Больше рецензий

5 ноября 2020 г. 02:42

2K

5 Главная книга Запада, которая создала личность и свободу воли.

Aut inveniam viam, aut faciam

Августин родился в небольшом городе Тагаст, что в то время был африканской провинцией Римской империи. Его отец Патриций был мелким собственником не достигший вершин в делах, но все же позволил молодому Августину поехать учиться риторики в Карфаген.

Юноша увлекался риторикой и мечтал о славе великого ритора. Однажды прогуливаясь с друзьями по улицам города и местного рынка, он находит книгу Цицерона «Гортензий». Эта книга вдохновила Аврелия к заинтересованности философией. Несмотря на это он также начал изучать Священное Писание. В отличие от изысканного стиля Цицерона, это произведение показался ему ужасным.

Жажда познания толкает девятнадцатилетнего Августина в сети манихейства, которое, как ему казалось, было теорией спасения на рациональном уровне, находило место и для Христа.

Манихейство, основанное в III веке персом Мани, включало: 1) рационалистический подход; 2) резкое форму материализма; 3) радикальный дуализм добра и зла.

Horror vacui

Книга «Исповедь» - это одна из самых литературных книг Августина, здесь можно увидеть психологизм, кризис экзистенции и потери смыслов, ощущение пустоты и суетности жизни. Риторика не дает Августину всей полноты жизни, глубин понимания и ответов на экзистенциальные вопросы. Вот как он пишет:

В течение девяти лет, от девятнадцатого до двадцать восьмого года жизни моей, я жил в заблуждении и вводил в заблуждение других, обманывал и обманывался различными увлечениями своими. Там была гордость, здесь - суеверие, и везде - пустота.


Отъезд в Милан и жизни провинциального учителя приводит его к глубоким размышлениям, из-за потери любимой и разрыв с матерью. В Милане он слушает проповеди Амвросия, которые освободили его от пут манихейства. Его знакомство с текстами Плотина и его ученика Прокла, наконец дает ответы на основные философские и религиозные вопросы и он принимает христианство. Можно увидеть здесь поворот от онтологического мышления к теизму. А последующая смерть матери и сына обрывают все физические связи с миром.

Amicus Plato, sed magis amica veritas.

Плотин изменил образ мыслей Августина, переведя их в новую категориальную плоскость, которой уже были чужие материалистические схемы; так, универсум и человек предстали перед ним в ином свете. Обращение изменило у Августина все: образ жизни, строй мысли, ему открылись новые горизонты. Вера становится субстанцией жизни и мышления, которое, в свою очередь, стимулируемый и подтверждается верой, завоевывает все новые вершины. Рождается христианская философия, философствования в вере.

Для молодого Августина рациональное мышление было высшей ценностью. Диалектика - дисциплина дисциплин, она учит правильному мышлению благодаря логике. Диалектика единственная способна сделать умного мудрецом, и вдруг она получает негативную оценку. Внутренний свет, оказывается, много выше ... Августин признается, что его увлечение философией в прошлом было преувеличенным.

Августин конструирует новый вид познания:

Путь к истинной мудрости изображается как пятиэтапное ​​восхождение от телесных образов к их источнику в душе (1), далее (2) к внутренней силы души (interior sensus), а от нее - к способности суждения (3) и самопознания ( 4), и, наконец, к (5) трансцендентной основы человеческого духа - к Божественному Первоисточнику.

Описывая в «Исповеди» мистическое видение, которое он пережил вместе со своей матерью в Остии, зрелый Августин, уже отказался от оптимистического интеллектуализма ранних произведений, остается верным неоплатонической схематике восхождение к Благу. Математика для него - проводница в интеллигибельный мир, свидетельство наличия нематериального бытия.

Ум способен постигать божественные идеи - это настоящее и неизменное, на что должна быть направлена ​​человеческое познание. Для Августина идеи - первичные формы, стабильные и неизменные основания вещей (principales formae quaedam vel rationes rerum stabiles atque incommutabiles - De diversis quaestionibus LXXXIII, q.46). Они - прообразы вещей, находящихся в Бога (in divina intelligentia continentur), к которым человек может быть причастна при известных интеллектуальных усилий.

Итоги:

Влияние Августина на средневековую мысль было ключевым. Он первый, кто проложил дорогу между Афинами и Иерусалимом, христианство по его мнению, наследует греческую философию. Также Августин создает понятие личности и свободы воли. Именно Августин является первооткрывателем этого термина, у эллинов была только свобода выбора. Философская и теологическая мысль Августина стала одной из предпосылок возникновения не только западной схоластики, но и западной рациональности.