Больше рецензий

2 декабря 2020 г. 01:02

1K

3.5 Могло быть лучше.

Как же я люблю документальную прозу. В особенности на криминальную тему. Подробную, честную, жестокую, пусть даже часто перенасыщенную сухими фактами. Хорошая документалистика это всегда - в разной степени - портрет времени, места и общества. Однако, у Мишель Лайонс портрет вышел не слишком убедительным. Но по порядку.

"Камера смертников" - это в общем-то неподробный автобиографический рассказ с прицелом на профессиональную деятельность. Лайонс рассказывает где родилась, как начала работу полицейским репортером и откуда растут ноги ее интереса к тюрьмам и смерти. Основной ее деятельностью на протяжении 12 лет была работа по связям с общественностью в Департаменте уголовного судопроизводства Техаса, где она по долгу службы и взаимодействовала с заключенными.

Техас - один из самых бескомпромиссных в вопросах смертной казни американских штатов. В Техасе могут казнить даже за одно бытовое убийство. Посему в "Камере смертников" не найти историй и откровений серийных убийц - здесь про маньяков в общем-то речи даже не идет. Преимущественно автор упоминает малоинтересные (с точки зрения самих преступлений) случаи, часто - несправедливые, но всё это - мимолетно и немного между делом.

Лайонс надолго не останавливается ни на одной истории. Не дает толком подумать о конкретных ситуациях. Тем самым все как будто бы попадают под одну гребенку - их же все равно казнят. Вероятно, сама Лайонс не копала так глубоко, либо хотела убедить читателя, что не копала. Ведь она такая молодая, а смотрит как умерщвляют людей и даже не плачет и вообще ей всё равно. Ух ты. Не то, что мы тут со своими скучными офисными работами. Автор явно кичилась своим положением, чему можно найти массу подтверждений в тексте.

Тем не менее, в "Камере" есть и интересные факты. Только вот скорее не о самих смертниках, а об особенностях процедуры казни и о работе в Департаменте. Было любопытно узнать о некотором гендерном неравенстве системы. Текст также довольно эмоционально рассказывает о корпоративных трудностях, с которыми после многих лет службы столкнулась молодая журналистка, о моббинге (разновидность буллинга) в мужском коллективе. Хотя, последнему, пожалуй, отведено больше страниц, чем хотелось бы.

В процессе чтения у меня сложилось впечатление, что автору есть что рассказать, но не хватает писательского опыта, чтобы сделать книгу хорошо структурированной, содержательной и интересной. Некоторые выводы довольно очевидны и текст незамысловат, в духе: "Получается, казнь, с какой стороны ни посмотри, событие печальное" (действительно).

Книга всё же читается увлекательно и быстро. И я думаю, что о таких неоднозначных вещах нужно писать.
У Мишель Лайонс не получилось основательной документальной книги на важную тему, но она приоткрыла занавес суровой структуры, частью которой, как оказалось, может быть и женщина.