Больше рецензий

DenisN75

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 октября 2020 г. 16:43

458

3 НЕГОДУЭ! Девальвация!

Хотел в Алма-Ату - приехал в Воркуту.
Строгал себе лапту, а записали в хор.
Хотелось "Беломор" - в продаже только "ТУ".
Хотелось телескоп - а выдали топор.
(А.Башлачев – Палата №6)

Да, как так то?! Ведь все так, как я люблю! "Будденброки" принес Томасу Манну Нобелевскую премию! Роман написан в самом начале творческой карьеры – юным, активным, целеустремленным писателем! Написан на рубеже веков, во времена промышленной и социальных революций! Не короткий рассказ/ новелла, а многостраничный, истинный писательский труд!
Отчего же по прочтении у меня ощущение, что меня ОБМАНУЛИ?! Почему роман оказался такой неровный, неказистый, скучный?! И БЕСКОНЕЧНО НЕСОВРЕМЕННЫЙ! Время девальвировало «Будденброков» и даже на просторах Википедии у романа не нашлось раздела Сюжет! А редкие экранизации за пределами Германии "закончились" в 70-х годах прошлого века!
картинка DenisN75
И тому есть несколько причин!
Причина первая - неактуальность проблемы сюжетной линии. Роман рассказывает о жизни и крахе семьи коммерсантов из Любека. Четыре поколения строили коммерческую фирму в течение 100 лет и наконец "внучки" благополучно ее угробили. На рубеже 19 века анализ проблем в семейном бизнесе наверняка был в тренде, однако, в 21 веке международных корпораций даже в школе изучают основы менеджмента, где подробно описаны все минусы семейного бизнеса - от конфликта интересов до этических и социальных проблем. "Кровосмешение" в серьезном бизнесе уже неприемлемо!
Причина вторая - отсутствие исторической, художественной, социальной нагрузки. В романе нет ярко выраженной исторической подоплеки, описаний значимых событий в жизни Германии. Поэтому, роман проигрывает "Отверженным" Виктора Гюго, ярко описывающем наполеоновскую Францию. Фокус повествования слишком сильно смещен внутрь семейных отношений и местами напоминает "мыльную оперу". Поэтому, роман проигрывает "Бремени страстей человеческих" Сомерсета Моэма из-за слабого взаимодействия главных героев с социальной средой. Язык автора сух и излишне классичен, в романе отсутствуют яркие описания природы, внутренних состояний и переживаний героев. Поэтому, роман проигрывает произведениям Вирджинии Вульф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера...
Причина третья - несбалансированность повествования. Нас приучили, что:
картинка DenisN75
Ах, какая красивая история любви разворачивается уже во второй части между юными Тони Будденброк и Мортеном Шварцкопфом! И куда же Манн девает Мортена после окончания второй части? Да никуда! Он удостаивается единственного упоминания в самом конце книги. Хорошо! Я не прошу, чтобы Манн сталкивал своих героев фантастическим образом в одном месте а-ля Виктор Гюго в огромном Париже. Но, поверить, что они не встретились в крошечном Травемюнде, где Будденброки часто отдыхали, а Шварцкопфы жили - немыслимо!
А как сложилась судьба Грюнлиха? Он ведь был ключевой фигурой во второй и третьей частях! Его выбросили из сюжета и о нем забыла даже родная дочь! Зато судьба дальнего родственника Буденброков - Якоба Крейгера, не играющего никакой роли и не произносящего ни одной фразы, сообщается читателю более 15 раз по ходу повествования! ЗАЧЕМ???
И наконец, причина четвертая - слабый финал. Голливуд и американская литература 20-го века подняли планку и теперь мы, современные читатели, ожидаем яркого финала. Такого слабого финала я уже давно не видел! Я просто кипел от ярости, когда в финале на протяжении 100 страниц (WTF! Ста страниц! Карл!!!) мне рассказывали про клички учителей Ганно Будденброка, подколки школьников, невыученные уроки и прочие банальности, которые были раньше, есть и сейчас. Подробности - которые никак не относятся к теме книги и не могут представлять хоть какого-то читательского интереса! Такое впечатление, что Манн просто "добивал объем книги", не зная, как лучше ее закончить((
Увы! Но, время не щадит даже Нобелевских лауреатов! И следом за Франсуа Мориаком в моем виш-листе был повержен Томас Манн. Девальвация! НЕГОДУЭ!
картинка DenisN75