Больше рецензий

-273C

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июня 2012 г. 03:06

2K

5

Гоголь - это ого-гоголь! Первый том "Мертвых душ" - невероятной силы произведение. Причудливо сплетая гротеск с лирикой, Гоголь создает масштабное полотно, универсальное и в пространстве, и во времени; все оно - про Россию, верно для всех ее частей и придатков, было верно 150 лет назад, верно сегодня, будет верно и 150 лет спустя. Хочешь - занимайся прикладной чичиковистикой, хочешь - пускайся вплавь по неверным волнам бурной ноздревиады, хочешь - примкни к экономической партии плюшкинистов. Ты можешь маниловеть в плену собственных сиропных фантазий или встать на прочную платформу собакевичевизма. Все равно тарантас, или, вернее сказать, рессорная бричка, едет по кругу, так что соскочить некуда и затеряться негде. Всюду будут дома и стены уездного города NN, препаршивые мостовые и облезлые полосатые шлагбаумы, олухи-чиновники и дамочки-мегерочки. А если где и попадется чисто поле с избами, то и там не скроешься, среди простых мужиков. Простой мужик неразговорчив, хотя так или иначе везде присутствует, пусть даже в виде безликой тени, мертвой души. Неизвестно, однако, чему у него можно научиться. Уже давным-давно Лев Толстой протопал в образе Пьера Безухова победный марш с простым мужиком под ручку, но внятного ответа так и не смог дать. Вопрос этот так и не был решен и вряд ли будет решен в обозримом будущем, и неважно, что гоголевские герои из помещиков превратились в бизнесменов и прочих людей труда умственного, а мужик обернулся пролетариатом, частично растеряв при этом стремление к общинности. Ведь Гоголь-то, он на все времена.

P.S. Надо признаться, крайне досадно видеть в рецензиях на прекраснейшую вещь высеры школохейтеров, измученных редкой птицей-тройкой, долетающей до середины Днепра. Им место в различных сборниках "перлов из сочинений" и тому подобного.

Ветка комментариев


Фермалион уже в том возрасте, когда школьная программа его никаким боком не касается, так что он имеет уникальную возможность ненавидеть ее не в силу ряда каких-то причин, а так, саму по себе.