Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2020 г. 10:49

803

4.5 Каждый наш шаг оставляет след прошлого, а не только того, что случается вот теперь.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г...
Из письма В.И. Ленина А.М. Горькому 15.09.1919 г.

Роман о судьбах интеллигенции в период революции, гражданской войны и первых лет Советской власти. Великолепным языком написана книга, ярким, колоритным, переходящим от чистого русского к диалектам, а местами на былинно-сказательный тон.

Большая семья Каревых . Пышное потомство было у казака Василия Леонтьича , когда старшие замуж выходили, младшие только на свет появлялись. О дочерях отец сильно не пекся , а вот сыновья совсем другое дело. Матвей, Никита и Ростислав. Врач, музыкант и красный командир. Любимцем и надеждой был младший сын Ростислав. Так говорил о них Василий Леонтьич:
о Матвее

— Ему теперь масленица: то и делай — калекам капли прописывай!

о Никите

Скрипачом думал тебя сделать, а ты в регенты захотел. Отца позорит, камертон говенный.

о Ростиславе

Казак!

Никита Карев, музыкант и композитор, центральная фигура романа. Именно в этом образе писатель использовал автобиографические моменты. Никита в отличии от Ростислава, человек оторванный от действительности. В стране война, разруха, а он не понимает: зачем убивать, зачем убегать, зачем спасать сундуки и тряпье, что может угрожать человеку у которого ничего нет кроме нот и симфонии в голове?

Роман был опубликован в 1928 году, но в нем нет исключительно положительных красных и плохих белых. Есть с одной стороны отчаянный красный казак Ростислав Карев, убежденный революционер матрос Родион Чорбов, "герой" гражданской войны приспособленец Витька Чупрыков, русский мужичок с хитринкой Евграф. С другой образ отца семейства Василь Леонтьича, блуждающего интеллигента музыканта Никиты Карева , талантливого врача профессора Матвея Карева, неуравновешенного скрипача Верта, "женщины с дурью" купеческой дочери Варвары, юной максималистки Ирины, чудоковатого ученого биолога Арсения Баха. Люди нового и старого мира, все персонажи хорошо выписаны, судьбы их переплетаются.

Эта книга не про классовую борьбу, не про репрессии, она как-то выбивается из концепции времени. Эта книга о людях, о музыке, о любви .

Книга прочитана в рамках клуба "Книжный винегрет" "Весенний туесок советов", большое спасибо за совет Tarakosha
и "Игра в классики"

Комментарии


Спасибо. Вы прекрасно, интересно и убедительно описали.
А я вот в августе пытался читать ''Города и годы'' К. Федина. В итоге был ошеломлён и обескуражен. Меня давно с такой силой не отталкивала манера повествования ни одного писателя, извините за открытость. Монотонный пафосный картон профессионального газетчика. И тема там была важнейшая - интернированный русский в Германии в годы 1 мировой, затем его участие в гражданской войне - и сюжет по идее захватывающий, но манера письма, через которую надо продираться как сквозь дерюжный кустарник в дождь, угробила всё желание читать... Хочется Вам верить, что в ''Братьях'' К. Федин совсем другой.
А, может, всё и вовсе проще - может, это я просто дефективный, бракованное у меня восприятие, и зря наговариваю на хорошего писателя, которого взялся читать в самую жару...


Ничего у Федина не читала, эта книга первая . Не думаю, что в "Города и годы " иная манера (я ее, кстати, собираюсь прочитать тоже). Если у Вас настолько отторжение, то думаю и "Братья" не Ваша книга.
Пафосным язык Федина не назову. Фразы короткие, емкие, есть замечательные, красивые обороты речи, диалектизмом не злоупотребляет. Только когда пишет про купеческую дочь Варвару стиль меняется, но это на любителя))) на мой взгляд так лучше образ вырисовывается

Варя, Варенька, Варварушка, — с засученными по локотки рукавчиками, Варюшенька, Варечка — в шелковом платьице, в лисьей душегрейке!
Только бы и любоваться тобою приказчичьей родне, угождать твоему нраву шерстобитовским приживалочкам, смотреть не насмотреться на тебя купеческой дворне! А уж мамаша-то не нарадуется, что ни слово, то — золотко, что ни вздох, то — любушка, красота, свет души Варварушка, Варя, Варенька, Варюшечка!..

Я советских писателей давно не читала, видно перебор был в школьные годы) Из последнего прочитанного Тендряков, Федин, мне понравилось.
В этой книге удивило пожалуй то, что интеллигенты там, не г..., как писал Ленин еще за 10 лет до выхода романа. Я внутренне была готова к этому) А монолог Баха о новом и старом поколении совсем смелым показался для 1928 года

И мне грустно, Родион, что новое человечество безжалостно выбрасывает нас из жизни. Грустно, потому что бесследное исчезновение нашего типа людей нанесет урон будущему, подобный тому, какой наука испытывает в исчезнувших зоологических видах.

и так далее...


Про К. Федина я ещё внимательно подумаю. Проблема, видимо, коренится где-то во мне.
---
И снова большое спасибо, очень интересную тему про качество интеллигенции. Прав или неправ Ильич, резко характеризуя её? Ответ, как мне кажется, можно найти только после фундаментального анализа 3 системных вопросов в истории интеллигенции 20 века: 1) какая интеллигенция более ценна, более патриотична - та, что на философских пароходах ушла в Европу, или та, что осталась с большевиками и народом строить советскую власть в СССР?
2) каков действительный, фактически измеримый вклад интеллигенции в Победу Советского Народа в 1945 году, и, вообще, возможно ли научно, методологически его измерить?
3) до какой степени русская интеллигенция ответственна в застое КПСС и всего советского государства и в последующем распаде СССР?
Тут я никого не обеляю и никого не клеймлю, тут я только намечаю определённые линии функциональных изысканий, наполеоновское планов громадьё, извечная маниловская болтливость русского интеллигента, ведь, как бы я ни пытался отбрыкиваться от интеллигенции, каким-то боком, получается, я с ней соприкасаюсь... :)


Оля, отрадно видеть, что совет попал в цель и собираетесь еще другую прочесть книгу у автора)
мне тоже показалось, что автор пишет интересно и не чернит одних, обеляя других


автор пишет интересно и не чернит одних, обеляя других


и это учитывая, что книга была издана в 1928 году.
В книге Ирина Головкина (Римская-Корсакова) - Лебединая песнь тот же период, но совсем иной взгляд . Мне эта книга тоже понравилась, но все же "бывшие" там все уж очень положительные. У Федина казалось бы должно было быть наоборот, но нет.


меня такая однозначность всегда настораживает, а часто сводит на нет желание читать книгу (это я про Головкину))


там есть положительный пролетарий) и некоторые аристократки ведут себя слегка фривольно для аристократок) нет, книга неплохая, читается легко, хоть и объем приличный.


там есть положительный пролетарий)

думаете, стоит ?)


Головкина писала, что эта книга на основании воспоминаний, но она больше художественная и штампов много. На тему интеллигенции в послереволюционный период мне понравилась еще вот эта Олег Волков - Погружение во тьму , она носит автобиографический характер. Историческую литературу документальную все же предпочитаю художественной.