Больше рецензий

9 июня 2012 г. 11:17

324

5

Рецензия О. Виноградовой с сайта bibliogid.ru
«Точка» — это книжка-картинка, в которой то, что рассказывается о рисовании, важнее самих рисунков.
Вашти не умеет рисовать и потому отказывается это делать. Учительница просит её оставить на листе хоть какой-нибудь след, и раздражённая Вашти тыкает в лист заточенным карандашом. Точку — получившийся рисунок — изобретательная учительница не выбрасывает, а вставляет в рамку и вешает на стену. Тут Вашти понимает, что если даже такая неказистая точка заслуживает почёта, то она сможет нарисовать и получше. С тех пор Точка становится главным предметом её опытов в живописи, из чего в итоге складывается целая концептуальная выставка.
Создатель «Точки» с этой короткой историей внутри — Питер Г. Рейнольдс. Он и автор, и иллюстратор. Его герои нарисованы в мило-мультяшной манере и передвигаются по белым книжным листам на фоне абстрактных цветовых пятен. Текста немного, и у него явно одна задача — изложить сюжет, однако с учётом малого объёма и простоты исполнения это совсем не портит впечатления. Всё вместе получается — быстро, ярко, стильно. И не бессмысленно, так как и рисуя, и рассказывая, Питер Г. Рейнольдс хочет донести до детей конкретное и вдохновляющее послание: «Оставь свой след».
Кроме этого бодрого девиза, заявленного в посвящении, из книжки можно вычитать ещё два смысла.
Первый для взрослых, очевидный: для творчества ребёнка нет заданного результата и критериев оценки. Только желание и любопытство имеют значение, и даже небольшого толчка или поощрения может быть достаточно, чтобы не спугнуть их, а развить. В книге это не звучит наставительно, просто иллюстрируется сюжетом.
Второй смысл подойдёт и для детей: совершенно не важно, что рисовать. Картиной может стать что угодно: точка, чёрточка, пусть хоть чистый белый лист (если это ваше видение белых медведей в снежную бурю). Не изображение важно, а то, что за ним стоит: порыв, чувство, мысль, шутка — всё равно. Главное — чтобы это было что-то живое и сотворённое.
Именно эта мысль, кажется, составляет основную ценность книжки. Она неожиданно просто (для детей!) формулирует и переводит в практическое русло педагогики достижения искусства ХХ века — фигуративность уступает место жесту и замыслу даже на уроке рисования, добавляя свободе творчества новую грань.
Конечно, Рейнольдс вряд ли намеренно акцентирует на этом внимание, он просто описывает естественную для него среду. И эта естественность — интересное для взрослого читателя сообщение из детской книжки-картинки. Ведь нам всё-таки удивительно, выставка каких работ производит фурор в культурной жизни школы Вашти — выставка точек. Точек разных размеров и цветов, одиночных или скомпонованных, но… точек, то есть абстракции в чистом виде. Вашти оказывается, в общем-то, не хуже любого авангардиста (её точки очень походят, к примеру, на «Сигнальную систему» Юрия Злотникова). А когда в своих опытах она доходит до того, что рисует точку, «не рисуя точку», — мы понимаем, что она настоящий современный художник в развитии.