертано» («О дивный новый мир»). «Любовь, дружба, радость жизни, смех, любопытство, храбрость, честность – всего этого у вас уже никогда не будет. Вы станете полым. Мы выдавим из вас всё до капли – а потом заполним собой» («1984»). В тоталитарном государстве для достижения социальной стабильности людей лишают свободы и превращают в рабов, любящих свои цепи и рабство. «Всё хорошо, теперь всё хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата» - таков финал романа «1984».

«Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!» - с этими словами Великого инквизитора (из «Братьев Карамазовых» Достоевского), наверное, согласились бы многие герои трилогии, считающие, что несвобода – это и есть счастье («Мы»), а «свобода – это рабство» («1984»). «Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья, третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах» («Мы»). «Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы» («Мы»). «Иначе мало ли бы что могло быть» («Мы»). (Тут сразу же вспоминается чеховский футлярный Беликов с его «Как бы чего не вышло!».) Но человек рождается на свет для того, чтобы прожить жизнь человека, а не животного или робота. И его главная жизненная задача – реализовать свой человеческий потенциал. А для этого необходимо развивать не только разум, но и душу. Жизнь же, лишённую свободы и всегда сопутствующей ей творческой, созидательной энергии, вряд ли можно считать вполне человеческой. То же самое можно, наверное, сказать и о жизни, единственным смыслом которой является её сохранение. «А что бы, если бы я мог, если б я был свободен, а не сформован по-рабьи? ... "Теперь каждый счастлив". Мы вдалбливаем это детям, начиная с пяти лет. Но разве не манит тебя другая свобода – свобода быть счастливой как-то по-иному? Как-то, скажем, по-своему, а не на общий образец?» («О дивный новый мир»). Роман «Мы» заканчивается, казалось бы, правильной мыслью прооперированного героя: «Разум должен победить». Однако этот лозунг верен лишь в случае борьбы разума с глупостью и невежеством, но не с душой и сердцем, о которых здесь и идёт речь. Развитие разума не должно опережать развитие чувств, так как без них разум безжизнен.

Все три автора единодушны в том, что достаточно сложно (хотя в современном мире уже вполне возможно) искоренить присущие человеку потребности в свободе, любви, гармонии, выражении своей индивидуальности. И в созданных писательским воображением обществах эта непростая задача манипулирования сознанием с целью превращения человека в послушное орудие режима решается различными способами: у Замятина – операцией на головном мозге, у Хаксли – наркотиками, гипнозом и искусственной биологической селекцией, у Оруэлла – массовым "промыванием мозгов" пропагандой, бесконечными пытками.

На мой взгляд, во всех трёх антиутопиях находит своё отражение разговор Великого инквизитора с Иисусом: у Замятина – в диалоге Благодетеля с нумером D-503, у Хаксли – в беседе Главноуправителя с Дикарём, а у Оруэлла – в общении представителя Партии с избитым повстанцем. Но в «1984» лидеры Партии даже не считают нужным делать вид, что якобы цель созданной ими системы – счастье человека. Они совсем не скрывают, что главное для них – власть: «Нас не занимает чужое благо, нас занимает только власть. Ни богатство, ни роскошь, ни долгая жизнь, ни счастье – только власть, чистая власть». «У нас всегда найдётся еретик – и будет здесь кричать от боли, сломленный и жалкий, а в конце, спасшись от себя, раскаявшись до глубины души, сам прижмётся к нашим ногам. Вот какой мир мы построим» («1984»).

картинка Ludmila888

Авторы трилогии антиутопий предупреждают общество людей, куда оно может скатиться, если не возродит дух свободы и гуманизма. Благодаря двойственности человеческой природы, человек обладает огромными возможностями для самосовершенствования и в то же время не избавлен от риска потерять себя, превратившись в вещь. Поэтому в какой-то мере свободу можно считать синонимом человечности. Лишившись свободы, нельзя остаться существом творящим, самоопределяющимся, ответственным, то есть человеком.

Благодарю Сергея boservas за причастность к написанию этого отзыва.
Сергей, Вы напомнили мне о моём же интересе к теме свободы своей рецензией, после обсуждения которой я и осуществила свои давние планы прочесть эти три антиутопии. Спасибо!

Комментарии


Рад быть первым читателем Вашей рецензии - мой лайк раньше всех :)
Спасибо за благодарность.
Над Вашими мыслями подумаю, возможно, как-то еще отзовусь...


Спасибо за самый первый лайк, Сергей!)))
Всю трилогию я проглотила за несколько дней и по горячим следам сразу же написала отзыв.
Очень надеюсь, что получу Ваш отклик на свои мысли.


На мой взгляд, три книжки сделали свое дело, нет, они не должны уйти. Да и некуда им уходить. Что "дОлжно" с ними сделать? Пережить их и идти дальше.
Как же это хорошо, что был Советский Союз, а?! Как же это было хорошо! Все светлые силы всего светлого мира знали где этот корень Зла, знали его в лицо, видели его каждый день и пресмыкались перед ним также ежедневно.
Что значит - пресмыкались? Как в старые добрые времена всё было устроено в мире самым лучшим образом: есть два тигра, поделившие весь этот гребанный мир. И, как это водится, никто не пытался топтать поляну другого тигра. Ну, или льва - дело вкуса. Один мир пожимал руку другого, получая рукопожатие в ответ, взаимное уважение и прочие дела, достойные двух культурных тигров.
Ну вот. Нет уже плохого парня, ну то есть тигра или льва, почти треть века его уже - того! И?
В мире стало меньше Зла? Как интересно!
Мир стал офигительно безопасным? Как интересно в квадрате!
Моя свобода заканчивается там, где начинается твоя? Ого! Да это - девиз свободного от тоталитарного монстра мира! Как здорово, что все мы здесь сегодня! Дожили до светлого мига светлого мира!
Поэтому, мне кажется, главное значение этапных в свое время книг - спокойно читать их, размышлять над ними (есть, есть над чем там размышлять!!!) и...наслаждаться. Чтением, как минимум :)))!
Очень обстоятельная, на мой взгляд, рецензия, спасибо автору!!!


Спасибо комментатору за обстоятельный коммент!!!


Кстати, подобные антиутопии, являющиеся мощными предупреждениями, и не стоит, наверное, воспринимать лишь как описание советского режима и сталинского варварства. Например, Эрих Фромм считал, что они касаются и западного общества тоже, а до распада СССР он даже не дожил.


Не стоит, конечно, но только в том случае, если хочешь понять смысл и условия возникновения тоталитаризма.
Но кто этого хочет?
Проще же пнуть мертвого льва - СССР - верно же?
Вот так и живем.