Больше рецензий

12 декабря 2020 г. 18:33

932

2

Я опять вступила на порочную дорожку и стала дочитывать все, даже то, что не очень нравится. Но «Лис», на которого я так надеялась, побил антирекорд: я его все-таки бросила, причем когда до финала оставалось меньше сотни страниц. Мусолила книгу, мусолила – и просто сдалась. Можете вообще представить себе фэнтези, которое не захватит даже к самому финалу? А оно есть.

И дело тут не только в необычном построении романа: он разбит на отдельные повести, и каждую герой излагает какому-то в меру загадочному зверю-собеседнику. Эти короткие вступительные главки на страницу перед каждой повестью и собирают все действие в роман. Вроде бы нет внятной общей интриги (кроме самого диалога со зверем – зачем он нужен Жуге?), так что вовлечься в сюжет сложнее. Но повторюсь, дело не в этом. Каждую отдельную повесть мне тоже было лениво дочитывать, потому что зацепиться не за что. Симпатичен ли Жуга? Не особенно. Довольно отмороженный персонаж, то слегка хамит остальным, то загадошно улыбается в ответ на расспросы о нем. Загадка в прошлом персонажа – это классно, когда о нем знаешь хоть что-то, а тут как будто белый лист. Вроде как главную тайну, повод для большей части загадошных ухмылок спутникам, нам рассказали еще в первой повести, а больше почти ничего о Жуге мы не знаем. И он какой-то сам по себе никакой. То дерется как боженька, то его влегкую вяжут и сажают в плен. То умный, то растерялся и тупит. То колдует, то ничего поделать не может в, казалось бы, простой ситуации.

Сами истории напоминают кучу белья, наваленного на стул. Хочешь сесть – разгребай быстренько. Там и какие-то пасхалки, отсылки к песням валяются, там и известные сюжеты переработанные, автором (но обычно не так остроумно, как получалось у Сапковского), там и устройство местной магии и всяких волшебных штучек, брошенное вскользь. Этакая обзорная экскурсия за 15 минут: тут у нас огурчики растут, тут помидорчики, тут Лев Толстой похоронен, побежали дальше. В итоге чем ближе к финалу романа, тем больше голова разбухает от каких-то там древних магических лестниц, убитых волшебников, разнообразных представителей нечисти, и все это не более чем пустые названия, которые никакой плоти в историю не принесли.

Все свободное пространство в сюжете занимает пафос. Бесконечное число многозначительных фраз: про героев тебе ничего не сказали, а финал изволь по много намеку, написанному с красной строки и с многоточием. Логика в этом пафосе зачастую кончается в муках. Например, одна повесть заканчивается фразой Жуги «Он не вернется» - это про центрального героя повести, которого Жуга, разумеется, встретил, потом всякое произошло, а потом Жуга попал в то место, откуда этот герой изначально сбежал. И его там мимоходом спросили, мол, не видали ли такого. Спутники отвечают, типа, ага, видали, было дело. А Жуга пафосно, с болью в голосе: «Он не вернется». И повесть заканчивается. Но читатель-то понимает, что геморрой у всей компании после этой фразы только начнется, последуют неудобные вопросы, придется как-то отболтаться, а ведь можно было просто промолчать. Но как же промолчать, если пропадает такая нажористая финальная фраза, которую можно произнести, прищурившись на закат.

Такого много. А чего-то интересного, атмосферного и классного чем дальше, тем меньше. Очень жаль, я ужасно хотела полюбить этот цикл, но надо признать очевидное, не моя это трава.