Больше рецензий

16 июля 2012 г. 01:51

487

5

Летнее утро...
Смеясь и галдя, с песнями и криком выбегает детвора из тесных домишек... Босые, полуголые, с куском хлеба в руке или совсем без хлеба, бегут они к бревну.
Играют...
Играть — значит изображать старших.
Вот жених и невеста отправляются гулять верхом на палке, целуются по углам, преподносят друг другу подарки.
<...>
Вот муж и жена ссорятся, бранятся, проклинают друг друга... А когда надоедает кричать, вымещают остаток злости на детях, на жалких детях из деревяшек и тряпок...
Эти "дармоеды" учиться не хотят, молиться не хотят, пальцем о палец не желают ударить... Только жрать они хотят, бочки бездонные!

Обратить внимание на эту книгу меня заставила, естественно, фамилия автора. Ну я просто не мог пройти мимо фолианта, на обложке которого гордо красуется такая звонкая фамилия — Перец! Точно так же я когда-то познакомился с Морицем Шликом и парочкой других авторов.
Какая невиданная удача, что Ицхока-Лейбуша звали именно так, а не как-нибудь более обыденно (кому интересны все эти Гофманы, Абрамовичи, Шагалы, Маршаки и Эйнштейны, правда?), ведь тогда я вряд ли когда-нибудь прикоснулся к его творчеству.
Да, вдумчивый и внимательный читатель уже понял, наверное, что это книга, написанная евреем.
Если вы ярый антисемит, то проходите мимо. Вас уже ничем не исправить, даже этой книгой, — легче научить собаку разговаривать на латыни.

Перец — один из представителей восторженных идеалистов начала 20-го века, которые верили в нравственное возрождение, человеческую добродетель и светлое социалистическое будущее, которое обязательно должно было наступить, придя на смену прогнившему, грязному, жестокому и бесчеловечному прошлому.
Какая жестокая ирония в том, что самая гуманистическая из всех существовавших когда-либо идеологий выросла в итоге в то, во что она выросла.
Но до этого было ещё далеко...
А пока главным полем деятельности Переца являлась секуляризация традиционных еврейских общин; он наглядно демонстрировал всю мерзость религиозного мракобесия, приверженности к жестоким и глупым традициям, результатом которых была повальная беспросветность существования и нищета, приводившие к такой же нищете духа.

В отличии от того же Шолома Алейхема, который тоже описывал жизнь обычных евреев, Перец видел главную проблему семитов не во внешнем мире, обращавшимся с евреями, словно с генетическим мусором, который не зазорно выкинуть на свалку или сжечь, а в самих евреях, которые принимают подобные правила игры, не желая меняться, совершенствоваться, менять парадигму мышления, предпочитая жить в средневековом феодальном строе и продолжать колыхаться в цепях догматизма, уповая на Тору, Пятикнижие и мудрого ребе.
Шолом Алейхем описывал местечко, пуская скупую романтическую слезу, как старик, вспоминающий о своём первом поцелуе; там хорошо, каждый может положиться на соседа, ведь вместе всегда легче противостоять ударам жестокого внешнего мира, не жалующего евреев, что выражалось в постоянных погромах еврейских общин черносотенцами а иногда и обычными полицейскими и жандармами; в местечке каждый еврей может чувствовать себя своим, ведь его окружают братья по вере — такие же евреи.
Да чёрта с два!
Перец описывал местечко, как человек, живущий в нём, знающий его законы. И это страшно. Страшно, когда равнодушие смешивается с любопытством, бессердечие с лицемерием... Фальшь, отчаяние, беспросветность. Вот оно — настоящее местечко. Там, где любовь умирает из-за нужды, а доброта и милосердие от голода.

И во всём этом Перец винит самих евреев, которые в своей гордыне и высокомерии считают себя избранными.

Но всё это лишь одна сторона творчества Переца.
Из моего отзыва можно подумать, что это ужасная, тяжёлая для прочтения книга, которую наполняют только гнусность и жестокость.
Нет, это не так. Далеко не так!
Книга наполнена скорее светлой еврейской грустью, чем чёрным отчаянием. Ведь наряду с самыми отвратительными проявлениями человеческих недостатков существует и настоящая чистота, способная оправдать даже самое тяжёлое существование.
Почти каждый рассказ лучится надеждой, не говоря уже о замечательных сказках и притчах!
Ну и не забывайте про специфическое и своеобразное еврейское чувство юмора, которое у Переца наличествует в полном объёме. ;)

Ну а я не жалею ни единой секунды, что пошёл на такой рисковый литературный опыт.
Это было абсолютно точное попадание.
Почаще бы так!

Комментарии


Читая начало отзыва, воодушевилась. Но потом передумала читать. Представляю, как буду бесится от идеи писателя, что евреи - дураки, придумали Бога, и носятся с этим как с писаной торбой, нет, чтобы ассимилироваться, глядишь и проблем меньше станет. Вот дураки!

Не смогла пройти мимо, сорри.


Представляю какой бальзам на вашу душу, взгляды автора... :)


Перец был не против бога и не против веры. Более того, он явно был верующим. Он был против религиозного догматизма, мешающего жить, убивающего милосердие, сострадание, заменяющего настоящие ценности на тупое следование глупым правилам, превращающего женщину в рабыню, запрещающего проявление чувств и лишающего человека свободы. Он очень высоко ценил искренность и крайне низко — создание видимости добродетельности и благообразности, что характерно для любой религии, вы уж простите. :)


За что прощать-то? :) Я все понимаю.


А книга, я думаю, вам понравится. Я в этом даже уверен. :)


Даже уверен? Хм. Тогда попробую.


Ш-А и Перец (скажу по секрету) - жили в разных местечках. Не знаю, дошли ли вы до того, что фамилия у автора не черная, и не красная.

Очень жалко, что вы не написали ничего ценного про книгу - светлая грусть, это почти вся ашкеназская беллетристика, вне зависимости от языка, левые социалисты - это 70% сионистов, а без юмора не обходятся даже классические еврейские тексты.


место жительства переца и алейхема мне абсолютно индифферентно, даже по очень большому секрету.
происхождение фамилии мне известно, что не отменяет её стёбности для русскоязычного читателя.

а ещё практически все книги написаны буквами, а подавляющее большинство авторов использовало руки, чтобы написать/напечатать текст.