Больше рецензий

5 ноября 2020 г. 16:54

2K

4.5 Спойлер О чём вздыхает Вечный Жид?

— Позволь прислониться к стене твоего дома, чтобы отдохнуть.
— Иди, на обратном пути отдохнёшь.
— Я пойду, но и ты пойдёшь и будешь Меня ждать.

Примерно таким по приданиям был диалог между Иисусом, шедшим с крестом на Голгофу, и еврея Агасфера. Из-за этого отказа Агасфер до сих пор ждет, когда Иисус вернется, т.е. Второго Пришествия или Судного Дня. До того дня Агасфер слоняется по земле, не зная ни сна, ни покоя. Этот сюжет лег в основу романа "Агасфер" немецкого писателя еврейского происхождения Стефана Гейма. В романе отлично узнается булгаковский дух - тут вам и некая Маргрит, и Люцифер, и ни во что не верящий ученый-социалист из ГДР 80-х годов. Но очень много и совершенно самостоятельных персонажей и сюжетных линий, что делает книгу абсолютно не похожей на "Мастера и Маргариту".

Разбирать сюжет и технические стороны "Агасфера" я не буду - мне просто нечего сказать, кроме того, что книга мне понравилась - рука к нему постоянно тянулась, читалось легко. Поэтому, пожалуй, обращусь к сфере чувств и эмоций.

В процессе чтения мне подумалось, что описываемый Люцифер - хромой и горбатый, не соответствует моему представлению об этом существе. Мне кажется, Люцифер совершенно точно внешне не убог. Напротив, он сродни ядовитому цветку - красивому и с дивным ароматом. Все в его естестве должно быть привлекательным для человека - его внешность, его манеры, его голос. К нему должно тянуть, в его обществе должно быть приятно находиться, ведь грех - так привлекателен, иначе вокруг были бы одни праведники. Для меня Люцифер всегда среднего возраста и при этом он всегда воспринимается старше тебя, сколько бы тебе ни было. Но Стефан Гейм думал иначе, поэтому приписал ему совершенно неинтересную наружность, которая, однако, не мешала ему пользоваться популярностью у женщин.

В романе "Агасфер" Люцифер в итоге забирает себе двух персонажей - пастора Эйцена и сотрудника института научного атеизма. И, видимо, неспроста в объятия дьявола попали именно два этих героя - один рьяно верил, а другой так же рьяно не верил. Но грехом первого была не излишняя уверенность в существовании Бога, а его тщеславие и лицемерие - нет загадки в том, почему Люцифер в конце пути пришел за Эйценом, об этих причинах он прямо сказал пастору. Но за что черт утащил ученого через прожженную дыру в стене панельного дома? Сдается мне, опять же за излишнюю самоуверенность - быть уверенным в существовании Бога как в стуле, на котором сидишь, так же высокомерно, как и с такой же уверенностью его отрицать. В любом случае, этот момент для меня оказался не до конца понятным. Кстати, сцена, когда в Новогоднюю ночь по черному зимнему небу под белые рученьки Люцифер и Агасфер несли ученого, тоже напомнит о "М и М".

Ну а что же до самого Агасфера? ПрОклятого Вечного Жида, который отказал Богу на просьбу прислониться к стене своего дома? Стефан Гейм в романе пытается рассмотреть это гнусное событие под другим углом - он решает поразмышлять о том, что Агасфер не хотел, чтобы реббе Йошуа был убит - чтобы он отдал свою жизнь за неблагодарных и погрязших в грехе людей, потому что в отличие от Иисуса знал, что эта жертва не изменит человека, а лишь в очередной раз покажет всю его мерзость:

Страдание — это еще не заслуга..; овца, которая покорно отдает себя на съедение, лишь помогает волкам устанавливать волчий порядок.

Такая авторская версия имеет место быть, ведь мы не может исключать, что так оно и было, но это лишь размышления на тему а что если..? В христианских же приданиях поступок Агасфера остается гнусным во всем человеческом великолепии, и соревноваться с ним в этой гнусности может только Иуда. Когда я думаю об отказе Агасфера, то не понимаю причин такой ненависти - не было ли страха перед этой картиной, когда уставший, измученный и идущий навстречу верной и медленной смерти человек просит последней милости? Такое отношение Вечного Жида можно было бы понять, если бы перед ним стоят, например, убийца, но хоть Иисус был распят как преступник, он никого не убивал и ни у кого ничего не украл. Как в Мессию люди в него могли и не верить, потому многие и считали его просто сумасшедшим, но заслуживает ли душевно больной человек, который никому не сделал зла, отказа в такой ситуации, как с Агасфером? Нет. Поэтому если не брать во внимание возможность разного рода предысторий, то Вечному Жиду есть о чем повздыхать во время его скитаний.

Tarakosha Танюш, не смогла систематизировать мысли во что-то внятное, поэтому от себя тебе скажу, что у меня нет причин отговаривать тебя от чтения. Я согласна с рецензиями других, кто нашел эту книгу интересной)

Ветка комментариев


Мм, весьма спорно.

Что-то спорное исключено, ибо слово соблазн имеет только значение аморальности или сексуальный подтекст, так что к праведности никак не может относиться) Ну и поп, молящийся из-за девицы тоже к праведности отношения не имеет)


Мне нравится, как ты возводишь заборчики из определений. Но я люблю зыбкость...) С соблазном все хорошо, там не подступиться.
Что касается попа и девицы. Возьмем попа, который молится не из-за девицы, а вопреки. Далее имеем своеобразный дуализм в тени рясы, где тело жаждет женщину, а душа осознаёт грех и опускает колени на материю и на пару лишних молитв.
Соблазняет ли попа образ юной девицы? - вполне.
Мотивирует ли это попа на праведность (увеличение правильных действий)? - вполне.


Это не заборы, а порядок. Я не любитель зыбкости, потому что все теряет смысл, и начинается жонглирование словами)

Главный вопрос здесь в том, что этого попа заставляет молиться страх или вина. Но богу не нужны молитвы из-за страха наказания, об этом говорится в 1-м послании от Иоанна 4:18 В любви нет страха – совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх связан с наказанием и тот, кто боится, не достиг совершенства в любви. Поп должен поднажать на праведность не из-за девицы, а из-за любви к богу. Ведь он явно знает Библию. В земном смысле я твою мысль понимаю, но в данной ситуации вынуждена смотреть со стороны духовенства, представителем которого является пресловутый поп)


Я не любитель зыбкости, потому что все теряет смысл, и начинается жонглирование словами)

Понимаю мысль. Да и желание это мне нравится, стремиться к порядку. Есть в этом что-то такое... правильное.
А я просто начитался всяких книг про монастыри и теперь тяготею к зыбкости.) Большинство таких книг говорит (сойдемся на том, что говорит мне) об одном - действия редко когда ограничиваются одним мотивом.
Потому, собственно, мне и нравится читать о попах, монастырях и прочей религиозной кухне. Если бы там все было... не зыбко, то читалось бы скучно.))


А я просто начитался всяких книг про монастыри и теперь тяготею к зыбкости.)

Более того, подобные книги на этом строятся) на стыке черного и белого - а что может быть контрастнее,чем слуга господа и его низменные человеческие страстишки)