Больше рецензий
29 октября 2020 г. 10:49
806
4.5 Каждый наш шаг оставляет след прошлого, а не только того, что случается вот теперь.
РецензияИнтеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г...
Из письма В.И. Ленина А.М. Горькому 15.09.1919 г.
Роман о судьбах интеллигенции в период революции, гражданской войны и первых лет Советской власти. Великолепным языком написана книга, ярким, колоритным, переходящим от чистого русского к диалектам, а местами на былинно-сказательный тон.
Большая семья Каревых . Пышное потомство было у казака Василия Леонтьича , когда старшие замуж выходили, младшие только на свет появлялись. О дочерях отец сильно не пекся , а вот сыновья совсем другое дело. Матвей, Никита и Ростислав. Врач, музыкант и красный командир. Любимцем и надеждой был младший сын Ростислав. Так говорил о них Василий Леонтьич:
о Матвее
— Ему теперь масленица: то и делай — калекам капли прописывай!
о Никите
Скрипачом думал тебя сделать, а ты в регенты захотел. Отца позорит, камертон говенный.
о Ростиславе
Казак!
Никита Карев, музыкант и композитор, центральная фигура романа. Именно в этом образе писатель использовал автобиографические моменты. Никита в отличии от Ростислава, человек оторванный от действительности. В стране война, разруха, а он не понимает: зачем убивать, зачем убегать, зачем спасать сундуки и тряпье, что может угрожать человеку у которого ничего нет кроме нот и симфонии в голове?
Роман был опубликован в 1928 году, но в нем нет исключительно положительных красных и плохих белых. Есть с одной стороны отчаянный красный казак Ростислав Карев, убежденный революционер матрос Родион Чорбов, "герой" гражданской войны приспособленец Витька Чупрыков, русский мужичок с хитринкой Евграф. С другой образ отца семейства Василь Леонтьича, блуждающего интеллигента музыканта Никиты Карева , талантливого врача профессора Матвея Карева, неуравновешенного скрипача Верта, "женщины с дурью" купеческой дочери Варвары, юной максималистки Ирины, чудоковатого ученого биолога Арсения Баха. Люди нового и старого мира, все персонажи хорошо выписаны, судьбы их переплетаются.
Эта книга не про классовую борьбу, не про репрессии, она как-то выбивается из концепции времени. Эта книга о людях, о музыке, о любви .
Книга прочитана в рамках клуба "Книжный винегрет" "Весенний туесок советов", большое спасибо за совет Tarakosha
и "Игра в классики"
Ветка комментариев
Оля, отрадно видеть, что совет попал в цель и собираетесь еще другую прочесть книгу у автора)
мне тоже показалось, что автор пишет интересно и не чернит одних, обеляя других
и это учитывая, что книга была издана в 1928 году.
В книге Ирина Головкина (Римская-Корсакова) - Лебединая песнь тот же период, но совсем иной взгляд . Мне эта книга тоже понравилась, но все же "бывшие" там все уж очень положительные. У Федина казалось бы должно было быть наоборот, но нет.
меня такая однозначность всегда настораживает, а часто сводит на нет желание читать книгу (это я про Головкину))
там есть положительный пролетарий) и некоторые аристократки ведут себя слегка фривольно для аристократок) нет, книга неплохая, читается легко, хоть и объем приличный.
думаете, стоит ?)
Головкина писала, что эта книга на основании воспоминаний, но она больше художественная и штампов много. На тему интеллигенции в послереволюционный период мне понравилась еще вот эта Олег Волков - Погружение во тьму , она носит автобиографический характер. Историческую литературу документальную все же предпочитаю художественной.